?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В предисловии к своему сборнику ранних рассказов (Kurt Vonnegut, Bagombo Snuff Box, New York, Berkley Books, 2000, ISBN 0-425-17446-8) Курт Воннегут объясняет, что ключевой эпизод романа Бредбери: телевизионные "стены", вытеснившие книги, - был отражением вполне реальных событий.

Конец сороковых годов был золотым временем для начинающих авторов. Ветераны вернулись с войны, Великая Депрессия была далеко позади, промышленность развивалась невиданными темпами, общим настроением был оптимизм. Люди покупали, и реклама процветала. Обычным носителем рекламы был глянцевый журнал вроде Cosmopolitan. Чтобы привлечь читателей, журналы печатали рассказы, которые были главным после кино развлечением. Каждый день в кино все-таки не пойдешь, а журналы читала ежедневно вся семья - и рекламодатели это понимали. Нужно было много рассказов, и журналы платили. Сам Воннегут работал в отделе пиара в General Electric. Продав в 1950 году три рассказа, он заработал больше, чем годовая зарплата в GE. Тогда Воннегут бросил работу, переехал с семьёй на Кейп Код и решил зарабатывать писательским трудом.

И тут началась эра телевидения.

Публика стала смотреть телевизор, и рекламодатели поняли, что именно там деньги. Журналы стремительно "худели". Многие закрывались. Cosmopolitan, купивший в свое время несколько рассказов Воннегута, превратился в "harrowingly explicit sex manual" (позже Воннегут опишет этот период, в частности, в "Завтраке для чемпионов"). На самом деле рынок рассказов в США исчез почти полностью: публика тут предпочитает покупать романы, а форма рассказа была вызвана именно периодикой, и практически умерла вместе с ней. Впрочем, и рынок романов быстро обрушивался. Воннегут пишет, что за каждый из своих ранних романов он получал столько, сколько ещё недавно платили за рассказ. Он преподавал в школе, пытался продавать в Америке шведские Саабы и т.д. Даже после того, как Воннегута "переоткрыли" (Сэм Лоуренс в 1965 году стал переиздавать и пропагандировать писателя), и он вошел в канон американской литературы, ему все ещё приходилось читать по восемь курсов в год, чтобы заработать на жизнь. Стабильного заработка писателя, который давали до середины прошлого века рассказы в журналах и газетах, уже нет и вряд ли будет.

Важно понять, что переход был почти мгновенен: за каких-нибудь пару лет мир изменился.

И вот в 1953 году появился роман Бредбери, описавший Америку без книг. Он был во многом провидческим: в этом году во многих домах ещё не было телевизора. Но Бредбери понял, что происходит, и замечательно это описал. Как заметил Воннегут, Бредбери ошибся только в небольшой детали: на самом деле для гипнотического эффекта ТВ не нужны четыре телевизионные стены, достаточно маленького экрана. Впрочем, нынешние плазменные телевизоры с высоким разрешением доказывают, что ошибка не была такой уж большой.

Если бы я был pigbig, я заключил бы этот рассказ рассуждением о символическом капитале интеллигенции с цитатами из Бурдье. Но так как я Бурдье не читал, я этого делать не буду. Просто приведу этот интересный фактик.

Кстати, ещё один интересный факт. Вместе с Воннегутом в отделе пиара GE работал бывший актер Рональд Рейган. Его работа состояла в том, что он ездил по стране и читал лекции об опасностях социализма. Поскольку он был всегда в командировках, Воннегут с ним так и не встретился. "Наверное, поэтому я остался социалистом", - сухо заключает Воннегут.

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
maz_d
Jul. 25th, 2009 07:48 pm (UTC)
А еще воннегутовскую "бойню..." в сша как-то сжигали, так что "фаренгейт" еще более провидческий :)
ex_ra_md846
Jul. 25th, 2009 07:51 pm (UTC)
какой же у вас замечательный слог.
scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:02 pm (UTC)
Спасибо, но это неправда: я почти не работал над текстом, и сам вижу массу огрехов. Это в конце концов дневниковая запись.

В статьях мне мой текст начинает нравиться после где-то седьмого переписывания.


Edited at 2009-07-25 08:24 pm (UTC)
v_phi
Jul. 25th, 2009 08:08 pm (UTC)
тв-стены
нет проблемы сделать объемный тв монитор на 4 стены.
Под потолком вешается 4 проектора плюс контрольные видеокамеры для компьютерной подстройки - компенсировать искажение формы и размеров картинки, зачернить в проекции дверные и оконные проемы в моменты, когда открыта дверь или занавески. На источник света проекторов навешивается вращающийся фильтр Dolby 3D (на основе интерференции в многослойной напыленной пленке - вырезается 3 узких полосы в спектре - внутри красного, внутри зеленого и внутри синего, потом этот фильтр заменяется, с частотой 75 раз в секунду, на аналогичные 3 полосы, не перекрывающиеся с первым фильтром), и картинка меняется синхронно со сменой фильтров. Человек же разгуливает в легких темных очках, которые на самом деле - такие же фильтры, первый на левом глазу, второй на правом.
Чтобы стереоизображение казалось голографическим, в очки встроена радиометка, по которой компьютер отслеживает положение и ориентацию зрителя - и корректирует стереоэффект в реальном времени.
Для правдоподобного объемного звука достаточно сделать много динамиков (не 4, а 16) по периметру комнаты на полу и столько же на потолке.
Проблема - съемки. Студийные съемки мыльнооперного ТВ-сериала устроить несложно, а вот настоящее кино в этой технике весьма свяжет руки режиссеру.
pigbig
Jul. 25th, 2009 08:18 pm (UTC)
кто меня звал?
Я не знала всего этого. Очень интересно.

Воннегут не догадался начать писать сценарии для телевидения?

scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:32 pm (UTC)
Re: кто меня звал?
Извините, что упомянул всуе - но уж больно "ваша" история получилась, как мне кажется.

Сценарии - это, конечно, ниша, но это все-таки совсем другой жанр. К тому же, так как в эти шоу вкладывают большие деньги, продюсеры не любят экспериментировать: риск. Поэтому молодым и никому не известным сценаристам туда не пробиться - а журнал в золотые годы мог себе позволить напечатать на пробу рассказ "с улицы".

А в последнее время и старых сценаристов выживают: после пары забастовок гильдий актеров и сценаристов студии стали ориентироваться на Reality Shows.
Re: - pigbig - Jul. 25th, 2009 09:00 pm (UTC) - Expand
meshko
Jul. 25th, 2009 08:55 pm (UTC)
Re: кто меня звал?
Я думаю, он бы не смог. Его романы настолько невозможно экранизировать, что это не может быть случайностью.
Re: кто меня звал? - semen_serpent - Jan. 18th, 2010 05:39 pm (UTC) - Expand
lamerkhav
Jul. 25th, 2009 08:18 pm (UTC)
я чиатл бредбери еще в детстве в росси. уже 9 лет живыу в америке по большей части, взялся перечитать по английски, потому, что постоянно вспоминаю. там не только это, а поразительная точность деталей. и здесь я понял, почему пожарники - ведь в пригородной америке - это добровольцы, народеные герои поболее, чем полицейские и тем более военные. и еще много деталшей пророческих. а вот фильм, по которому большинство американцев знает роман бредбери - слабый, старомодный. и почему-то сейачс делают римейки всего на свете, старых комиксов, забытых телепередач, как get smart, а вот роман бредбери почему-то никто не экранизирует.

кстати, тут появилась книга к 50-летию визитаа хрущева в сша. я прочел в smithsonian главу о его посещении голливуда, там на встречу сним пробиться былко нельзя, марлен монро пустили без мужа, норман мейлер еще числился в каких-то маккартистких списках, а вот рональд рейган гордо отказался от приглашения.
scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:33 pm (UTC)
Бредбери, конечно, большой писатель. Без всяких скидок.
blades_of_grass
Jul. 25th, 2009 08:27 pm (UTC)
ну и сжигание книг с лозунгами "разврат и вредное влияние на умы" тоже вполне наблюдалось. Только сжигали комиксы :)
scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:35 pm (UTC)
Судя по истории с Оруэллом в Kindle, в наше время и сжигать ничего не надо. Нажали кнопку - и вредная книга исчезла.

Гигиеничное время. Стерильное.
(no subject) - blades_of_grass - Jul. 25th, 2009 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jul. 26th, 2009 01:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 26th, 2009 01:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - miram - Jul. 26th, 2009 04:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - blades_of_grass - Jul. 26th, 2009 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jozhin - Jul. 26th, 2009 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - maz_d - Jul. 26th, 2009 10:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - blades_of_grass - Jul. 26th, 2009 02:48 pm (UTC) - Expand
pussbigeyes
Jul. 25th, 2009 08:42 pm (UTC)
Собственно говоря, если вдуматься, то между ним и Милдред всегда стояла стена. Даже не одна, а целых  три,  которые к тому же стоили так дорого. Все эти дядюшки, тетушки, двоюродные братья  и сестры, племянники  и племянницы, жившие  на этих  стенах, свора тараторящих  обезьян,  которые  вечно  что-то лопочут без связи, без смысла, но громко, громко, громко! Он с самого начала прозвал их "родственниками". (Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту)

Интересно, кто-то уже замечал, что Брэдбери фактически описывает ЖЖ будущего? Такой симбиоз мыльной оперы, риэлити шоу и лайвджорнала.
scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:54 pm (UTC)
Большой писатель отличается тем, что его можно интерпретировать кучей способов.
prof_yura
Jul. 25th, 2009 08:57 pm (UTC)
Появился Playboy, печатавший рассказы.
scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:59 pm (UTC)
Воннегут над этим долго издевался в "Завтраке"...
white_bars
Jul. 25th, 2009 09:29 pm (UTC)
> Важно понять, что переход был почти мгновенен: за каких-нибудь пару лет мир изменился.

Интересно, что Воннегуту не везло с экранизациями. Как-то фантастически не везло...
olhanninen
Jul. 25th, 2009 10:50 pm (UTC)
Стены ему ДОРОГО стоили
А я недавно перечитала этот роман, и он мне снова не понравился своей какой-то непродуманной пафосностью.

Один из супругов меняется, другой нет, и что в том такого? Если изменения не устраивают, то люди просто расходятся или зудят друг друга до конца. С какой это стати именно он прав?

И когда это книги не сжигали? Хоть один век был, хоть одна система? Сжигать, замалчивать, тащать и не пушшшать - нормально для человеческой истории. Щас вот, например, Пентти Линколу в Штатах не дают издавать, Парфею вставили по первое число.

И почему это писатель обязательно должен жить писательством, а художник художеством, если они плохо продаются. Ну не нужны и все. И почему это общество обязательно в этом виновато?..

Стали сериалы пользовать... А раньше они книги и журналы пользовали также, как сериалы. Для чего еще, как не для развлечения. интересно? А многие жили другим, рыбачили там, танцевали, например. И что они все отстой?

Простите за ворчание. сама я телек не5 смотрю, в жж редко захожу, лето сейчас - грибы, ягоды, рыбалка. А 090909 в Штаты еду - попутешествовать. Для развлечения.
ygam
Jul. 25th, 2009 11:20 pm (UTC)
Re: Стены ему ДОРОГО стоили
Я не знал, кто такой Пентти Линкола; поискал в Сети и нашел вот какую книжку. Его единомышленников издают вовсю.

З.Ы. Пардон: это британское издательство. Не издают, но продают.

Edited at 2009-07-25 11:21 pm (UTC)
(no subject) - ygam - Jul. 26th, 2009 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - olhanninen - Jul. 26th, 2009 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Jul. 26th, 2009 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - olhanninen - Jul. 26th, 2009 06:31 am (UTC) - Expand
scholar_vit
Jul. 26th, 2009 12:37 am (UTC)
Re: Стены ему ДОРОГО стоили
В наших краях (окрестности DC) будете? Могли бы заехать.
oder_k
Jul. 26th, 2009 04:05 am (UTC)
Re: Стены ему ДОРОГО стоили
Спасибо за ссылку на Пентти Линколу. Не знал, кто это такой. Теперь буду знать.

"Any dictatorship would be better than modern democracy. There cannot be so incompetent dictator, that he would show more stupidity than a majority of the people. Best dictatorship would be one where lots of heads would roll and government would prevent any economical growth."

"We will have to...learn from the history of revolutionary movements — the national socialists, the Finnish Stalinists, from the many stages of the Russian revolution, from the methods of the Red Brigades ..."

"In this time and this part of the World we are headlessly hanging on democracy and parliamentary system, even though these are the most mindless and desperate experiments of the mankind...In democratic coutries the destruction of nature and sum of ecological disasters has accumulated most...Our only hope lies in strong central government and uncompromizing control of the individual citizen."

"- Birthgiving must be licenced. To enhance population quality, genetically or socially unfit homes will be denied offspring, so that several birth licences can be allowed to families of quality.
...
- Business will mostly end. Manufacture is allowed only for well argumented needs. All major manufacturing capacity is state owned. Products will be durable and last for generations.
- Science and schooling: Education will concentrate on practical skills. All competition is rooted out. Technological research is reduced to extreme minimum. But every child will learn how to clean a fish in a way that only the big shiny bones are left over."

Боюсь, что он просто не найдет достаточно читателей в америке. Кстати, это только мне кажется, что Пентти Линкола как раз таки и призывает сжигать книги?
Re: Стены ему ДОРОГО стоили - (Anonymous) - Jul. 26th, 2009 05:08 am (UTC) - Expand
P.S. - oder_k - Jul. 26th, 2009 05:24 am (UTC) - Expand
Re: P.S. - olhanninen - Jul. 26th, 2009 06:20 am (UTC) - Expand
Re: P.S. - oder_k - Jul. 26th, 2009 02:21 pm (UTC) - Expand
ЗЫ, Многие не отличают: - olhanninen - Jul. 26th, 2009 02:37 pm (UTC) - Expand
Re: ЗЫ, Многие не отличают: - oder_k - Jul. 26th, 2009 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Jul. 26th, 2009 05:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - oder_k - Jul. 26th, 2009 05:54 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Ньет, Молотофф! - olhanninen - Jul. 26th, 2009 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Jul. 27th, 2009 05:36 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
ru_blogi
Jul. 27th, 2009 09:07 pm (UTC)
Ваш пост опубликован в журнале "точка ЖИ рунета™" (постоянный адрес публикации - http://www.rublogi.ru/all/art/270709/598).
Если вы считаете, что это нарушает ваши авторские или иные права, ответьте, пожалуйста, на этот комментарий, и публикация будет удалена из журнала.
Предложить другие посты для публикации можно здесь.
Спасибо за вашу статью.
_iga
Jul. 28th, 2009 02:17 pm (UTC)
Нелюбовь Брэдбери к автомобилям тоже имеет исторические корни :)
e2pii1
Jul. 28th, 2009 03:32 pm (UTC)
Интересный и содержательный пост, спасибо.
Жаль подобные посты у Вас теперь реже чем раньше, 2-3 года назад.
e2pii1
Aug. 18th, 2009 01:20 pm (UTC)
<<
Если бы я был pigbig, я заключил бы этот рассказ рассуждением о символическом капитале интеллигенции с цитатами из Бурдье. Но так как я Бурдье не читал,
>>

я пpочeл o Бурдье:
... это сообщество читателей международно признанных журналов по экономиксу. Нетрудно догадаться, что аудитория этих читателей практически совпадает с множеством контенторов тех же журналов. Т.е. это такое статусное сообщество, устроенное по принципу «кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку». Природу подобных явлений хорошо исследовал Пьер Бурдье в своих работах по социологии профессиональных сообществ. Фактически это такая каста, обставляющая членство в своём составе набором разнообразных ритуальных действий вроде нужного количества публикаций, главная ценность которых в том, что в сообществе они признаются как соответствующие признакам «своих» - и ведь это в точности относится к самой pigbig! Свои амбиции "ученого" она обосновывает исключительно тем, что те кого она считает "учеными" считают её "ученой". При этом в реальности pigbig в научном плане - пустое место, т.к. неспособна сгенерировать никакого содержательного нетривиального знания, и у неё есть ровно одна мысль, которую она везде талдычит.
( 57 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek