?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В эпоху студенческих волнений был однажды такой случай. Десять студентов посадили в одну небольшую камеру: им было там невыносимо тесно, душно и грязно. Одного из них пристав знал, так как игрывал в карты с его отцом: он вызвал этого студента и предложил перевести его в камеру вестового.

– И вам будет удобнее, и товарищам все-таки легче, – сказал любезный пристав.

Но студент отказался. Собственно говоря, почему было ему не согласиться? Ведь от него за то никаких «услуг» не требовали, и товарищам его отказ никакой видимой пользы не принес – напротив, если бы один выбыл, все же стало бы просторнее. Но студент отказался, потому что у него было этическое чутье. Он понял, или, вероятнее, просто почувствовал, что его переход на привилегированное положение, когда товарищи по беде остаются в яме, посеял бы в атмосфере какую-то неуловимую, невесомую деморализацию, которая гораздо ядовитее спертого воздуха.

То был маленький случай, и беда была сравнительно маленькая. Теперь мы стоим перед великим национальным горем, в глубокой яме копошатся не десять человек, а шесть миллионов, целая Португалия, две Норвегии, и вопрос о том, есть ли у нас это чутье невесомых преград, разрастается до размеров огромной национальной трагедии. Перед лицом этой трагедии человек, которому дано перо в руки, не имеет права считаться с личными переживаниями отдельных дезертиров. Он должен напомнить во всеуслышание старую истину, через которую вы слишком цинично преступили: что именно талант внутренней брезгливости, именно чутье невесомых святынь и преград, создает то, что мы называем порядочностью, sittlicher Ernst и у кого в такую тяжелую эпоху медленной пытки, затяжного погрома не оказывается в наличности этого чутья, тот должен сам понять себе цену и не удивляться, если другие называют ее вслух.

Хочется говорить об этом как можно более сдержанно, и оттого главным образом приходится настаивать на невесомых моментах. Ведь с той стороны это – главный довод: «живя согласно со строгой моралью, я никому не сделал в жизни зла».

Хочется напомнить людям, что если даже допустить, будто и в самом деле «никому не сделано зла», это еще само по себе далеко не отворяет двери в ту комнату, где у Б-га помещены джентльмены, – люди, которым можно доверять, люди, с которыми можно вместе страдать и которые не вылезут в окошко…

Владимир (Зеев) Жаботинский, "Наше бытовое явление"

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
mochalkina
Jan. 23rd, 2009 06:54 pm (UTC)
пример в начале процитированного отрывка - замечательный и очень жизненный, причем для самых разных ситуаций. А статья какая-то... нехорошая.
xgrbml
Jan. 23rd, 2009 07:01 pm (UTC)
Совершенно нормальная националистическая риторика. Сейчас такое и впрямь нехорошо, 100 лет назад - никак не ужасно.
(no subject) - scholar_vit - Jan. 23rd, 2009 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 23rd, 2009 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Jan. 23rd, 2009 09:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 12:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - lapot - Jan. 24th, 2009 03:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Jan. 24th, 2009 07:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - lapot - Jan. 24th, 2009 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - lapot - Jan. 24th, 2009 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lapot - Jan. 24th, 2009 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Jan. 24th, 2009 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 01:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Jan. 24th, 2009 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Jan. 24th, 2009 03:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 11:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luzhin - Jan. 23rd, 2009 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jan. 23rd, 2009 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - luzhin - Jan. 23rd, 2009 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 12:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - mochalkina - Jan. 23rd, 2009 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jan. 23rd, 2009 07:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mochalkina - Jan. 23rd, 2009 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jan. 23rd, 2009 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mochalkina - Jan. 23rd, 2009 08:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saccovanzetti - Jan. 23rd, 2009 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mochalkina - Jan. 23rd, 2009 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - frau_derrida - Jan. 23rd, 2009 08:31 pm (UTC) - Expand
old_greeb
Jan. 23rd, 2009 07:21 pm (UTC)
А о чем это он?
(no subject) - mochalkina - Jan. 23rd, 2009 07:32 pm (UTC) - Expand
xgrbml
Jan. 23rd, 2009 07:00 pm (UTC)
Разве у Жаботинского было "Б-га"? Он же был человек нерелигиозный, и писал, насколько я помню, полностью.
scholar_vit
Jan. 23rd, 2009 07:03 pm (UTC)
Я скопировал это с какого-то сайта, где все так. Надо бы посмотреть в бумажном варианте.
vryadli
Jan. 23rd, 2009 07:34 pm (UTC)
Ого! Начало весьма пробирает. И - действительно! - без Б-га для мня было бы почте втрое больше смысла. Если Б-г есть, так чего там, надо ж просто или строго по книжки договор соблюдать - как меня о себе знакомые иудеи учат, или истовей молиться о вразумлении - как в "Острове" хотя бы. А вот если нету, тогда действительно и мысленные эксперименты и развернутые метафоры и ухо востро к своим желательностям
scholar_vit
Jan. 23rd, 2009 08:43 pm (UTC)
Строить гуманизм без Бога вообще сложно. Но, как справедливо заметил Александт Иванович Герцен, что ещё делать, если веры нет?
magpie73
Jan. 24th, 2009 08:16 am (UTC)
;-))) А вам не кажется, что С БОГОМ это делать еще сложнее?
Вот только про дебилтное высказывание Достоевского не надо, ладно? Мало ли кто какую фигню скаже - вон, Слава КПСС! тоже 70 лет говорили - и что?
polyarnik
Jan. 23rd, 2009 07:35 pm (UTC)
Спасибо. Умел же человек говорить как можно более сдержанно!
magpie73
Jan. 23rd, 2009 08:41 pm (UTC)
Не Жаботинский, но о том же - как вам понравится;-)))? аль вы левый до омерзения? тогда рекомендую ознакится с этим
old_greeb
Jan. 23rd, 2009 11:32 pm (UTC)
Первая ссылка подзамочная.
magpie73
Jan. 24th, 2009 08:10 am (UTC)
Ой, сорри, я не обратила внимание. сейчас
magpie73
Jan. 24th, 2009 08:18 am (UTC)
Марьян Беленький
Глокая куздра

Дорогие зрители! Мы прерываем наши передачи для экстренного сообщения. Сейчас мы попытаемся связаться с нашим корреспондентом, который находится вблизи места происшествия. Алло, Алан! Вы нас слышите?
- Да, Мири, только что я своими глазами видел это душераздирающее зрелище. Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
- Какой ужас! Спасибо, Алан. До каких пор, интересно, это будет продолжаться!? Слово нашему нью йоркскому корреспонденту.
- Только что здесь, в Нью Йорке собралось экстренное заседание совета Безопасности по вопросу куздровской агрессии против мирных бокров. Совбез проголосовал за немедленное прекращение агрессии и выводя всех кудровских вооруженных формирований из ареала проживания бокров.
А как объясняет этот феномен сама глокая куздра? Слово нашему корреспонденту.
- Глокая куздра только что распространила заявление о том, что вся ответственность за этот инцидент целиком ложится на бокров. Конечно, гибнут мирные бокры и бокрята, тем не менее, следует именно их считать виновными в данном конфликте. Бесконечные бокровские провокации не могли оставить равнодушным народ куздры. Долго сдерживаемая волна народного гнева обрушилась всей своей силой на бокровских провокаторов.
Власти не в силах удержать стихийные проявления активности масс. Убедившись в том, что правительство не может контролировать ситуацию, куздры сами взяли в свои руки дело расправы с коварными бокрами и их бокрятами. - Мы доведем это дело до конца, - заявляют в едином командном центре куздры.
Ведущий: Как говорили еще в древнем Риме, «да будет выслушана и противоположная сторона». Слово представителю центрального координационного совета бокров.
Здравствуйте, дорогие слушатели. Бокры давно пытались привлечь внимание международной общественности на распоясавшихся куздр, но все это было напрасно. И вот теперь, когда агрессия против мирных бокров уже в разгаре, мне хочется задать вопрос всей мировой общественности и каждому зрителю – в чем мы, бокры, виноваты перед человечеством? Мы хотим только одного – мирно жить, чтобы нас никто не трогал. Но в нынешней ситуации это становится несбыточной мечтой.
Ведущий: Спасибо . А теперь мы предоставляем наш микрофон главе организации Антибокр:
- Бокры повсюду, они проникают в наши дома, учреждения, отнимают наших детей, насилуют наших женщин, они отнимают у нас работу. Всех бокров необходимо немедленно собрать и выселить за пределы Куздры.
Это единственный способ от них избавиться. Иначе они завладеют всем. Сегодня бокры и так контролирую значительную часть ВНП.
Ведущий : То, что сегодня происходит, никого не может оставить равнодушным. Слово знаменитому поэту, лауреат нобелевской премии мира, Петеру Асту :

Доколе будем мы в неволе?
Доколе матери тужить?
Доколе кровь святую нашу
Проклятый бокр будет пить?

У бокров – банки и заводы,
У них - конторы и печать.
Скажи, доколе эта свора
Страною будут управлять?

Доколе будет раздаваться
Народа над страною стон?
Восстань, народ, и иго
Сбрось как кровавый страшный сон

Доколе будет бокр-стервятник
Над нашей родиной летать?
Мы все, свободные народы
Должны немедленно восстать!

Во имя Правды и Свободы
У бокров нужно все отнять
И их имущество народу
Немедленно все раздать .

Жиреет бокровская свора -
Ведь нашу кровь они сосут.
Мы, доброй воли все народы
Осуществим над ними суд.

И тщетно подлые агенты... итд
ну как это "мировой общественности"?Вы за кудру или за бокров?
(no subject) - belenky - Jan. 25th, 2009 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - magpie73 - Jan. 25th, 2009 04:45 pm (UTC) - Expand
bukvoyeditsa
Jan. 23rd, 2009 09:51 pm (UTC)
Есть русская поговорка: "Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше."
Она придумана вовсе не про евреев, не про выкрестов, а про вообще. Чтобы не оправдать, но хоть объяснить это очень распространённое среди людей явление.
" Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а - так..." Бывает...





kouzdra
Jan. 24th, 2009 12:48 am (UTC)
" Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а - так..." Бывает...

Хорошая цитата: стандарный "национальный" аргумент - "ты русский и я русский => мы друзья". Я действительно русский (по рождению) и все что я могу сказать на это рассуждение - "мы с вами на брудершафт не пили".
(no subject) - bukvoyeditsa - Jan. 24th, 2009 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bukvoyeditsa - Jan. 24th, 2009 05:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 11:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bukvoyeditsa - Jan. 26th, 2009 11:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jan. 26th, 2009 05:48 pm (UTC) - Expand
bgmt
Jan. 23rd, 2009 11:20 pm (UTC)
Любой разговор о предательстве вызывает у меня крайнюю неприязнь. Предательство существует; но только личное; да и оно может судиться только тем, кто считает, что предал, а не тем, кто считает, что его предали.

Это относительно новое понимание. Оно появилось, когда человек стал в большей степени личностью, чем членом группы. Это осознание не кончилось, о чём и свидетельствует этот разговор. Жаботинский про это ничего не знал, он, вероятно, если бы был ну скажем французом, был бы французским патриотом, а немцем - немецким. Он был евреем, и вместо патриотизма у него было соседнее, но очень похожее групповое чувство. Он, родившись тогда, когда родился, имел на это право. Мы - нет.

Путаница тут происходит именно потому, что сам человек имеет полное право чувствовать себя предавшим, или не желающим предать, или желать проявить солидарность и проявлять её. Иногда я с ним соглашусь, иногда нет, но право он безусловно имеет. Право он теряет в тот момент, когда начинает судить других.

В данном конкретном случае мы имеем суждение и осуждение, которое по-разному применяется к родившимся евреями и родившимся не евреями. Как только вопрос ставится так, я закрываю книгу. Если есть яма, дело до неё должно (может) быть всем. Ну не китайцам, они далеко. Но всем, кто рядом. И совершенно вне зависимости.
kouzdra
Jan. 24th, 2009 12:43 am (UTC)
Предательство (измена) - это нарушение контракта. Но контракт представляет собой двусторонние обязательства. В том и разница между изменой времен феодальных (когда обязательства, хотя бы формально, всегда были взаимными - и неисполнение их одной стороной освобождало от обязательств другую).

Во времена национальных государств (которые есть, хотя Вы в них и не верите) специфика понятия стала состоять в том, что обязательства стали односторонними - если я "русский" ("еврей", "француз") то я уже по этому обязан всем соотвествующему государству и ничто (в том числе игнорирование даже общепризнанных обязательств со стороны государства по защите граждан) не может, согласно современной теориии, оправдать мое небрежением своими обязанностями.

Жаботинский собственно настаивает именно на этом. "Еврей не имеет права забыть, что он еврей, даже если ему никто и ничего за это не должен".
(no subject) - vryadli - Jan. 24th, 2009 08:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jan. 24th, 2009 01:07 pm (UTC) - Expand
scholar_vit
Jan. 24th, 2009 05:58 am (UTC)
Если есть яма, дело до неё должно (может) быть всем

В том-то и дело, что из логики автора следует именно это. Если верно, что я еврей, ПОТОМУ ЧТО евреи сидят в яме, - то тогда мне следует носить желтую звезду независимо от случайности рождения. Но тогда неважо, сидят ли в яме евреи или неевреи.
vryadli
Jan. 24th, 2009 07:54 am (UTC)
+1
roman_sharp
Jan. 24th, 2009 11:19 am (UTC)
Все-таки цитата, имхо, проигрывает от того, что в нее не включен следующий фрагмент, поясняющий, о чем вообще дело.

Я его взял с http://forum.jnews.co.il/viewtopic.php?p=462425&sid=3d912eab47be39794eea692c9d84d786

Но, в конце концов, этот вечный припев каждого дезертира, что он «никому не сделал зла», тоже неправда.
На глазах у врагов и равнодушных наша молодежь с такой легкостью меняет религию, что у зрителя возможен только один вывод: раз это так легко и просто, то, очевидно, те, которые этого не проделывают, далеко не так страшно угнетены, и особенно о них беспокоиться нечего. Этот вывод естественно складывается и оседает не только у врагов, но, что гораздо важнее, у равнодушных, т.е. именно в том кругу, от которого зависит дать перевес друзьям или врагам.


Если принять во внимание общечеловеческий посыл, - то история получилась бы моральной. Но в сочетании с религией или национализмом - получается что в камере держит-то и не надзиратель. Нет никакого надзирателя. Девять человек решили посидеть в камере, ну и тебя посадить за компанию. Причем в идеальном (чисто для упрощения, я ниже поясню, почему), мире с ними не происходит ничего плохого - свободный выбор религии, свободный выбор страны проживания и т.д. Однако за уход от них они тебя клеймят.

Похожие отношения у меня с украинскими националистами, ругающимися словом "денационализированный" (денаціоналізований) в оригинале. Кто не националист и не поддерживает национализм - тот предатель и враг. Ситуацию я считаю вполне аналогичной евреям-выкрестам. Причем страдательного для воображаемой "камеры" они себе находят с избытком - "у нас тут говорят не по-украински, читают не по-украински, фильмы не на украинском, и не на правильные украинские темы", - в общем, демонстраций "национального угнетения" найдется, - вот почему я прибегаю к упрощению. Угнетение в представлении националистов может не быть таковым для меня, двуязычного сколько себя помню. Я с детства без особых проблем читаю и на украинском и на русском. Для меня нет "камеры", для меня есть куча журналов, книг, фильмов, передач, сайтов на двух родных и любимых языках. А для них "камера" - есть, потому что они не любят русского.
belenky
Jan. 25th, 2009 04:59 pm (UTC)
1. Это не вы решаете.
2. Мат-л отправлен как раз в американскую газету.
3.http://belenky.livejournal.com/1910168.html?mode=reply
4. В случае повторения расфрендивание будет пожизненным.
kzn
Feb. 13th, 2009 10:41 pm (UTC)
Спасибо Вам!
Благодаря этому посту открыл для себя Жаботинского.
scholar_vit
Feb. 14th, 2009 01:48 pm (UTC)
Да, это хороший писатель. Вы читаете его прозу или публицистику?
kzn
Feb. 15th, 2009 08:41 am (UTC)
Прозу. На этой неделе закончил читать "Пятеро" и начал "Самсона Назорея".
( 68 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek