?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мизес и Горький

Неутомимый taki_net разыскал замечательную цитату из Мизеса:

Для проповедников социального страхования, как и для политиков и государственных деятелей, проводивших его в жизнь, здоровье и болезнь представлялись двумя состояниями человеческого тела, резко отделенными друг от друга, так что всегда без трудностей и сомнений можно распознать -- что же перед тобой. "Здоровье" -- это состояние, признаки которого твердо установлены и которое может быть диагностировано любым врачом. "Болезнь" -- это телесное явление, не зависящее от человеческой воли и не поддающееся ее воздействию. Всегда есть люди, которые по тем или иным причинам симулируют болезнь, но доктор благодаря знаниям и имеющимся в его распоряжении средствам может разоблачить подделку. Только здоровый человек является вполне работоспособным. Работоспособность больного понижается в соответствии с тяжестью и характером болезни, и предполагается, что доктор может по объективно контролируемым физиологическим изменениям установить степень снижения работоспособности.

Сегодня ясно, что каждое утверждение этой теории ложно. Не существует отчетливой границы между здоровьем и болезнью. Болезнь неким образом зависит от сознательной воли и подсознательно действующих психических сил. Работоспособность человека не связана однозначно и просто с его физическим состоянием; в большой степени это функция его сознания и воли. Так вся идея о возможности отделить с помощью медицинских обследований больных от здоровых и симулянтов, а трудоспособных от инвалидов оказалась несостоятельной. Тот, кто верил, что страхование от несчастных случаев и по болезни сможет опереться на объективные методы диагностики, очень заблуждался. Разрушительные свойства системы страхования по болезни и от несчастных случаев заключались, прежде всего, в том, что система поощряла несчастные случаи и болезни, замедляла выздоровление и зачастую создавала (или, по крайней мере, усиливала и растягивала во времени) функциональные нарушения, которые следуют обычно за болезнью или несчастным случаем.

[...] Психические силы, действующие в человеке, как и в каждом живом существе (в смысле желания и стремления быть здоровым и трудоспособным), так или иначе зависят от социальной ситуации, в которой человек находится. Некоторые ситуации усиливают их, другие ослабляют. Социальная атмосфера африканского племени, живущего охотой, определенно настроена на стимулирование этих сил. То же самое верно для совершенно отличной ситуации, в которой находятся граждане капиталистического общества, основанного на разделении труда и частной собственности. Напротив, общественный строй ослабляет эти силы, если он обещает, что в случае травмы или болезни индивидуум будет жить, не работая или работая мало, и при этом не претерпит существенного сокращения доходов.

Несмотря на ужасный стиль отрывка, выраженная в нём мысль достаточно ясна. Народишко гнилой пошёл, болеть норовит - а всё потому, что его бесплатно лечат. А вот если никакого лечения не будет, то человек будет быстро выздоравливать, и марш-марш к станку становиться. У калек, надо думать, от мобилизации "психических сил" будут отрастать утраченные ноги и руки. Автор одобрительно вспоминает "закон джунглей" - не зря в качестве примера для подражания приведено "африканское племя, живущее охотой".

Этот отрывок напомнил мне читанный ещё в детстве текст. В СССР в 1934 году вышла коллективная книга "Беломорско-Балтийский канал им. Сталина". Группа писателей под руководством Алексея Максимовича Горького посетила строительство канала и описала процесс "перековки" заключенных. Глава самого Горького была перепечатана в 27 томе его Собрания Сочинений, где я её и прочёл. Я не хочу судить писателя и выяснять, за что он расплачивался своими статьями тех лет; это он пусть с другим судией разбирается. Говорят, кому-то он там помог. А кому-то, как водится, нет. Не знаю. Однако его текст я обсуждать, наверное, могу. Текст вышел мерзкий.

Один эпизод из этой главы сумел решить сложную художественную задачу. На фоне общей мерзости окружающего текста ему удаётся выделиться особой гнусностью. Вот как он начинается:

Начались мотивы перерождения, иногда весьма похожие на комический анекдот: кругленький, румяный человечек весело говорит: "Дома - живот у меня болел, заелся я, что ли, кишки ожирели, чего ни поем - всё назад! Года полтора одним молоком питался да кашей, а и то - резь в кишках, будто стекла покушал. Злой стал, житья никому нет со мной, прямо - с ума схожу, да и - всё! Со зла и накуролесил немножко, селькора побил, а он донёс на меня, будто я одного парнишку договаривал колхозное сено поджечь. Действительно, сено-то подожгли, только не тот, кого я будто бы подкупал, а - неизвестный, ну и подумали на самого меня. Вот, значит, тюрьма, лагерь, а потом - на канал отправили. А я - просто умираю, так болит животишко. Однако на канале начал я кушать прямо - как бедный! И вижу - всё лучше мне, а потом и вовсе ничего! Ну, и работать стал соответственно здоровью. Работать я - любитель. [...]"
Дальше Горький обсуждает "перековку" этого человека и других зека, и делает вывод:
И вот, в результате двадцатимесячной работы, страна получила несколько тысяч квалифицированных строителей, которые прошли школу суровой дисциплины, вылечились от гнилостного отравления мещанством - от болезни, которой страдают миллионы людей и которая может быть навсегда уничтожена только "делом чести и славы", подвигами "доблести и геройства" - честной и гордой работой строительства первого в мире социалистического общества.

Нельзя не заметить, что у этих отрывков совсем разных авторов сходная цель, как сказал бы Горький, сходный "социальный заказ". Человеку свойственно чувство жалости, в особенности к больным и увечным. Оно биологически встроено, "hardwired". Революционеру вроде Мизеса или Сталина необходимо каким-то образом "выключить" это чувство по отношению к "врагам", объяснить, что они недостойны жалости. Для Мизеса враги - это разжиревшие на социальном страховании бедняки, для Горького - это кулаки, но рецепт прописывается один и тот же. Утверждается, что больные враги сами виноваты в своих болезнях (да и болезни, в общем, выдуманы), и каторжная работа им же самим пойдёт на пользу.

Надо отметить, что мотив "чудесного исцеления" играет большую роль практически во всех шарлатанских учениях современности: и в псевдобуддизме западного образца, и в "христианской науке", и в дианетике/сциентологии. Для средневековых алхимиков главным было получение золота; панацея представлялась, как кажется, менее важным делом. Мы смотрим на мир иначе: золото у нас есть, теперь хочется здоровья. Однако Мизес в приведенном отрывке коренным образом отличается от других шарлатанов. Для тех болезни являются следствием непонимания Всепобеждающего Учения. Адепт, овладевший его секретами, выздоравливает. Таким образом чудесное исцеление - удел самого проповедника и читателя-последователя. Но Мизес отнюдь не собирается прописывать самому себе каторжный труд и нужду в качестве лекарства. И что самое главное, не ожидает этого от читателя. Точно так же, как от предполагаемого читателя Горького отнюдь не ожидается воспитание в себе "понимания государственного смысла работы, её экономической общеполезности, её значения для обороны против внешнего врага" в тюрьме и лагере (хотя многим из них это позднее и выпало на долю). Нет, автор и читатель тут перемигиваются: исцеление через каторгу, это Arbeit macht gesund явно предназначено для другого, для врага - в конечном счете, для лоха. А сам автор и читатель идентифицируют себя с победителями, с "правильными пацанами". Это - общий подтекст Мизеса и Горького.

В заключение нельзя не отметить, что Мизес и Горький, при всей общей направленности, всё же сильно отличаются в мастерстве. Текст Мизеса тяжел и неуклюж (не знаю, насколько тут вина автора, а насколько - двойного (!) перевода: бакалавра Кахане с немецкого на английский, и некоего Бориса Пинскера с английского на русский). А текст Горького плавен и красноречив. Дальше, Мизес начинает с общего утверждения. Причём оно вызывает немедленное отторжение у большинства читателей, кроме разве что фанатиков праксеологии: всё-таки мы все видели и больных, и калек. А Горький идёт от частного, того, что называется "human interest", к общему, постепенно подводя читателя к нужным выводам. В общем, рядом с опытнейшим Алексеем Максимовичем Горьким Людвиг фон Мизес выглядит особенно беспомощно и убого. Да, даже для пропаганды людоедства нужно умение.

Crossposted to liberal_ru

Update: Первым цитату из Мизеса разыскал kislin

Comments

( 125 comments — Leave a comment )
spamsink
Mar. 21st, 2007 08:03 pm (UTC)
Строго говоря, Мизес в какой-то степени прав. Не будь медицинского страхования, народ бы занимался физкультурой, а не страдал бы сидячим образом жизни, зная, что его потом по дешевке (с учетом страховки, которую платит работодатель) накормят и Липитором, и Норваском. И то, зачем корячиться по несколько часов в неделю, если можно попить таблеточки и уши сами отвалятся холестерин и давление будут держаться в норме сколько хочешь.
lz
Mar. 21st, 2007 08:17 pm (UTC)
вот в нашей благословенной Отчизне медстрахование - пока диковинка (а то, что есть - очень э... своеобразная его реализация), при этом лекарства и медобслуживание стоят совсем не копейки (районных терапевтов мы обсуждать не будем, здесь не anekdot.ru). Скажем, стоимость некоторых лекарств (не самых дорогих из существующих) составляет 1/2 пенсии моей мамы, пенсия у нее максимальная (больше только у военных и пр).
Что-то при этом волшебного оздоровления нации не наблюдается...
(no subject) - spamsink - Mar. 21st, 2007 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lz - Mar. 21st, 2007 08:45 pm (UTC) - Expand
лень сильнее разума - saccovanzetti - Mar. 21st, 2007 08:17 pm (UTC) - Expand
Re: лень сильнее разума - spamsink - Mar. 21st, 2007 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - juan_gandhi - Mar. 21st, 2007 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Mar. 22nd, 2007 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - syarzhuk - Mar. 22nd, 2007 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Mar. 22nd, 2007 04:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Mar. 21st, 2007 11:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Mar. 22nd, 2007 03:50 am (UTC) - Expand
хрю - svinkina - Mar. 22nd, 2007 03:35 am (UTC) - Expand
Re: хрю - spamsink - Mar. 22nd, 2007 03:59 am (UTC) - Expand
hoholusa
Mar. 21st, 2007 08:12 pm (UTC)
Чувство жалости как раз встроено социологически, а не биологически. С биологической точки зрения главенствует Дарвин с лозунгом "добивай лежачего!"
ygam
Mar. 21st, 2007 08:16 pm (UTC)
Приматолог Франс де Ваал с вами не согласен. И пожалуйста, не приплетайте Дарвина к социал-спенсеризму.
(no subject) - lestp - Mar. 21st, 2007 08:18 pm (UTC) - Expand
Дарвинизм - emdrone - Mar. 21st, 2007 08:30 pm (UTC) - Expand
Re: Дарвинизм - slobin - Mar. 21st, 2007 08:56 pm (UTC) - Expand
"Тебе, Молох - Ваал!" - hoholusa - Mar. 21st, 2007 08:52 pm (UTC) - Expand
Re: "Тебе, Молох - Ваал!" - vakhitov - Mar. 23rd, 2007 11:14 am (UTC) - Expand
нет - lestp - Mar. 21st, 2007 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeyr - Mar. 21st, 2007 08:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Mar. 22nd, 2007 12:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - hoholusa - Mar. 22nd, 2007 02:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Mar. 22nd, 2007 02:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - hoholusa - Mar. 22nd, 2007 02:43 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - hoholusa - Mar. 23rd, 2007 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Mar. 22nd, 2007 06:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Mar. 22nd, 2007 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Mar. 22nd, 2007 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Mar. 22nd, 2007 09:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Mar. 22nd, 2007 09:54 am (UTC) - Expand
gilras
Mar. 21st, 2007 08:20 pm (UTC)
Школяр, интересно. А что вы в таком разе скажите о рассказе
О Генри "Санаторий на ранчо";-)?
Текст рассказа тут - http://www.geocities.com/SoHo/Exhibit/4256/
scholar_vit
Mar. 22nd, 2007 12:22 am (UTC)
Я с детства люблю О.Генри. Хотя надо признаться, что когда я стал читать его в оригинале, обнаружил, что у нас переводились его вершины - а он написал и много довольно посредственных вещей. Но этот рассказ - среди вершин.

Да, история в нём вполне трогательна, хотя, как всегда у этого автора, и переслащена. Сегодня доктора гораздо больше опираются на свежий воздух и упражнения, чем во времена О.Генри - не в последнюю очередь, благодаря исследованиям, оплаченным налогоплательщиками, против которых протестует фон Мизес и Ко. Но при туберкулёзе рифампицин с изониазидом и т.д. всё же действеннее, чем работа на ферме - о чем свидетельствует статистика смертности.
(no subject) - gilras - Mar. 22nd, 2007 12:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Mar. 22nd, 2007 12:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Mar. 22nd, 2007 01:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Mar. 22nd, 2007 01:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - syarzhuk - Mar. 22nd, 2007 12:50 pm (UTC) - Expand
emdrone
Mar. 21st, 2007 08:20 pm (UTC)
Согласен со всем сказанным
lestp
Mar. 21st, 2007 08:22 pm (UTC)
значит что-то тут не так
да нет, правда согласен - emdrone - Mar. 21st, 2007 08:32 pm (UTC) - Expand
ipain
Mar. 21st, 2007 08:36 pm (UTC)
а на кубе вроде работает.
polenova
Mar. 21st, 2007 08:52 pm (UTC)
Мне казалось, что эксперименты профессора Выбегалло в "Понедельник начинается в субботу" доказали, что если "человека не кормить, не поить, и не лечить, то он будет несчастлив и может быть даже помрет". Ан нет, оказывается, он от этого только здоровеет.
А про Горького - хорошо. Красиво.
Между прочим, во время войн и всяческих бедствий тоже многие болезни отступали, а некоторых женщин даже месячные прекращались. Тюрьмы или войны - вот чего не хватает человечеству, чтобы стать счастливым.
scholar_vit
Mar. 22nd, 2007 12:32 am (UTC)
Кстати, когда фон Мизес писал этот текст, в мире только что отбушевала "испанка", унесшая 2.5%--5% населения Земли. Что делает его интеллектуальную бесчестность особенно наглядной.
(no subject) - ipain - Mar. 22nd, 2007 03:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - polenova - Mar. 22nd, 2007 04:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - ipain - Mar. 22nd, 2007 05:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - varana - Mar. 22nd, 2007 02:09 pm (UTC) - Expand
lestp
Mar. 21st, 2007 08:54 pm (UTC)
я не представляю как вы прочли 27 томов горького
я дошел до третьей строчки, где ленина назвали гениальный возбудитель, и мне пришлось сделать перерыв
и потом про то, что его карлики именовали фантазером

поток сознания какой-то
saccovanzetti
Mar. 21st, 2007 09:09 pm (UTC)
я не представляю как вы прочли 27 томов горького

Он начал с конца.
(no subject) - scholar_vit - Mar. 22nd, 2007 12:33 am (UTC) - Expand
kislin
Mar. 21st, 2007 09:37 pm (UTC)
Нескромно так
...Цитату эту на свет Божий вытащил я...

Обсуждение велось вот здесь: http://kislin.livejournal.com/147159.html
...

Извините за невольную рекламу...
scholar_vit
Mar. 22nd, 2007 12:43 am (UTC)
Re: Нескромно так
Спасибо - добавил
dima1966
Mar. 22nd, 2007 12:54 am (UTC)
Это отличный тест для проверки на "верность учению". Последователи Мизеса должны немедленно отменить свои страховки здоровья и по потере трудоспособности. Для своего же блага.
Но что-то мне подсказывает, что они этого не сделали и не собираются. Хотя, как вы верно заметили, лохам простому народу они эту теорию будут втюхивать с упоением.
scholar_vit
Mar. 22nd, 2007 01:03 am (UTC)
Этому уже был пример в истории, когда викторианцы занимались исправлением нравов. При этом заботились почти исключительно о нравственном здоровье низших классов.
в россии - freedom_of_sea - Mar. 22nd, 2007 12:42 pm (UTC) - Expand
Re: в россии - kot_shred - Mar. 24th, 2007 08:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - curvex - Mar. 24th, 2007 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Mar. 24th, 2007 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Mar. 25th, 2007 03:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Mar. 25th, 2007 04:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - awas1952 - Apr. 9th, 2007 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Apr. 9th, 2007 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Apr. 14th, 2007 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - awas1952 - Apr. 15th, 2007 12:21 am (UTC) - Expand
alogic
Mar. 22nd, 2007 02:53 am (UTC)
А где Мизес утверждает, что каторжная работа пойдёт на пользу? Племя охотников и каторга - немного разные вещи. Идея о вольном на природе образе жизни, как способствующем здоровью, вообще как была распространённой, хоть у Энгелься, хоть у Берроуза, так и сейчас присутствует. Я даже не знаю, опровергли ли её. Вы приписываете Горьковский рецепт здоровья Мизесу.
Мизес говроит о том, что не надо поощрять болезни. Кого-то куда-то отправлять вообще противоречит его философии.
У Мизеса есть и более страшные вещи. taki_net плохо читал. Мизес поддерживал ранний фашизм, как противопоставление коммунизму.
scholar_vit
Mar. 22nd, 2007 03:50 am (UTC)
Человеку предлагают работать с полной "мобилизацией психических сил". Эта мобилизация вызвана тем фактом, что перерыв в работе - "болезнь или травма" приведет к "существенному сокращению доходов". Страх такого исхода должен был достаточно действенен, чтобы "мобилизовать" организм. Попросту говоря, работай, пока держишься на ногах, а упадешь - сдохнешь с голода. Вы не хотите называть это "каторжным трудом" - дело Ваше. Боюсь, что большинство разумных людей с таким словоупотреблением согласится.

Что касается фашизма и Мизеса - а почему бы двум людоедам и не пойти на тактический союз? Как в анекдоте про евреев и велосипедистов, у них "по главному пункту расхождений нэт".
(no subject) - alogic - Mar. 22nd, 2007 10:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_rakovskij - Mar. 22nd, 2007 03:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - alogic - Mar. 22nd, 2007 10:48 pm (UTC) - Expand
ikadell
Mar. 22nd, 2007 03:06 am (UTC)
"Падающего подтолкни" вообще довольно живучий тезис, насколько я успел заметить.

Франциска на них нет.
scholar_vit
Mar. 22nd, 2007 03:51 am (UTC)
Знала бы ты, как меня достали эти сверхчеловеки прыщавые...
(no subject) - ikadell - Mar. 22nd, 2007 08:38 pm (UTC) - Expand
pigbig
Mar. 22nd, 2007 03:57 am (UTC)
Я не думаю, что чувство жалости к больным биологически встроено.
Это чувство меняется от общества к обществу (кого именно жалеть, а кого нет), а потому, очеивдно, социально сконструировано. Цель его - спасение популяции.
scholar_vit
Mar. 22nd, 2007 04:22 am (UTC)
Мне это не очевидно. Вариабельность, конечно, есть, но там, где жалость подавлена, употребляются специальные средства: ритуалы, жесткое воспитание, - чтобы эту жалость подавить.
pigbig
Mar. 22nd, 2007 04:02 am (UTC)
Еще: если чувство можно "выключить" - его происхождение не биологическое. Биологи яне отключается. Есть хочется всегда.
scholar_vit
Mar. 22nd, 2007 04:24 am (UTC)
Биология выключается. Такие мощные инстинкты, как инстинкт самосохранения, родительский инстинкт, стремление к продолжению рода - и всё это при определённом усилии вполне себе выключается.

Человек - существо очень сложное.
(no subject) - scholar_vit - Mar. 22nd, 2007 04:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - pigbig - Mar. 22nd, 2007 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Mar. 22nd, 2007 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Mar. 22nd, 2007 04:48 am (UTC) - Expand
everything not forbidden is compulsory - ygam - Mar. 22nd, 2007 04:52 am (UTC) - Expand
el_d
Mar. 22nd, 2007 05:56 am (UTC)
Да, это очень на что-то похоже. Попытки сделать бедность - аморальной, нездоровье -аморальным.
"Он мог бы перец обожать, да только не желает"

С уважением,
Антрекот
getman
Mar. 22nd, 2007 08:22 am (UTC)
Некоторые люди, получившие травму и добивающиеся за нее компенсации, настолько входят в роль и пытаются убедить всех окружающих, как тяжело они пострадали и как сильно страдают от ее последствий, что постепенно убеждают в этом и самих себя. Человек, который физически давно поправился от последствий травмы, настолько привыкает себя вести как тяжелобольной, постоянно возвращается к врачу, требует все новых обследований и лечений, что постепенно и на самом деле уже не может вернуться к работе, правда уже по психологическим причинам.

Начав с желания получить компенсацию побольше, больной практически обрекает себя на жизнь полуинвалида, которым постепенно и становится. Поэтому важно иметь в виду, что получить компенсацию конечно неплохо, но гораздо важнее как можно быстрее преодолеть последствия травмы и вернуться к нормальной жизни и работе - в конечном итоге вы выигрываете больше.

http://m.boti.ru/node/23334
vitus_wagner
Mar. 22nd, 2007 09:02 am (UTC)
Чем, кстати, плох Мизес. Он рассматривает "некоторых" людей, и на этом основании делает выводы для всего общества. Даже если не рассматривать его людоедства, главный его принцип - что любая покупка на свободном рынке осуществляется на основании взвешенного и информированного выбора, критики не выдерживает.
Если бы оно было так, невозможна была бы "экономика брэнда", агрессивный маркетинг, спам и прочие явления позднеиндустриального общества, которые мы вокруг себя наблюдаем (да-да, нифига оно не ПОСТ-индустриальное. Главный прицип индустриальности - серийное производство одинаковых вещей - сохранен. Только если в раннем индустриальном обществе вещи с конвейера покупали потому что на более качественыне денег не хватало, то в позднем - потому что рекламщики и пиарщики внушили что это самое крутое и правильное)
(no subject) - grey_horse - Mar. 22nd, 2007 09:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Mar. 22nd, 2007 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Mar. 22nd, 2007 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - syarzhuk - Mar. 22nd, 2007 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Mar. 22nd, 2007 12:56 pm (UTC) - Expand
не аргумент - freedom_of_sea - Mar. 22nd, 2007 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Mar. 22nd, 2007 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vakhitov - Mar. 23rd, 2007 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vakhitov - Mar. 23rd, 2007 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Mar. 23rd, 2007 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - vakhitov - Mar. 23rd, 2007 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_bronx - Mar. 24th, 2007 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Mar. 25th, 2007 03:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_bronx - Mar. 25th, 2007 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - 9000 - Mar. 24th, 2007 01:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Mar. 24th, 2007 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 9000 - Mar. 24th, 2007 07:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - curvex - Mar. 24th, 2007 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - varana - Mar. 22nd, 2007 02:16 pm (UTC) - Expand
freedom_of_sea
Mar. 22nd, 2007 08:59 am (UTC)
оплачиваемый больничный
если бы больничный не оплачивался, я бы предпочел поболеть дома.
А так - бегу на работу: ответственность - мне платят деньги, значит, я работаю.

Наверное дико звучит для социалистов.
stefashka
Mar. 22nd, 2007 10:19 am (UTC)
Re: оплачиваемый больничный
Я своих таких гоню домой, потому как считаю безответственным приходить на работу больным.
elenas
Mar. 22nd, 2007 09:48 am (UTC)
Исходя из предположения, что ничего бесплатно не бывае
предполагаю (ненаучно совершенно), что выздоровление путём "полной мобилизации" - это отгрызание кусочка у будущей жизни. Конечно, когда речь идёт о выживании здесь и сейчас - война, ещё какой эксцесс - тогда лучше пожертвовать кусочком будущего. Но спалить весь запас жизненных сил ради того, чтобы сэкономить, допустим, на антибиотиках - расточительно. Как уже справедливо отмечалось - прежде чем советовать стиль жизни африканских охотников, необходимо уточнить, на сколько лет их хватало.

Относительно же физкультуры - кажется, известный долгожитель Черчилль, перечисляя принципы долгой жизни, упомянул и "никакой физкультуры". Впрочем, может, это анекдот.
freedom_of_sea
Mar. 22nd, 2007 12:37 pm (UTC)
собственно , никто даже не пытается аргументировать
что мизес неправ, все просто выражают возмущение его правотой.
brother2
Mar. 22nd, 2007 02:50 pm (UTC)
как раз про доступную медецину
scholar_vit
Mar. 22nd, 2007 08:01 pm (UTC)
Re: как раз про доступную медецину
В США, где медицина платная, с медсестрами всё равно плохо. Их привлекают из-за границы гринкартами - кто-то подчитал, что в США больше обученных в Эфиопии медсестер, чем в самой Эфиопии. И всё равно - не хватает.
krol_hydrops
Mar. 22nd, 2007 05:34 pm (UTC)
Надо отметить, что мотив "чудесного исцеления" играет большую роль практически во всех шарлатанских учениях современности: и в псевдобуддизме западного образца, и в "христианской науке", и в дианетике/сциентологии. Для средневековых алхимиков главным было получение золота; панацея представлялась, как кажется, менее важным делом. Мы смотрим на мир иначе: золото у нас есть, теперь хочется здоровья. Однако Мизес в приведенном отрывке коренным образом отличается от других шарлатанов. Для тех болезни являются следствием непонимания Всепобеждающего Учения. Адепт, овладевший его секретами, выздоравливает. Таким образом чудесное исцеление - удел самого проповедника и читателя-последователя.

Сравнение с религией более уместно, чем кажется.
Согласно религиозному учению, главное, что приобретет его адепт - спасение души. Чудесные исцеления, благодатные огни, экономический рост - это побочные продукты. Но если б их и не было - ничего страшного. Указание на них - лишь допустимый миссионерский прием. История показывает его эффективность: человек увидел благодатный огонь, поверил в бога, потом понял, что благодатный огонь - это прикол, ноп веру в бога не утратил и сохранил благодарность к тем, кто обратил еwго в веру, пусть даже посредством "благодатного огня".

В чем аналог спасения души в либертарианстве? В том, что либертарианец не нарушает неких правил, нарушение которых не оправдано во нимя никакой цели, как нет того, для чего можно бы было жертвовать спасением души.
urpflanze
Mar. 23rd, 2007 02:07 pm (UTC)
И рядом не лежали
Мизес и Горький.
У Горького описаны благотворные результаты "внеэкономического принуждения к труду".
У Мизеса только "экономическое принуждения к труду". Я понимаю, слово "принуждение" для многих отвратительно, но
дистанция между "экономическим" и "внеэкономическим" - огромного размера.
bogopas
Mar. 27th, 2007 07:53 pm (UTC)
Re: И рядом не лежали
О, по-моему, ключевой помент. Спасибо что отметили.
ledmarket
Jan. 24th, 2009 11:47 am (UTC)
Беломоро-Балтийский канал был построен в 1933 году за рекордно короткий срок - 1 год и 9 месяцев. Интересно, когда именно там успел побывать Алексей Максимович Горький.
( 125 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek