?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ранней юности я был знаком с очень большим физиком N. Как-то он поделился со мной своей давней проблемой. N. мог интенсивно работать над какой-нибудь задачей. Затем возникало озарение, и становилось ясно, что и как делать дальше. "Вдруг стало видно далеко во все концы света". Самое время сесть, аккуратно всё посчитать, сделать статью и послать в журнал. И тут возникал затык. Заклинивание. Полная невозможность заставить себя сесть и наконец доделать. "Понимаешь, - говорил он, - я могу неделями ходить вокруг стола, могу рассказывать, какие замечательные вещи у меня получаются - но я не могу ничего написать. Я называю себя ленивым, но это даже не лень, а какой-то кризис воли". Наконец ему удавалось "взять себя в руки", но очень не сразу.

В конце концов N. не выдержал и пошёл посоветоваться к психиатру. Психиатр выслушал его и сказал примерно следующее. Надо подчеркнуть, что тут есть эффект испорченного телефона: N. рассказывал мне, как он понял психиатра, я, в свою очередь, рассказываю, что я понял тогда и запомнил с тех пор. Отсюда, кстати, математические метафоры в тексте: я сомневаюсь, что психиатр говорил именно на этом языке. Но как бы то ни было, вот что мне запомнилось.

Будем по оси x откладывать время, а по оси y - интенсивность мысли. Получится некая кривая. Так вот, по словам психиатра, площадь под кривой, интеграл, то есть суммарное количество интеллектуальной работы, - у человека более или менее постоянно. Вот столько Бог тебе дал, с этим и живи. Есть стайеры, которые могут постоянно держать одну и ту же работоспособность. "Ты, - сказал психиатр N., - спринтер. Ты способен на яркие высокие пики. Но так как интеграл задан, между ними должны быть промежутки ничегонеделания". Добавлю от себя, что в отношении моего знакомого психиатр был, как мне кажется, прав: для работ N., в общем, характерны глубокие мысли и не совсем тщательная проработка деталей. Его частый соавтор M., по-видимому, несколько исправлял последний недостаток, и их совместные вещи более аккуратны. "Твоя лень, - продолжал психиатр, - это защитный механизм, вроде предохранителя. В принципе есть методы её убрать, но это может быть опасно. Возможно, ты в результате в какой-то момент потеряешь работоспособность вообще, испишешься. А возможно, ты сможешь работать постоянно, но озарения, пики на кривой, станут недоступны. В общем, я бы на твоём месте не стал бы ничего менять". И N. успокоился.

Прошло много лет. Я читал разную психологическую литературу, но теорию того психиатра нигде не нашёл. Возможно, он выдумал её на ходу, чтобы успокоить пациента. Возможно, это всё придумал сам N. А возможно, я просто не добрался до этой теории. В любом случае, идея, что лень играет защитную роль, мне кажется очень интересной.

Я это пишу к тому, что я всю неделю интенсивно трудился. Было срочное дело. И сейчас мне очень не хочется работать. Хочется пить кофе в кафе, смотреть на разноцветную листву, проходящих девушек и читать что-нибудь легкое. Лень-матушка меня защищает от перегрева.

Tags:

Comments

( 41 comments — Leave a comment )
tsvetna
Nov. 1st, 2006 05:51 pm (UTC)
Это широко известный эффект, называется защитное торможение или охранительное торможение.
myjj
Nov. 1st, 2006 06:11 pm (UTC)
О! А бороться с этим торможением как-нибудь можно? А то ведь порой месяцами "тормозишь"!
scholar_vit
Nov. 1st, 2006 08:50 pm (UTC)
Именно в этом контексте? Интересно. А где можно про это почитать?
take_five_
Nov. 1st, 2006 06:01 pm (UTC)
аналогичная фигня
еще бы площадь под графиком увеличить...
не уверен, что мои пики компенсируют столько лени, сколько есть у меня... ;)
angerona
Nov. 1st, 2006 06:29 pm (UTC)
согласна, и у меня так!
ny_quant
Nov. 3rd, 2006 04:25 am (UTC)
Аналогично.
vadim_i_z
Nov. 1st, 2006 06:10 pm (UTC)
N&M - это не Л&Л?
beldmit
Nov. 1st, 2006 07:42 pm (UTC)
О! У меня та же версия...
dimrub
Nov. 1st, 2006 08:52 pm (UTC)
А! Ну надо же, даже до меня дошло!
scholar_vit
Nov. 1st, 2006 08:54 pm (UTC)
dimrub
Nov. 1st, 2006 09:00 pm (UTC)
Дошло, в смысле, кто такие Л&Л. А вообще история забавная, у меня тоже такое бывает, хотя я и не гениальный физик.
scholar_vit
Nov. 1st, 2006 08:53 pm (UTC)
Извините, а сколько, по-Вашему, мне лет? Я, конечно, понимаю, что Любовь Орлова состояла в переписке со Львом Николаевичем Толстым, но всё-таки между мной и первым Л. слишком большая разница :)
vadim_i_z
Nov. 1st, 2006 09:37 pm (UTC)
Кто Вас знает, Ваше сиятельство! ©
Оно конечно... Впрочем, человек всего лет на десять старше меня вполне мог бы "в ранней юности" общаться с первым Л. Дистанция не столь уж огромного размера...
Уж очень похоже Вы описали.
scholar_vit
Nov. 1st, 2006 09:44 pm (UTC)
Мне кажется, там совсем иная ситуация. То, что Л. не умел писать вообще - это хорошо известный слух (называю слухом, так как по молодости лет говорю с чужих слов). Но вот "яркие озарения с неаккуратной проработкой" - это, как мне кажется, совсем не описывает его стиля. У него как раз была виртуозная техника.

Кстати, о герое моего очерка Л. не без некоторого раздражения сказал что-то вроде: "Ну, ему всегда удаётся угадать ответ". Он видел разницу в стиле.
vadim_i_z
Nov. 1st, 2006 10:19 pm (UTC)
Может быть, я догадываюсь, о ком речь. Но гадать до конца не буду - ибо это тоже возможно только "по слухам".

А про психологический интеграл - это интересно. Спасибо. Надо обдумать...
kredov
Nov. 1st, 2006 07:32 pm (UTC)
Кто это сказал: "Я очень ленив, и поэтому мне приходится много работать"?
larisaka
Nov. 1st, 2006 07:49 pm (UTC)
Точно, лень - это защитное! Очень, очень защитное и необходимое. Также этот метод хорошо применять превентивно. Вот я, например, генеральную уборку и разбор бумаг уже которую неделю откладываю - берегу силы. Ожидаю пик работоспособности в ближайшем времени, готовлюсь. Вот он наступит: а меня как раз энергия припасена, и интеллектуальная тоже.
Any day now.
ikadell
Nov. 1st, 2006 07:57 pm (UTC)
очень похоже на правду. Вернее, так - если я правильно понимаю, это самое спринтерство будучи доведено до абсолюта есть маниакально-депрессивный психоз. Так что очень может быть.
ivanov_petrov
Nov. 1st, 2006 08:03 pm (UTC)
Спасибо. Хорошая история. Мне иногд помогает крутой поворот со сменой деятельности - заняться чем-нибудь совсем другим, а потом вновь выйти на ту, нужную работу. Время торможения уменьшается по сравнению с ничегонеделанием.
scholar_vit
Nov. 2nd, 2006 04:04 pm (UTC)
У меня несколько работ. Но увы, на всех я делаю очень похожие вещи: покрываю белое пространство буквами. Как в рассказе у Чапека, где кошка замечает, что хозяин куда примитивнее её: она знает много игр, а он только одну - царапать железным коготком по бумаге.
yucca
Nov. 1st, 2006 09:10 pm (UTC)
И все сразу поняли, что они тоже спринтеры :)
scholar_vit
Nov. 1st, 2006 09:17 pm (UTC)
:)))
kdv2005
Nov. 1st, 2006 09:24 pm (UTC)
Не все. Например я -- методичный тормоз. У меня озарения случаются крайне редко.
(Deleted comment)
kdv2005
Nov. 1st, 2006 09:30 pm (UTC)
До меня эти сведения еще не дошли
:-)
nundesign
Nov. 1st, 2006 09:35 pm (UTC)
Удивительно просто. Очень образное объяснение получилось.
У меня пиков обычно нет - не настолько талантлива, но эффект, когда что-то сделано, трудно, но при этом на подъеме, по 14 часов работы, и потом вот чуть-чуть осталось - аналитику и отчеты, а у меня такой позорный упадок сил, что приходится прятаться дома и притворяться больной.

Правильно во всем этом вот что: себя надо беречь, любить и беречь! Ну, или учиться этому.
ex_bznzvn662
Nov. 1st, 2006 09:41 pm (UTC)
Отлично!
Теперь я знаю еще один повод не работать.
Где мой кофе?
ex_bulatych796
Nov. 2nd, 2006 02:30 am (UTC)
Хочется верить :)
el_d
Nov. 2nd, 2006 03:13 am (UTC)
Буду предъявлять по требованию.

С уважением,
Антрекот
vzaliva
Nov. 2nd, 2006 07:08 am (UTC)
Мне кажется все гораздо проще:

когда "стало видно далеко во все концы света", интерсная проблема собственно решена, и осталась менее творческая, неприятная, бюрократическая часть работы - подбивать данные, писать статью.

Это конечно индивидуально, но по крайней мере у меня так. :)






antoin
Nov. 2nd, 2006 09:47 am (UTC)
ага, после напряжённой работы в течение горящей недели потом трудно заставить себя поработать
a_p
Nov. 2nd, 2006 10:21 am (UTC)
Как велосипедист-любитель, ездящий со спидометром, замечу, что минимум скорости при лихо взятом крутом подъёме приходится не на собственно подъём, а на участок непосредственно после него.

То есть внутренний расчётчик ресурсов систематически недооценивает задачу, и силы кончаются до её завершения. Эволюционный :) смысл этого, видимо, в том, что при честной оценке потребных ресурсов исполнение многих задач не было бы даже и начато.
filin
Nov. 2nd, 2006 04:38 pm (UTC)
Вот-вот :-)
a_p
Nov. 2nd, 2006 04:48 pm (UTC)
Это же рассуждение со свистом относится и к инвесторам в промышленность!
sgustchalost
Nov. 2nd, 2006 10:25 am (UTC)
Может быть и худшее объяснение.
После многократных и многолетних достижений возникает некая идиосинкразия к "окончательному успеху", психологическое стремление к "бесплодности", как к новому ощущению.
Работать-думать еще интересно, а оформлять результат и получать пышки - НЕТ.

"все должно делаться медленно и неправильно, чтобы не возгордился человек". От себя добавлю - не вовремя и без последствий.

Вот у меня заявка на неплохой грант утверждена, осталось финальный договор написать. Работы на два дня, а я ее уже месяц динамлю. И сегодня с жж начал...
scholar_vit
Nov. 2nd, 2006 04:07 pm (UTC)
Re: Может быть и худшее объяснение.
Есть такая боязнь успеха. Комплекс четверочника, если не ошибаюсь. Не помню, кто описал этот комплекс: когда человек не может не сделать в экзаменационной работе несколько мелких ошибок.
sgustchalost
Nov. 3rd, 2006 10:19 am (UTC)
И Комплекс четверочника, видимо, есть,
но я о другом.
Я-то как раз перфекционист с "комплексом пятерочника", и в школу хожу с удовольствием, но так иногда противно пятерки зарабатывать... Лучше в окно поглядеть, да и не писать контроьную вовсе.
animus_ater
Nov. 2nd, 2006 02:18 pm (UTC)
Для меня это просто норма жизни, но, к сожалению, дело сильно усугубляется невозможностью "выйти". То есть, если я работаю, то - работаю: неделю, две, сурово, с утра до вечера. Реальная ситуация: принесли игрушку, в которую уже полгода хотел поиграть, каждый день думаю: "сейчас доделаю XXX и поиграю часика два-три"; в результате - сижу за работой, как пели Иваси, "пока не закроются веки". Зато потом, если уж оторвался и сел играть, то приходится насиловать себя - очень тяжко за работу опять сесть, хотя и надо: читаю, убираюсь, пью, просматриваю старую почту и вообще делаю все возможное, чтобы не садиться работать.
scholar_vit
Nov. 2nd, 2006 04:14 pm (UTC)
Насколько я помню свой университетский курс психологии (давно было дело), это связано с ригидностью. Затруднения в смене деятельности. Трудно сесть за стол и трудно из-за него встать. В небольшой дозе это полезное свойство, но если сильно выражено, то это уже патология.
5paws
Nov. 2nd, 2006 11:49 pm (UTC)
Ну да, за прошлую неделю - 6 страниц технически тяжелого текста, а на этой неделе - сон до полудня и треп по телефону. А текст дописывать надо... В конце прошлой недели сформулировала: I have manic-depressive working habits. По-хорошему, конечно, нужно непродуктивное время заполнять всякой альтернативной деятельностью - статьи читать, слайды рисовать, административной ерундой заниматься, в конце концов. На самом деле, даже придумывать что-то и писать текст на основе уже придуманного - два совершенно разных занятия, по крайней мере, если занимаешься чем-то похожим на математику (у гуманитариев, возможно, ето не так), так что можно и ето чередовать. Впрочем, мне кажется, что автору этого поста ето все известно, и он как раз чередует много разных дел, и поетому успевает больше, чем обычные люди :)
tarnegolet
Nov. 15th, 2006 07:08 am (UTC)
По другой системе, это называется холерический темперамент - перепады состояний, в том числе и энергетических. И спады - действительно защитное свойство, способ поднакопить растраченную в рывке энергию.

А впрочем, всегда приятно умными словами объяснить свою лень и безалаберность:))
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek