?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что-то давно я не писал портретов. Сегодня листал френдленту и увидел очередной ежедневный анекдот про блондинок от lost_touch. Это мне напомнило о Д., и я решил вернуться к старой серии.

Д. была блондинкой. К тому же у неё были пушистые ресницы, замечательная фигура и симпатичное лицо. Она работала в той же компании, что и я.

Когда я пришёл туда, структура нашего отдела была "плоской": все подчинялись непосредственно Большому Боссу - крупному специалисту с кучей патентов и статей (до сих пор большинство обзоров в этой области начинается со ссылок на его классические работы). В какой-то момент решили сделать схему управления двухуровневой: разбить разросшийся отдел на группы. Д. стала руководителем группы, и я попал под её начало. Это нельзя было назвать понижением: ни моя зарплата, ни мои обязанности не изменились. Всё же я почувствовал неловкость. Дело было не в поле начальника - у нас не баня в конце концов, - но Д. была существенно младше меня, да и по образованию и количеству публикаций мы сильно отличались. Мне стало интересно, как Д. будет поступать в создавшейся ситуации, неудобной для нас обоих.

Д. повела себя так. С первой минуты она стала подчеркивать своё уважение к моей компетентности в тех областях, в которых я действительно разбирался лучше неё: во всяческом моделировании и разработке алгоритмов. Поэтому мне было психологически гораздо легче признать её превосходство в других областях: руководстве и программировании (она была очень хорошим программистом; я многому у неё научился). Затем я заметил, что точно так же она строила отношения с другими подчиненными. Скажем, хотя она и была хорошей программисткой, в её группе была пара "звездных" ребят. Д. очень четко отдавала себе отчет в том, кто есть кто, и знала, кому из её подчиненных надо объяснять, а кого лучше самой послушать.

Мне кажется, что эта черта не случайна. Хотя мир вокруг не такой патриархальный, каким был несколько десятилетий назад, мужчины в нём всё же доминируют. Поэтому успешная женщина-руководитель быстро учится не задевать самолюбие своих подчиненных - или перестаёт быть руководителем. Это качество на самом деле полезно всем начальникам, независимо от пола, - но у женщин оно встречается чаще. Оно им нужнее.

Но вернёмся к Д. Неверно было бы представлять её такой безобидной блондинкой, с утра до вечера тонко льстящей своим подчиненным. Кем-кем, а вегетарианкой она сроду не была. Тем более, что начальники-вегетарианцы не выживают. На моих глазах произошёл её конфликт с одним молодым инженером. Мне кажется, Д. была неправа, ошибочно истолковав поведение последнего, но это уже было неважно. После того, как она решила, что тот - враг, она действовала быстро и решительно. Уже через неделю парень понял, что ему лучше поискать себе другую работу.

Со мной она не конфликтовала. Мы мирно общались. Я узнал о её детстве: она выросла в большой католической фермерской семье. Многочисленные братья и сестры работали на ферме, а ей, как самой младшей девочке, достались домашние дела. "С тех пор ненавижу мыть унитазы", - как-то с чувством призналась она. Впрочем, хозяйская жилка в ней сохранилась. Как-то она зашла ко мне и посмотрела на стопку почетных грамот (многие из которых сама же и выписала). "Что-то у тебя стены голые. Хочешь, я это развешаю?", - и получив утвердительный кивок, принесла молоток и гвозди, после чего быстро и аккуратно переместила стопку на стены. Она рассказала мне о своей программе жизни: интересная работа, высокая зарплата, хороший муж, несколько детей. Очень многие женщины жертвуют чем-то из этого списка, но Д. была не из таковских.

В какой-то момент к нам пришёл специалист из Англии. В принципе британский акцент в США считается красивым, и девушки от него млеют. Я не знаю, млела ли Д., но как-то очень быстро мы оказались в кафе, празднуя их помолвку. Там я пожал жениху руку и сделал то, что давно хотел: поцеловал Д. в щечку. Надеюсь, читатели меня нe обвинят в харассменте непосредственного начальства.

Ещё через некоторое время Д. ушла с повышением в соседнюю фирму. Затем родила двоих детей - мальчика и девочку. Вроде бы в плане есть ещё. Поскольку её работа важнее и лучше оплачивается, чем работа её мужа, именно он обычно остается с детьми, когда они заболевают (вот и сегодня его нет: простудилась девочка, - а он мне нужен!).

Я время от времени вижу Д.: меня иногда приглашают консультировать в её компанию; кроме того, она ходит на наши вечеринки в качестве жены сотрудника. Несмотря на роды, она почти не изменилась. Причем не только внешне: она всё-такaя же быстрая и решительная. Мы как-то праздновали в кафе отвальную одного блестящего программиста, переманенного другой фирмой. Д. тоже там была. Она тихо поинтересовалась, сколько же тому будут платить на новом месте. Услышав ответ, она сказала: "Тебя недооценили. Знаешь что, позвони им завтра и скажи, что ты передумал. Приходи к нам - я тебе дам существенно больше". Тот не раздумывая так и сделал. На мой взгляд, эта история показывает три вещи: во-первых, Д. не утеряла хватку, во-вторых, на новом месте её ценят и готовы немедленно принять человека по её рекомендации, и в-третьих, её бывшие подчинённые всё так же доверяют ей: раз сказала, что возьмёт, значит, возьмёт.

Я тут обещал рассказать, что я думаю о стеклянном потолке. Так обычно называют невидимый барьер, который перекрывает карьеру женщине. Так вот, глядя на Д., я понимаю, что его пробить можно. Надо только иметь железную волю, выдержку и компетентность. Женщина в современном обществе может конкурировать с мужчинами - если она на голову выше их.

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
yurilax
Nov. 28th, 2007 10:04 pm (UTC)
Интересная история, спасибо.
mbla
Nov. 28th, 2007 10:11 pm (UTC)
Хорошая история!
beth4ever
Nov. 28th, 2007 10:18 pm (UTC)
Спасибо.
kvasy_pingvin
Nov. 28th, 2007 10:30 pm (UTC)
Редкость такое от мужчины услышать.
Говорят, что для того, чтоб добиться успеха в этом мужском мире женщина должна работать больше, быстрее и лучше мужчины. Феминистки успокаивают правда, что это не трудно.
jak40
Nov. 29th, 2007 09:17 am (UTC)
Пример - как раз - ответ на такие "говорят".
Хорошая исторя.
karial
Nov. 28th, 2007 10:50 pm (UTC)
То, что пробить можно, сомнений нет - примеров очень много. Более того, по моему опыту огромное количество ситуаций, списываемых на стеклянный потолок - преувеличение, т.е., ситуация складывается не в пользу женщины не потому, что она женщина. Скажем, жалобы, что ее не слушают на встрече - очень часто я слышу их от той, которой либо не было что сказать, либо пыталась встрять непрерывно....у меня такой проблемы никогда не было, несмотря на акцент, пол, и т.п. НО - при всем при этом - все равно продолжает угнетать именно то, что ты так хорошо сформулировал: "Женщина в современном обществе может конкурировать с мужчинами - если она на голову выше их. ". Тогда как мужчине не надо быть "выше на голову", а достаточно "вровень". Это и есть проблема, а не стеклянный потолок.
scholar_vit
Nov. 28th, 2007 10:55 pm (UTC)
Ну ведь я такие вещи повидал в другой упаковке. "Еврей в принципе может поступить в престижный вуз - если будет подготовлен существенно лучше, чем абитуриенты-неевреи". Тут очень близкие эмоционально струны.
svensk_vanja
Nov. 29th, 2007 12:39 am (UTC)
Бывают разные варианты этой поговорки. Один местный шоумен как-то заявил, что нееврей может сделать карьеру в шоу-бизнесе в Лас-Вегасе, если будет на порядок талантливее конкурентов-евреев.
femme_amoureuse
Nov. 29th, 2007 01:11 am (UTC)
Давным-давно я спросила своего приятеля-негра (дело было в американском универе), почену слово "негр" - ругательное, ведь это всего лишь обозначение цвета кожи. Постаралась задать вопрос максимально политкорректно. Он поржал над моей политкорректностью и честно сказал, что всё зависит от тона и контекста и привёл классный пример. Евреи, негры и женщины прочувствуют кожей. Он сказал:"You, woman!" И всё стразу стало понятно. :) Слово "женщина" - оно вовсе не ругательное, однако в некоторых ситуация именно оно и возмущает.

Тяжело это - быть вровень, а получать меньше, быть выше на голову, а получать вровень...
maryxmas
Nov. 29th, 2007 12:28 am (UTC)
это, к сожалению, лично ваш опыт. не более того.
если бы всё было так, как видели вы -- я была бы только счастлива.
e2pii1
Nov. 29th, 2007 09:02 pm (UTC)
В Японии попатриархальней. Вот к примеру объявление о работе:

====================
Токийская компания ищет преподавателя русского языка.
Они планируют расширять свое сотрудничество с Россией и в этой связи хотят, чтобы их сотрудники в ближайшее время начали изучать русский язык с русским преподавателем. Требования такие:

- девушка до 30-32 лет
- высшее гуманитарное образование
- японский язык 2-3 уровень Норёку сикен
- способности к преподаванию родного языка

для начала они предлагают проводить занятия 1-2 раза в неделю для небольшой группы, Оплату обещают достойную, хотя и почасовую.
====================


Не надо думать, что это скрытый поиск сексуальных услуг!
Нет, они реально ищут преподавателя. А "девушка до 30-32 лет" - это означает определённый статус, и определённый уровень зарплаты; девушкe 40 лет или мальчику 30-32 лет положена другая зарплата и/или другой статус.

Я видел также объявление в Японии: "требуется молодой программист знающий C++ i Java".


<<
Ну ведь я такие вещи повидал в другой упаковке. "Еврей в принципе может поступить в престижный вуз - если будет подготовлен существенно лучше, чем абитуриенты-неевреи".
>>

Это утверждение (для тех вузов в СССР куда евреев не брали, вклячая МЕХМАТ и ФИЗФАК МГУ, ФИЗТЕХ, МИФИ и.т.д.) на самом деле абсолютно неверно, в отличии от случая карьеры женщин в США.
В в конце 197х - в 198х на вступительных экзаменах в престижный советский вуз были способны завалить ЛЮБОГО абитуриента, ЛЮБОЙ гениальности, масштаба, подготовки. Те некоторые евреи которые туда поступали, поступали всегда благодаря каким-либо специальным обстоятельствам не имеющим отношения к подготовке, либо случайным сбоям системы. Правда в некоторых случаях при наличии подобных дополнительных обстоятельств хорошая подготовка абитуриента могла ему помочь.
scholar_vit
Nov. 29th, 2007 10:26 pm (UTC)
Это утверждение (для тех вузов в СССР куда евреев не брали, вклячая МЕХМАТ и ФИЗФАК МГУ, ФИЗТЕХ, МИФИ и.т.д.) на самом деле абсолютно неверно, в отличии от случая карьеры женщин в США.

Это существенно зависит от времени. Были разные периоды - и абсолютной непроходимости, и полупроходимости.
juan_gandhi
Nov. 28th, 2007 11:07 pm (UTC)
А что это за ситуация такая, когда человек уходит в другую контору (уже, значит, на большие деньги), а ему вдруг предлагают ещё "существенно больше"? Не понимаю. Можно это выразить в у.е.?
scholar_vit
Nov. 28th, 2007 11:11 pm (UTC)
Ну, там изначально человек шел не за деньги, а потому что по Beltway надоело ездить. Я не помню уже абсолютных цифр, но что-то вроде +10% он выговорил. Предложили +20% с теми же удобствами передвижения.
(Anonymous)
Nov. 28th, 2007 11:45 pm (UTC)
для специалистов звездного класса слишком большая вариация в предложении зарплат
если для среднего программиста это процентов 10
то для "звезды" (топ-5 в данной области) это может быть раза в два раза и больше

juan_gandhi
Nov. 29th, 2007 02:09 am (UTC)
Да, действительно. Не сообразил.
(Anonymous)
Nov. 28th, 2007 11:38 pm (UTC)
Любопытная история
Знаю несколько женщин-блестящих инженеров (наверное, вы бы назвали "программистов") начавших с очень хорошеф академической карьеры и передших в индустрию.
Как-то в голову бы не пришло, что они на голову выше или ниже. Мне кажется карьерные достижения совершенно не зависят от пола.
Может это, конечно, зависит от страны и штата. В какой-нибудь Турции или запределами Калифорнии и Нью-Йорка отношения более патриархальны и женщина-инженер влспринимается по другому, чем мужчина-инженер.
kdv2005
Nov. 29th, 2007 12:23 am (UTC)
Как всегда, умно и все по делу.
Спасибо.
shvarz
Nov. 29th, 2007 12:54 am (UTC)
Это не у вас был портрет "молодого чернокожего сенатора О."? Недавно искал и не смог найти.
scholar_vit
Nov. 29th, 2007 12:57 am (UTC)
Нет, не у меня
nikysia
Nov. 29th, 2007 01:00 am (UTC)
Спасибо, очень близко.
pigbig
Nov. 29th, 2007 02:17 am (UTC)
Вы очень инетерсно здесь написали о том, что "женщина-руководитель быстро учится не задевать самолюбие своих подчиненных". Т.е. мужчины и женщины и правда проходят через различные "дисциплинарные практики" и научиваются делать то, что тем и другим "позволено".
scholar_vit
Nov. 29th, 2007 02:20 am (UTC)
Мне кажется, это должно быть хорошо изучено и где-то аккуратно описано, разве нет?
pigbig
Nov. 29th, 2007 02:26 am (UTC)
Ну, в общем это известно, но вы это выделили "эмпирически".
freesurgut
Nov. 29th, 2007 03:38 am (UTC)
Стеклянного потолка просто нет, когда дама директор собственной фирмы. Среди тех кого я знаю - директора юридических фирм, завода по производству продуктов питания, фирмы по производству строительных материалов, фирмы продающей строительную технику. Все компании успешные, твердо стоящие на ногах. Правда компании небольшие, если судить по штату сотрудников. В крупных же руководителей женщин не помню, а вот на уровне замов генерального -обычное дело. Но тут дело,думаю, не в дискриминации,а во времени, которое требует должность генерального. Это практически все время. Мне кажется женщины просто не хотят жертвовать всей своей жизнью ради возможности порулить тысячами работников.
youngracoon
Nov. 29th, 2007 06:29 am (UTC)
Спасибо, очень интересно. Невозмжное - возможно!
irkathena
Nov. 29th, 2007 08:57 am (UTC)
Интересно, Д не того же психотипа, что наша Лейлочка? (этико-сенсорный экстраверт)
Вот похоже по описанию, и для тебя это активаторы, очень полезные, и под карьеру они прекрасно заточены.
scholar_vit
Nov. 29th, 2007 09:28 pm (UTC)
Не могу сказать...
superina
Nov. 29th, 2007 08:31 pm (UTC)
Ну вот - опять блондинка и опять умная....
scholar_vit
Nov. 29th, 2007 10:21 pm (UTC)
А почему "опять"?
superina
Nov. 30th, 2007 03:31 pm (UTC)
Сам знаешь
ny_quant
Nov. 30th, 2007 04:03 am (UTC)
Любопытно. Я тоже собирался написать заметку на эту же тему, основываясь на своих наблюдениях. Как-нибудь соберусь. Дело в том, что я таких "блондинок" знаю несколько. В общем, все совпадает, кроме, конечно, вывода в последней фразе.
breznevagalya
Jul. 2nd, 2008 05:58 am (UTC)
жесть ;)
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek