?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наука и религия в Иране

В одном из июльских номеров "Science" статья о науке и религии в Иране (John Bohannon, Picking a Path Among the Fatwas, Science 21 July 2006: Vol. 313. no. 5785, pp. 292-293 DOI: 10.1126/science.313.5785.292). Приводятся материалы недавно закончившейся конференции научных работников и мулл, интервью и другие материалы. Судя по статье, ситуация там примерно как в Советском Союзе времён Брежнева: и идеологии надо поклониться, и науку как-то двигать надо. Особенно поразил меня рассказ о музее естественной истории в Тегеране. Там обычные для такого музея экспонаты: стенд с трилобитами: вот, дескать, какие штуки были 400 миллионов лет назад, кости мамонтов да динозавров и т.п. А на последнем в экспозиции стенде изображён том Корана, и большой плакат рассказывает, как Бог создал Землю за шесть дней. Плакат этот издан не в Тегеране: это продукция Музея Креационизма в Техасе. Что наводит на интересные мысли о борьбе цивилизаций и решительной схватке христианства с исламом.

В статье не сказано, на каком языке напечатан этот плакат. Мне всё же кажется, что добрые техасцы вряд ли освоили фарси. Скорее всего, он всё-таки на на английском, а значит, бОльшей части посетителей не особенно понятен. Что наводит на мысль о том, что и плакат, и стенд - вовсе не инструмент пропаганды, а способ прикрыть чей-то... эээ... тыл. Дескать, в экспозиции роль партии Аллаха отражена - дяденька-проверяющий ставит птицу в ведомость.

Возвращаясь к будням СССР, примерно так же во времена моего студенчества преподаватели философии разоблачали позитивизм и эмпириокритицизм, а преподаватели физики тем же студентам рассказывали о копенгагенской интерпретации. Впрочем, похоже, что тегеранские аятоллы не сделали ошибки московских коллег, и уберегли от ретивых идеологов не только физику, но и биологию. Больше того, они оказались практичнее и коллег техасских: несмотря на возражения некоторых знатоков Корана, исследования в области эмбриональных стволовых клеток в Иране разрешены.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
imho_911
Aug. 11th, 2006 01:46 am (UTC)
"Больше того, они оказались практичнее и коллег техасских: несмотря на возражения некоторых знатоков Корана, исследования в области эмбриональных стволовых клеток в Иране разрешены."

Да, такие вещи не могут не обнадеживать...
ny_quant
Aug. 12th, 2006 11:50 pm (UTC)
Дык. Они с тем же успехом могут разрешить полеты на Марс.
imho_911
Aug. 17th, 2006 07:03 am (UTC)
Ну о темпах их научных подвижек никто и не говорит, как минимум я не говорю... пока ;)

Главное (в их случае) это пока начать, а дальше время покажет...

В любом случае, как вы понимаете, я НЕ их болельщик, и успехов их науке не буду желать до тех пор, пока они не "станут людьми", если это вообще в их случае возможно...
alexakarpov
Aug. 11th, 2006 02:06 am (UTC)
Плакат этот издан не в Тегеране: это продукция Музея Креационизма в Техасе. Что наводит на интересные мысли о борьбе цивилизаций и решительной схватке христианства с исламом.

otlichno! )
dmpogo
Aug. 11th, 2006 02:07 am (UTC)
Undegraduate education in physics in Iran is pretty good nowdays.
Lots of good students from there.
ygam
Aug. 11th, 2006 02:10 am (UTC)
Плакат этот издан не в Тегеране: это продукция Музея Креационизма в Техасе. Что наводит на интересные мысли о борьбе цивилизаций и решительной схватке христианства с исламом.

«Ничего не поняла
Я ни в той, ни в этой вере,
Но мне кажется, что оба
Портят воздух в равной мере»
scholar_vit
Aug. 11th, 2006 04:10 am (UTC)
Ибо, если они не сходятся в теории вероятности,
То сходятся в неопрятности.
a7sharp9
Aug. 11th, 2006 02:15 am (UTC)
Они и в Америке не запрещены. Только не за государственные деньги.
cema
Aug. 11th, 2006 03:21 am (UTC)
Да. Но почему-то это обычно пролетает "между уш", как говорила наша училка биологии.

И музей негосударственный.
lestp
Aug. 11th, 2006 07:07 am (UTC)
Формально да, вы правы.
Фактически ситуация сложнее. В лаборатории есть затраты на конкретный проект (реагенты и т.п.) и затраты общие (например, оплата электричества, воды, аренды помещения). Деньги на общие затраты берутся изо всех грантов поровну, как государственных, так и частных. Лаборатория, которая получает хоть какие-то, любые государственные деньги, заниматься стволовыми клетками не может т.к. на них будет тратиться электричество (за N% которого заплачено государственными деньгами), вода, и т.д.
Получается что такие исследования могут производиться только в лаборатории, которая не получает ни копейки от государства вообще ни на что, в 100% частной лабе. Т.е. отсекаются все университетские лабы, ну и вообще все лабы, которые не были созданы *специально* именно для этой цели.
a7sharp9
Aug. 11th, 2006 07:20 pm (UTC)
Вы описываете некоторое количество огненных обручей, через которые нужно прыгнуть в этом случае, чтобы и эти исследования вести, и правительственные гранты продолжать получать. Это, в общем, нормально - любая бюрократия состоит из определенного количества таких обручей.

С практической же точки зрения - казалось бы, если направление и впрямь такое перспективное, биотехнологические VC драться должны за право вложить в него деньги.
ex_bulatych796
Aug. 11th, 2006 02:42 am (UTC)
Иранцы вообще умный народ.
cema
Aug. 11th, 2006 03:22 am (UTC)
Корейцы тоже неглупый народ. И что?
taki_net
Aug. 11th, 2006 09:00 am (UTC)
Ничего.
dima1966
Aug. 11th, 2006 01:30 pm (UTC)
Хорошо бы составить список умных и глупых народов.
vitus_wagner
Aug. 11th, 2006 07:19 am (UTC)
Я давно говорил, что идет борьба не между исламом и христианством, а между светским обществом и религиозным фундаментализмом всех мастей. Ислам и христианство (а также ортодоксальный иудаизм, и, вероятно, ортодоксальный марксизм, где он ещё остался) в этой борьбе союзники. Правда, не всегда их лидеры это понимают. Но в России, похоже, уже поняли.

А иранские ученые ведут партизанскую войну. Благо геополитическое положение Ирана требует, как и геополитическое положение СССР времен холодной войны, чтобы наука работала. К сожалению, у нас, похоже, навыки этой партизанской войны, накопленные во времена позднего СССР уже утрачены. А судя по тому как правительство обнимается с православием - скоро придется восстанавливать.
eliratus
Aug. 11th, 2006 08:24 am (UTC)
Ссылка на разоблачение понравилась :-)
scholar_vit
Aug. 11th, 2006 02:47 pm (UTC)
:)))
ext_8408
Aug. 11th, 2006 12:14 pm (UTC)
Интересно было прочитать.

Собственно, у нас в стране сейчас тоже будет круто с православием. То есть, вроде как иерархи-богословы все противоречия обходят, и про тексты книг священных пишут: "книги боговдохновенные" (или как-то похоже; признавая наличие ошибок человеческой интерпретации; прочитал в связи с реакцией церкви на переход курского священника в ислам).

То есть, официальная церковь учёным мешать не будет, но наука сможет не нравиться народным массам (которые в официальное богословие не вдаются).

Не знаю, как это сопоставить с тем, что сейчас в Иране (или будет там).
e2pii1
Aug. 11th, 2006 12:22 pm (UTC)
"Судя по статье, ситуация там примерно как в Советском Союзе времён Брежнева"

Да, мне попадалась статья про Иран человека который там много бывал, там так и было сказано: "Иран - исламский СССР".


"
Плакат этот издан не в Тегеране: это продукция Музея Креационизма в Техасе. Что наводит на интересные мысли ...
"

А может Музей Креационизма в Техасе рассматривается там как еще один элемент естественной истории, наряду с трилобитами и динозаврами :-)
scholar_vit
Aug. 11th, 2006 03:01 pm (UTC)
А может Музей Креационизма в Техасе рассматривается там как еще один элемент естественной истории, наряду с трилобитами и динозаврами :-)

Тогда он стоит в неправильном месте: в конце экспозиции, как венец творения. Его надо бы разместить несколько раньше.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek