?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шум в прессе вокруг Сомали напомнил мне интересную статью Бенджамина Пауэлла, Риана Форда и Алекса Норвасте "Сомали после коллапса государства: Хаос или улучшение?", опубликованную в ноябре 2006 года. Форд и Норвасте - аспирант и студент. Первый автор, Пауэлл, достаточно известен. Его биография довольно типична для экономиста либертарианского толка: работа в Independent Institute, American Enterprise Institute и прочих правых think tanks, публикации в разных изданиях, включая Cato Journal и Quarterly Journal of Austrian Economics, профессорская должность, интервью с Такером Карлсоном и Луи Доббсом, статьи и комментарии под характерными названиями: "Globalization and Its Enemies", "Deregulate Health Insurance" и пр.

Обращение к теме Сомали для этого автора не случайно. Сейчас уже мало кто помнит, но ещё несколько лет назад либертарианцы любили приводить в пример эту страну как доказательство ненужности и вредности государства. Дескать, вот в Сомали государство развалилось - и ничего, люди живут не хуже, чем в соседних странах, а экономика развивается даже лучше. Вот и основной тезис статьи выражен уже в резюме: "Многие думают, что экономика Сомали погрузилась в хаосе после коллапса национального правительства в 1991 году. Мы использовали сравнительный институциональный подход, чтобы проанализировать положение здесь на фоне других африканских стран - как в период, когда в Сомали было правительство, так и во время длительной анархии. Мы обнаружили, что хотя Сомали бедна, её относительная экономическая эффективность улучшилась за время без государства. Мы также описываем, как Сомали обеспечила на своей территории законность и валюту, которые позволили стране достигнуть координации жизни общества и привели к улучшению в уровне жизни".

Мне кажется, что сейчас, в 2009 году, поучительно вспомнить эту статью и понять, почему выводы авторов были именно таковы.

Авторы смело формулируют задачу исследования как уникальную возможность "изучить политическую экономию безгосударственного порядка". "Некоторые теоретики (Гоббс, 1651, Буханан, 1975) утверждали, что без государства общество погрузится в войну всех против всех, результатом которой будет 'плохая, жестокая и короткая' жизнь. Даже если полного коллапса не произойдет, стандартная экономическая теория предсказывает, что многие общественные блага не будут предоставляться, а сложные рыночные взаимодействия не будут реализованы. С другой стороны, некоторые теоретики (Ротбард, 1973, Фридман, 1989) утверждали, что 'анархо-капиталистическое' общество сможет обеспечить основные общественные блага и поддержать высокий уровень жизни". Авторы говорят, что хотя совсем высокий уровень жизни в Сомали не получился (они замечают, что анархия в Сомали далека от "идеальной анархии" Ротбарда и Фридмана), все же результаты в целом позитивны.

Авторы начинают с картины жизни Сомали до 1991 года: раздробленность на кланы и племена, коррупция, войны (внешние и гражданские), беженцы. Непродолжительная "дружба" с СССР (прервавшаяся после конфликта с ещё большими друзьями Советского Союза в Эфиопии) и заигрывания с "научным социализмом" экономику тоже не улучшили. К моменту падения режима Барре уровень жизни в Сомали был одним из самых низких в Африке. Как и в других странах Африки, коррумпированное государство грабило население, тормозя его развитие.

Авторы говорят, что деловой климат в Сомали улучшился после падения прежнего режима. Однако и теперь "торговцы вынуждены платить жадным вождям группировок в портах и на дорожных заставах". Торговля скотом с соседними Кенией и Эфиопией возросла в несколько раз. Сомали служит перевалочной базой для экспорта скота из Эфиопии, и количество овец и коз, проходящих через её порты, существенно больше, чем тогда, когда в стране было государство. Авторы отмечают, что не оправдались опасения тех, кто думал, что с падением государства возрастут расходы на прогон скота за счет грабежей: оказалось, что вооруженная охрана караванов сравнительно дешева.

Нашлось довольно много западных компаний, готовых торговать с Сомали: итальянские агробизнесы, американский Dole Fruit, BBC, DHL, British Airways, General Motors, Coca-Cola. Авторы описывают жизнь в одном из городов в Сомали, Борама (население от 150 тысяч до 300 тысяч в зависимости от сезона). Они с одобрением говорят об очень низком уровне городского налога в год: городской бюджет составляет около 150 тысяч долларов, - хотя и признаются, что не знают, как собирается этот налог. Авторы перечисляют количество магазинов, ресторанов и отелей, отмечают наличие аэропорта с ежедневными рейсами, двух больниц, где работают два лаборанта и один рентгенолог. Ничего не говорится о школах, но отмечается, что есть частный университет с 1000 студентов, 45 учителями и библиотекой на 100 тысяч книг.

Авторы говорят, что трудно оценивать уровень жизни населения, когда никто не ведет правильной статистики, но находят этот уровень близким к показателям соседних стран. Они несколько раз повторяют на разные лады, что после падения государства он повысился, а средняя продолжительность жизни возросла на пять лет. К несомненным успехам Сомали следует отнести уровень связи: по количеству сотовых телефонов Сомали занимает 16-е место в Африке, а по распространенности интернета 11-е.

Закон и правопорядок в Сомали обеспечиваются местными кланами. Закон основан на племенных обычаях. Авторы с явным одобрением пишут, что сомалийское обычное право "занимается возмещением ущерба жертве, а не наказанием преступников". Так, за убийство мужчины родственникам жертвы выплачивают стоимость 100 верблюдов, а за убийство женщины - 50. За воровство скота следует оплатить ущерб вдвое. Старейшины кланов не могут создавать закон - они интерпретируют существующие обычаи. В спорах между членами разных кланов старейшины вынуждены договариваться - или призвать третий клан в качестве третейского судьи. Штраф, присужденный таким судом, выплачивается семьей преступника. Язык авторов, описывающий такую коллективную ответственность, довольно забавен: "Каждый сомалиец по рождению принадлежит к страховой компании, основанной на происхождении от общего предка [...] изгнанник из такой группы должен найти другую страховую компанию". Мы ещё вернемся к этой интерпретации.

Говоря о валюте, авторы пишут: "Появившаяся система не похожа на конкурирующие частные деньги, которые предвидели теоретики (Хайек, 1976)". Кланы печатают бумажные деньги, а инфляция сдерживается тем, что (1) сомалийцы отказываются брать банкноты крупных деноминаций и (2) напечатать и привезти новую бумажку в Сомали стоит около 3 центов. В итоге банкноты ходят, по сути, по стоимости бумаги и краски. Для крупных сделок, однако, используются американские доллары. Роль банков играет система, основанная на родстве и принадлежности к клану.

В заключение авторы говорят, что хотя Сомали и не стала "утопией Ротбарда и Фридмана", но и существующие в Африке государства вовсе не утопии этатистов. Получившаяся в итоге страна, по мнению авторов, куда успешнее, чем когда здесь было государство. Авторы рекомендуют аналогичный подход для других африканских стран.

Теперь, после изложения статьи можно попытаться и проанализировать.

Собственно, больше всего поражает в этой статье удивительная слепота авторов. Люди видят вполне очевидное и понятное весло - и долго обсуждают, зачем нужна эта странная доска. Попробуем взглянуть на то, что описывают авторы, отбросив попытки натянуть на это теории Ротбарда, Фридмана или Хайека. Для чистоты эксперимента не будем привлекать никаких дополнительных сведений о Сомали, оставаясь в рамках того, что написано в тексте.

Что мы видим? Вооруженных пастухов. Кочевников или полукочевников (население города в зависимости от сезона изменяется раза в два!). Заставы на дорогах, берущие плату с караванов. Правосудие, осуществляемое старейшинами кланов. Коллективную семейную ответственность за преступления. Виру за убийство ("сто верблюдов за мужчину, пятьдесят за женщину"). Полноте, да тут нет никакой экзотики! Это архаичное общество, хорошо известное в литературе. Пожалуй, даже так: это общество, о котором написано чуть ли не больше всего литературы. Дело в том, что героический эпос практически всех стран и народов, значительная часть Библии, исландские саги - все это описывает именно такое общество. То, что сомалийцы вместо каменных копий используют GPS и автоматы, не должно удивлять: какая разница, какое именно колдовство работает?

Кстати, архаичные герои, размахивающие мечами на звездолетах - любимый прием американской фантастики "золотого века". Это понятно: у фантастов тех времен было неплохое образование, а у некоторых, вроде Урсулы Ле Гвин, даже специальные этнографические познания. Вообще фантастика золотого века отличается от нынешней тем, что тогда фантасты вдохновлялись сагами и мифами, а теперь - компьютерными играми.

Почему же авторы статьи не увидели того, что просто кричит из их собственного текста? Дело в том, что их кругозор ограничен идеологией. В этой идеологии естественной психологией человека объявляется психология мелкого буржуа начала 20 века, а мечта этого буржуа о свободе его лавочки - естественным состоянием человека вообще. Этому состоянию препятствуют "злые дяди и тети", выдумавшие какое-то государство с единственной целью ограбить нашего героя. Понятно, что при таком антиисторическом подходе архаичному обществу просто нет места в картине мира. Тот в общем-то очевидный факт, что уход государства означает приход архаики, авторам оказывается недоступен.

Забавно видеть, как авторы пытаются осознать коллективную ответственность семьи за каждого члена - в понятных им, авторам, терминах "страховых компаний по происхождению". Да эта штука появилась на тысячелетия раньше, чем страховка! Авторы видят добровольные решения, "self-interest" и контрактные юрисдикции там, где на самом деле традиционное общество, регламентированное поведение и жесткие социальные роли.

Но возможно, скажет читатель, этот спор чисто терминологический? Не все ли равно, называются отношения архаическими или пре-ротбардовскими - главное, правильно ли мы их описываем? Однако дело в том, что описание авторов лишено главного для научной теории: предсказательной силы. Напомним, что авторы предсказывают дальнейший расцвет Сомали в безгосударственной действительности. Получилось ли это? И случайно ли события пошли так, как они пошли?

Если мы понимаем, что в Сомали после падения государства возникло архаичное общество, то не нужно быть этнографом, чтобы сказать: "Ага, скоро эти ребята будут грабить соседей". Правопорядок в архаичном обществе основан вовсе не на уважении к контрактам или пресловутой "частной собственности на самого себя как основе всех свобод". Он основан на делении мира на "своих" - членов семей, объединенных в клан, племя, союз племен - и "чужих". За обиду, причиненную своим, платят штраф. За обиду, причиненную чужим, штрафа не полагается (да и кому платить-то?). Более того, ограбить чужого - это дело доблести и славы. Об этом поют песни, а удачливый грабитель - великий воин, получающий высокий статус в обществе. Не зря так много эпических произведений посвящено экспедициям за чужим добром. Кстати, я не удивлюсь, если окажется, что в Сомали сейчас слагается эпос об отважных воинах, захвативших американский корабль.

Идея, что "чужеземцев охраняет Зевс-гостеприимец" (Одиссей) - сравнительно поздняя, и связана с постепенным разрушением архаического общества под влиянием государства. Примечательно, что ещё дед Одиссея, Автолик, прославился удачными грабежами.

Я не хочу сказать, что в 2006 году было легко предсказать, что сомалийское общество будет жить именно морским пиратством. Сам я тогда думал, что будет процветать более традиционный угон скота из Эфиопии и Кении. Но что в Сомали будут героические грабители, было и тогда совершенно очевидно.

Чтобы увидеть, что происходит в Сомали, было достаточно обыкновенной культуры - хоть чуть-чуть читать классические книжки. Но у авторов статьи этой культуры нет - есть идеология. Роль культуры состоит в том, чтобы передать концентрированный опыт человечества. Идеология кастрирует этот опыт, подгоняет его под заранее заданный ответ. И в конечном счете ослепляет: человек смотрит и не видит.

Comments

( 83 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
vit_r
Apr. 15th, 2009 08:38 pm (UTC)
Пиратство - это междунородный концерн. То, что они устроили в Сомали базу, понятно. Но рубить корни надо в Нью-Йорке и Париже.

А пираты более интересны китайские.
v_phi
Apr. 15th, 2009 08:42 pm (UTC)
насчет университета непонятно
есть частный университет с 1000 студентов
Попытки фантастов под обложкой "звездных королей" протащить куда более архаический эпос не прекращаются. Например, достаточной правый автор Ирина Оловянная (Санкт-Петербург) написала трилогию "Маленький дьявол", где героика оформлена как война мафий в космических колониях, основанных сицилийцами. И опять-таки с понтом дела присутствует... университет. Не понимаю. Для меня университет - атрибут империи, хотя бы такой слабой, как Священная Римская, или такой микроскопической, как Александрия Египетская.
scholar_vit
Apr. 15th, 2009 08:46 pm (UTC)
Re: насчет университета непонятно
А если Вы назовете этот "университет" школой, академией, лицеем - станет понятнее?
bdag_med
Apr. 15th, 2009 08:49 pm (UTC)
Вполне вероятно, что безгосударственной была протоиндийская цивилизация. Никого они особенно не грабили, а городов настроили... В общем, все сложно.
scholar_vit
Apr. 15th, 2009 08:57 pm (UTC)
Конечно, сложно. Форм человеческого общества бывает много. Человек вообще удивительно изменчивое существо. Хотя общество Мизеса-Ротбарда-Фридмана кажется чересчур неустойчивым и выморочным, чтобы существовать.

Но в данном случае вопрос о вполне конкретном Сомали, а тут ведь уже из краткого очерка многое видно, правда?
(no subject) - bdag_med - Apr. 15th, 2009 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Apr. 15th, 2009 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bdag_med - Apr. 15th, 2009 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Apr. 15th, 2009 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fandaal - Dec. 10th, 2009 10:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Dec. 11th, 2009 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Apr. 16th, 2009 05:14 am (UTC) - Expand
ygam
Apr. 15th, 2009 09:02 pm (UTC)
У меня в ленте через две записи от вашей - эта.
scholar_vit
Apr. 15th, 2009 09:05 pm (UTC)
Спасибо
(Deleted comment)
shufel
Apr. 15th, 2009 10:27 pm (UTC)
тогда и сейчас
статья, судя по описанию, действительно спорная и сильно ограничена идеологией авторов. но ваше собственное описание ситуации, ваше сравнение 2006 и 2009, претензия к авторам статьи, что они "не разглядели, не предсказали" выглядит довольно странно.

> Я не хочу сказать, что в 2006 году было легко предсказать, что сомалийское общество будет жить именно морским пиратством.

Живет ли в 2009 году сомалийское общество морским пиратством? Составляют ли, по каким-нибудь оценкам, заплаченные выкупы, 50% от ВВП? 10%? 5%?

Нужно ли было ПРЕДСКАЗЫВАТЬ в 2006 году что в Сомали появится пиратство?
shufel
Apr. 15th, 2009 10:39 pm (UTC)
Re: тогда и сейчас
мои ответы:
(1) оценки в 2%-3%. весьма серьезно, но "общество будет жить именно морским пиратством" - исключительнейшая гипербола.

(2) International Maritime Organization first brought the matter of piracy off Somalia to the attention of the Security Council in 2005. Subsequently, the Security Council issued a Presidential Statement on the subject in March 2006.
glebin
Apr. 15th, 2009 10:35 pm (UTC)
Согласен с Вашими выводами. Однако, учитывая, что для многих т.н. "цивилизованных стран" объёмы потребления давно и стабильно превосходят объёмы производства, с большой долей вероятности можно предположить, что эти страны тоже, в конечном итоге, также живут за счёт грабежа. Конечно, для рядового обывателя это занятие будет называться каким-нибудь красивым словцом, но суть-то от этого не меняется.
ukrfan
Dec. 10th, 2009 10:57 pm (UTC)
как интересно!
Значит, у кого-то из "нецивилизованных" объемы производства давно и стабильно превосходят объемы потребления? не расскажете ли, у кого именно?
Ведь если кто-то грабит, он должен грабить кого-то, не так ли?
(no subject) - sealcon - Dec. 11th, 2009 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - ukrfan - Dec. 11th, 2009 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - sealcon - Dec. 11th, 2009 09:17 am (UTC) - Expand
kouzdra
Apr. 15th, 2009 11:15 pm (UTC)
Как рассказывается в Элуцидарии, схоластическом трактате, пользовавшемся огромной популярностью в средние века и переведенном на исландский язык, по-видимому, еще в конце XII в., большая часть человечества попадет в ад, в том числе и многие дети старше трех лет, а также все, не принявшие крещения, и наибольшим удовольствием для спасенных от ада будет наблюдать, как корчатся осужденные на вечные муки в аду.

В этой морали награды и наказания свыше, очевидно, нет ничего гуманного и миролюбивого. И она была, конечно, большим регрессом по сравнению с моралью самопомощи.


это к вопросу об исландских сагах - все-таки не стоит смешивать выгоды более сложной социальной организации - и этический аспект. Прогресс в первом смысле часто (чуть ли не в большинстве случаев) ведет к регрессу во втором.
scholar_vit
Apr. 16th, 2009 01:34 am (UTC)
Это комментарий к другому тексту - не к моему. В моем нет никаких оценок "прогресс-регресс", "лучше-хуже" и т.п.
brother2
Apr. 15th, 2009 11:15 pm (UTC)
Что-то слишком много не сходится с архаикой.
Прежде всего, деньги, причём не просто деньги, а их печатанье. Это уже признак неслабого развития, ибо скажет те же монголы в Орде стали чеканить своё лишь при Узбеке, а до этого перебивали чужую монету, как кстати делали это викинги, да и ещё много кто. В той же Др. Греции монета (если не брать крито-микенское наследие) появилась уже в полисах с их отнюдь не архаичной структорой (покажите мне подобные структуры у пигмеев, австр. аборигенов, амазонских индейцев, ведов Шри-Ланки - этих носителей реальной архаики в современном мире).

Тогда же появились и академии, НО не общественные мед. заведения - эти вообще в античности вроде так толком и не оформились.
Кстати о грамотности, та же руническая письменность в скандинавии оформилась одновременно с эпохой викингов (ктоторая не такая уж и араика (см. ниже)), а распространилась в массы итого поззже (IX-X вв.), у греков - аналогично, у остальных тоже, ну не знают учоные архаичных культур с письменностью (а тут даже образование есть).
В Европе вроде только в Средневековье, после больших эпидемий чёт начало появляться, и то не везде. Далее налоги - вспомним легенду об Игоре, вспомним как налоги собирались в тех же сагах, вспомним сбор ясака русскими даж во времена империи - везде одно и то же - нерегулярность. Но и это не всё - в архаичном обществе сборщики налогов всегда внешние, для своего вожя налоги не собираются (если таки собираются, то жду ссылок на этнографов, а то я чёт ни у Леви-Строса, ни у Малиновского ничего про налоги не встречал, вот про систему подарков - да, но тут-то именно налоги).

Далее связь с внешним миром, вспомним как долго у греков шло деление на греков и варваров, сколь низок интерес у представителей араичных культур к чему-то извне, либо он весьма специфический (карго-культ, история про туземцев следящих за иглой проигрывателя), тут же неслабое место по интернету и куча внешнеэкономических контактов, причём, это "архаическое" якобы общество под действием этих контактов выстояло, а вот в Бразилии пришлось впециальное гос. ведомство создать по защите индейцев от контактов.

Ну и про воинскую доблесть и пр., видите ли в чём дело, архаичные культуры воюют меж собой, племя на племя (все эти чукотско-алеутские войны, все эти войны кельтов и германцев, или жесточайшие войны сев. амер. индейцев, ну и межпапуасские конечно тоже), все эти войны имеют чисто ритуальный ну и по мальтузиански экологический характер, но никак не грабительский. А вот направленность вовне - это уже куда более поздний этап, откройте книгу любого скандинависта, и вы прочтёте там, что эпоха викингов началась с распада общинной структуры и закончилась установлением государств (да и в сагах герои частенько занимаются укреплением вертикали), аналогично и греки с их пиратством, то же восточносредиземноморское пиратство расцвело при Митридате, да и много ещё чего можно написать.

Атеперь давайте приложим всё что было написано про "архаику" к Англии времён Елизаветы I - налоги вроде и собираются, но непонятно как, законы вроде как есть, но есть и судьи, воинская доблесть ценится, а наёмничество и пиратство одно из основных занятий населения, есть вроде как какие-то универы с численностью студентов не такой уж и большой, зимой в города собираются крестьяне, чтоб наниматься на стройки и т.п. Всё сходится. Разве что есть королева - вот и вся разница.

И в заключении о пиратах, заметьте когда они активизировались - как только РФ и Китай прокатили резолюцию совбеза по Дарфуру. Как только стало ясно, что миротворцы туда не едут, сразу зашевелились пираты, и сразу туда поспешил американский флот, а потом и российский, да и китайцы тож поплыли бороться. Ибо ясно, что без Сомали обладание суданской нефтью ничего не стоит. Очень обидно, что из-за тяги больших дядь к играм в геополитику будет порушено такое уникальное общество, которое изучать и изучать, а не притягивать за уши к либертанской "анархии" или к "архаике".
scholar_vit
Apr. 16th, 2009 01:52 am (UTC)
Коротко по основным пунктам.

1. Деньги в самом Сомали, как правило, не печатали - кланы ввозили их из-за рубежа. Вы невнимательно читали текст - там было про стоимость ввоза, которая добавляла в те самые три цента.

2. Мы мало знаем про университет в Бораме. Это может быть все, что угодно - от cargo cult до настоящего университета, основанного анклавом уцелевшей интеллигенции. Не забывайте, что общество не бывает однородным: кроме архаических скотоводов, в Сомали должно быть и постоянно живущее в городах ядро, те самые 150 тысяч в Бораме.

3. Утверждение про отсутствие налогов "для своих" мне кажется весьма спорным. В любом случае мы опять же знаем про налоги крайне мало: это могут быть поборы с приезжих, дань с той же DHL или British Airways. И любопытно, что собираются они именно в городе.

4. Архаичное общество далеко не всегда не интересуется внешним миром: в конце концов изрядная доля эпоса - про путешествия в невиданные страны. И повторюсь, общество не бывает однородным: по-видимому, подавляющее большинство пользователей интернета живет в городах. Вообще город посреди архаичного общества - это особая и интересная тема.

5. Архаичное общество совершает набеги на того, кто рядом. Если рядом - другие племена, то на них. Если рядом "цивилизация" - то на неё.

6. Англия во времена Елизаветы не имела племенных судов старейшин, которые договаривались с соседним племенем о штрафе за убийство. Там была армия, полиция и прочие атрибуты государства. За убийство вешали, а не брали виру с родичей преступника.


Edited at 2009-04-16 01:52 am (UTC)
gomberg
Apr. 16th, 2009 12:40 am (UTC)
Самого "типичного" вы, все же, не отметили: Ph.D. - George Mason U. Дальше можно и не читать :)

Ну и Фридмана они зря в суе поминают :) (если, конечно, имеются ввиду Милтон Фридман: или у них свой Фридман есть?). М. Фридман, хоть и был человеком консервативных взглядов, но он ни коим боком не "либертарьянец" в их понимании и к этой секте не принадлежал. Вот чего "сам" Ротбард имел сказать о Фридмане:

"And so, as we examine Milton Friedman’s credentials to be the leader of free-market economics, we arrive at the chilling conclusion that it is difficult to consider him a free-market economist at all. Even in the micro sphere, Friedman’s theoretical concessions to the egregious ideal of "perfect competition" would permit a great deal of governmental trust-busting, and his neighborhood-effect concession to a government intervention could permit a virtual totalitarian state, even though Friedman illogically confines its application to a few areas. But even here, Friedman uses this argument to justify the State’s provision of mass education to everyone.

But it is in the macro sphere, unwisely hived off from the micro by economists who remain after sixty years ignorant of Ludwig von Mises’s achievement in integrating them, it is here that Friedman’s influence has been at its most baleful. For we find Friedman bearing heavy responsibility both for the withholding tax system and for the disastrous guaranteed annual income looming on the horizon. At the same time, we find Friedman calling for absolute control by the State over the supply of money – a crucial part of the market economy. Whenever the government has, fitfully and almost by accident, stopped increasing the money supply (as Nixon did for several months in the latter half of 1969), Milton Friedman has been there to raise the banner of inflation once again. And wherever we turn, we find Milton Friedman, proposing not measures on behalf of liberty, not programs to whittle away the Leviathan State, but measures to make the power of that State more efficient, and hence, at bottom, more terrible."

http://www.lewrockwell.com/rothbard/rothbard43.html

Честно говоря, я бы и Хайека им не отдавал :)
scholar_vit
Apr. 16th, 2009 01:54 am (UTC)
В статье по ссылке есть и библиография, и цитаты.
(no subject) - gomberg - Apr. 16th, 2009 03:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Apr. 16th, 2009 03:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Apr. 16th, 2009 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Apr. 16th, 2009 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Apr. 16th, 2009 06:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - liswind - Apr. 16th, 2009 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Apr. 16th, 2009 10:25 pm (UTC) - Expand
Фоменко - scholar_vit - Apr. 16th, 2009 10:49 pm (UTC) - Expand
Re: Фоменко - gomberg - Apr. 16th, 2009 11:04 pm (UTC) - Expand
Re: Фоменко - scholar_vit - Apr. 16th, 2009 11:30 pm (UTC) - Expand
Re: Фоменко - gomberg - Apr. 17th, 2009 12:04 am (UTC) - Expand
Re: Фоменко - scholar_vit - Apr. 17th, 2009 01:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - syarzhuk - Apr. 16th, 2009 09:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Apr. 16th, 2009 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - syarzhuk - Apr. 16th, 2009 10:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Apr. 16th, 2009 11:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Apr. 17th, 2009 06:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Apr. 17th, 2009 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Apr. 17th, 2009 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Apr. 18th, 2009 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Apr. 17th, 2009 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_k - Dec. 10th, 2009 10:56 pm (UTC) - Expand
ex_polit_to
Apr. 16th, 2009 02:01 am (UTC)
2009-04-16 06:00.01
Ваш пост попал на страницы информационно-аналитического проекта
Politonline.Ru. Можете убедиться:
http://www.politonline.ru/?area=groupList
mike67
Apr. 16th, 2009 03:24 am (UTC)
Да, удивительный пример. Достойный хрестоматии.
lestp
Apr. 16th, 2009 04:56 am (UTC)
ппкс
когда на эту статью наткнулся, буквально то же самое думал, только не так складно :)
sergeyr
Apr. 16th, 2009 06:42 am (UTC)
> Вообще фантастика золотого века отличается от нынешней тем, что тогда фантасты вдохновлялись сагами и
> мифами, а теперь - компьютерными играми.

Э-э... А Симмонс с "Гиперионом", "Илионом" и "Террором" - не "теперь"?
(Хотя он, конечно, не типичен.)
scholar_vit
Apr. 16th, 2009 05:13 pm (UTC)
Каюсь, не читал Симмонса. В любом случае я говорю об "общем уровне".
(Anonymous)
Apr. 16th, 2009 07:58 am (UTC)
Макс
Прочитал статью. Не согласен с ее авторами, но, в принципе, согласен с теми, кто написал обсуждаемую ими статью про Сомали.
Вернулась архаика - и прекрасно! Архаика - это честь, сила, здоровье! А "цивилизация" - разложение, слабость, безчестье. Если какое-то общество еще в силах вернуться к здоровым, "архаичным" отношениям - честь ему и хвала!
breqwas
Apr. 16th, 2009 08:33 am (UTC)
Re: Макс
В фантастике довольно часто описывается переход какой-нибудь развитой страны обратно к архаике.
Обычно такие книжки имеют маркировку "пост-апокалипсис", или как-то так.
Re: Макс - nec_p1us_u1tra - Apr. 16th, 2009 12:33 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 83 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek