?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чехов

На выходных перечитал "Дуэль". Понял, что всю жизнь неправильно понимал конец: мне категорически не нравилась перемена в Лаевском. Казалась сусальной и неоправданной. Неожиданно понял, что автора в конце Лаевский вообще интересовал мало: ему хотелось сказать, что фон Корен не совсем пропащий. Что для него есть надежда.

Ещё понял, что в жизни почти не видел фон Коренов: всё больше Лаевские, играющие в фон Корена. Возможно, тут соввласть постаралась: фон Корен - это ведь тип революционера. Этот стиль выжигался очень последовательно. Хотя на словах превозносился. Такой вот исконный разлом (пост)советской интеллигенции. Главная проблема всех этих Ольшанских и Быковых - им очень хочется быть фон Коренами, так как им с детства внушили, что это хорошо и правильно. Но при этом они воспитаны быть Лаевскими, и это преодолеть не получается.

В юности мне самым симпатичным персонажем казался Самойленко. А теперь - дьякон.

Tags:

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
naidem
May. 7th, 2007 04:15 pm (UTC)
И мне дьякон. На самом деле они с Самойленко похожи.
scholar_vit
May. 7th, 2007 04:19 pm (UTC)
Да. Но крикнул под руку - всё-таки дьякон. Хотя мог и сана лишиться.
naidem
May. 7th, 2007 04:32 pm (UTC)
Самойленко-то попроще. Он в плену традиций, представлений о правилах поведения на дуэли, о "мужском" дворянском поведении. Он крикнуть просто не мог.
scholar_vit
May. 7th, 2007 04:34 pm (UTC)
И именно поэтому дьякон симпатичнее. Хотя у него тоже традиции, между прочим: негоже священнику на дуэль идти, верно?
naidem
May. 7th, 2007 04:43 pm (UTC)
Так он ведь изначально "неправильный" дьякон. И в пьяной компании сидел, и на пикники ездил с сомнительными личностями, и естествознанием интересовался, и в экспедицию все намеривался поехать. Он, конечно, из них самый интересный. Всему открытый человек.
scholar_vit
May. 7th, 2007 04:57 pm (UTC)
Именно
mike67
May. 7th, 2007 04:19 pm (UTC)
Да, дьякон. И с Самойленко они действительно схожи, потому что оба просто живут, тогда как остальные играют в жизнь.
mike67
May. 7th, 2007 05:08 pm (UTC)
Ну может дьякон и попроще
xgrbml
May. 7th, 2007 04:34 pm (UTC)
Ага, дьякон, конечно.

Но финал мне все равно непонятен. Такое нагромождение романтических штампов! Если это всерьез, то это выглядит как промах автора, а так думать не хочется (неспортивно). А если не всерьез, то я не понимаю, зачем.
mochalkina
May. 7th, 2007 04:47 pm (UTC)
мне тоже дьякон, ну, это совершенно понятно. ;-)

А почему романтических? Там как раз довольно жестко -- что победитель орлом смотрит, а этот жалок, кланяется как китайский болванчик, а мне... мне грустно.

Кто, кстати, в фильме (который с Далем и Высоцким) дьякона играл?
xgrbml
May. 7th, 2007 04:52 pm (UTC)
>А почему романтических?
Гекрой, который мужественно борется с морской стихией на фоне пышной южной природы.
mochalkina
May. 7th, 2007 05:06 pm (UTC)
ну, это пародия такая, по-моему.
seann
May. 7th, 2007 04:39 pm (UTC)
Дьякон и правда невероятный.
Фильм забылся бы, если о не он.
regent
May. 7th, 2007 04:50 pm (UTC)
А вот мне в жизни встречалось очень много маленьких фон коренов. И может оказаться, что других и не бывает. Чехов был слишком великодушен.
scholar_vit
May. 7th, 2007 06:38 pm (UTC)
Фон Корен, однако, работал. Исследовал эмбриологию медуз. В экспедиции ходил. Лаевский, играющий в него, стал бы много болтать - но ни хрена не исследовать.
regent
May. 7th, 2007 07:37 pm (UTC)
Вы говорите о том фон Корене, которого придумал Чехов. Но Чехов гений, у него власть над своими героями необычайная. Кто-то сказал, что Чехов мог бы и самого господа бога заставить распевать "Та-ра-ра-бумбия, сижу на тумбе я", и все поверили бы.

А я о реальности. Если кто-то действительно работает, и жизнь его наполнена смыслом, он вряд ли будет озабочен существованием в этом мире такого человеческого типа - Лаевских. А те фон корены, что встречались мне, были в общем никчёмными бездельниками. Получается, вы вроде правы. Но нет, эти бездельники - не Лаевские. Никак.
scholar_vit
May. 7th, 2007 07:44 pm (UTC)
И Вы, и я, не видали чеховских фон Коренов. Вы полагаете, что АП их выдумал. Мне всё же кажется, что во времена Чехова они были - и, кстати, в русской литературе их очень много. Получается, и Тургенев выдумал, и Гончаров. Проще считать, что они были - но потом вымерли. Я предложил гипотезу, почему: фон Корен ведь первый кандидат на лагерную пыль.

А что до того, что "эти бездельники - не Лаевские", - не согласен. Научить Лаевского социал-дарвинизму легко и просто. И так же будет бездельничать и врать - но под этим соусом.
metrika
May. 7th, 2007 06:31 pm (UTC)
А по-моему фон Коренов как раз очень много. Этаких рационалистов, которые готовы решительно подправить род человеческий и упорядочить жизнь... А у них она сквозь пальцы утекает, и остаются они в недоумении...
dansler
May. 7th, 2007 09:10 pm (UTC)
Мне думается, что "Дуэль" (как, впрочем, и некоторые другие повести - "Моя жизнь" или "Три года", например) относится к числу недооцененных шедевров Чехова. Меньше всего мне интересно, в какой мере "реалистичны" фон Корен, Лаевский или дьякон. Скорее, Чехов свел в этой повести несколько традиционных для русской литературы типов: "деятеля", "лишнего человека", "блаженного" и т.д. и т.п. (И тут можно вспомнить не только Гончарова и Тургенева, но и Достоевского, и Лескова, и даже Толстого.) С этой точки зрения не столь уж странно, что фон Корен - такой умный и добрый - тратит душевные силы на пылкую ненависть к Лаевскому. Это же не столько его антипод "по жизни", сколько конкурирующий литературный тип!
А если вспомнить, как он собирается решить судьбу этого "вредного микроба"? "ОБЕЗЛИЧЬТЕ его... Отдайте в общественные работы..." Не за преступление - за ненужность обществу. Чем не предвидение?
P.S. В фильме Хейфеца дьякона играл Георгий Корольчук. Действительно, яркий персонаж, вполне достойный всего ансамбля. В кино снимался мало.
rioman
May. 8th, 2007 04:52 am (UTC)
Ну почему же недооценённые - прекрасный фильм сняли.
dansler
May. 8th, 2007 08:50 am (UTC)
По поводу недооценки: видят противостояние человека, радеющего о науке и общественной пользе, и дегенерата, приносящего только вред. Но вот любопытное мнение Л.Шестова:
"Фон-Корен говорит, точно молотом бьет, и каждый его удар попадает не в Лаевского, а в Чехова, в самые больные места его". (http://www.vehi.net/shestov/chehov.html)
А что касается фильма, то в свое время он прошел у нас почти незамеченным, хотя и получил пару международных призов.
grdash
May. 26th, 2007 11:46 pm (UTC)
фон корен похож например на Пржевальского (которому Чехов написал восторженный некролог) - тот пишет: "Среди (монгольских) младенцев … происходит строгий естественный подбор сильнейших, и не выживает, как в наших городах, всякая калечь на горе себе и другим".
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek