?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В предисловии к своему сборнику ранних рассказов (Kurt Vonnegut, Bagombo Snuff Box, New York, Berkley Books, 2000, ISBN 0-425-17446-8) Курт Воннегут объясняет, что ключевой эпизод романа Бредбери: телевизионные "стены", вытеснившие книги, - был отражением вполне реальных событий.

Конец сороковых годов был золотым временем для начинающих авторов. Ветераны вернулись с войны, Великая Депрессия была далеко позади, промышленность развивалась невиданными темпами, общим настроением был оптимизм. Люди покупали, и реклама процветала. Обычным носителем рекламы был глянцевый журнал вроде Cosmopolitan. Чтобы привлечь читателей, журналы печатали рассказы, которые были главным после кино развлечением. Каждый день в кино все-таки не пойдешь, а журналы читала ежедневно вся семья - и рекламодатели это понимали. Нужно было много рассказов, и журналы платили. Сам Воннегут работал в отделе пиара в General Electric. Продав в 1950 году три рассказа, он заработал больше, чем годовая зарплата в GE. Тогда Воннегут бросил работу, переехал с семьёй на Кейп Код и решил зарабатывать писательским трудом.

И тут началась эра телевидения.

Публика стала смотреть телевизор, и рекламодатели поняли, что именно там деньги. Журналы стремительно "худели". Многие закрывались. Cosmopolitan, купивший в свое время несколько рассказов Воннегута, превратился в "harrowingly explicit sex manual" (позже Воннегут опишет этот период, в частности, в "Завтраке для чемпионов"). На самом деле рынок рассказов в США исчез почти полностью: публика тут предпочитает покупать романы, а форма рассказа была вызвана именно периодикой, и практически умерла вместе с ней. Впрочем, и рынок романов быстро обрушивался. Воннегут пишет, что за каждый из своих ранних романов он получал столько, сколько ещё недавно платили за рассказ. Он преподавал в школе, пытался продавать в Америке шведские Саабы и т.д. Даже после того, как Воннегута "переоткрыли" (Сэм Лоуренс в 1965 году стал переиздавать и пропагандировать писателя), и он вошел в канон американской литературы, ему все ещё приходилось читать по восемь курсов в год, чтобы заработать на жизнь. Стабильного заработка писателя, который давали до середины прошлого века рассказы в журналах и газетах, уже нет и вряд ли будет.

Важно понять, что переход был почти мгновенен: за каких-нибудь пару лет мир изменился.

И вот в 1953 году появился роман Бредбери, описавший Америку без книг. Он был во многом провидческим: в этом году во многих домах ещё не было телевизора. Но Бредбери понял, что происходит, и замечательно это описал. Как заметил Воннегут, Бредбери ошибся только в небольшой детали: на самом деле для гипнотического эффекта ТВ не нужны четыре телевизионные стены, достаточно маленького экрана. Впрочем, нынешние плазменные телевизоры с высоким разрешением доказывают, что ошибка не была такой уж большой.

Если бы я был pigbig, я заключил бы этот рассказ рассуждением о символическом капитале интеллигенции с цитатами из Бурдье. Но так как я Бурдье не читал, я этого делать не буду. Просто приведу этот интересный фактик.

Кстати, ещё один интересный факт. Вместе с Воннегутом в отделе пиара GE работал бывший актер Рональд Рейган. Его работа состояла в том, что он ездил по стране и читал лекции об опасностях социализма. Поскольку он был всегда в командировках, Воннегут с ним так и не встретился. "Наверное, поэтому я остался социалистом", - сухо заключает Воннегут.

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
maz_d
Jul. 25th, 2009 07:48 pm (UTC)
А еще воннегутовскую "бойню..." в сша как-то сжигали, так что "фаренгейт" еще более провидческий :)
ex_ra_md846
Jul. 25th, 2009 07:51 pm (UTC)
какой же у вас замечательный слог.
scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:02 pm (UTC)
Спасибо, но это неправда: я почти не работал над текстом, и сам вижу массу огрехов. Это в конце концов дневниковая запись.

В статьях мне мой текст начинает нравиться после где-то седьмого переписывания.


Edited at 2009-07-25 08:24 pm (UTC)
v_phi
Jul. 25th, 2009 08:08 pm (UTC)
тв-стены
нет проблемы сделать объемный тв монитор на 4 стены.
Под потолком вешается 4 проектора плюс контрольные видеокамеры для компьютерной подстройки - компенсировать искажение формы и размеров картинки, зачернить в проекции дверные и оконные проемы в моменты, когда открыта дверь или занавески. На источник света проекторов навешивается вращающийся фильтр Dolby 3D (на основе интерференции в многослойной напыленной пленке - вырезается 3 узких полосы в спектре - внутри красного, внутри зеленого и внутри синего, потом этот фильтр заменяется, с частотой 75 раз в секунду, на аналогичные 3 полосы, не перекрывающиеся с первым фильтром), и картинка меняется синхронно со сменой фильтров. Человек же разгуливает в легких темных очках, которые на самом деле - такие же фильтры, первый на левом глазу, второй на правом.
Чтобы стереоизображение казалось голографическим, в очки встроена радиометка, по которой компьютер отслеживает положение и ориентацию зрителя - и корректирует стереоэффект в реальном времени.
Для правдоподобного объемного звука достаточно сделать много динамиков (не 4, а 16) по периметру комнаты на полу и столько же на потолке.
Проблема - съемки. Студийные съемки мыльнооперного ТВ-сериала устроить несложно, а вот настоящее кино в этой технике весьма свяжет руки режиссеру.
pigbig
Jul. 25th, 2009 08:18 pm (UTC)
кто меня звал?
Я не знала всего этого. Очень интересно.

Воннегут не догадался начать писать сценарии для телевидения?

scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:32 pm (UTC)
Re: кто меня звал?
Извините, что упомянул всуе - но уж больно "ваша" история получилась, как мне кажется.

Сценарии - это, конечно, ниша, но это все-таки совсем другой жанр. К тому же, так как в эти шоу вкладывают большие деньги, продюсеры не любят экспериментировать: риск. Поэтому молодым и никому не известным сценаристам туда не пробиться - а журнал в золотые годы мог себе позволить напечатать на пробу рассказ "с улицы".

А в последнее время и старых сценаристов выживают: после пары забастовок гильдий актеров и сценаристов студии стали ориентироваться на Reality Shows.
Re: - pigbig - Jul. 25th, 2009 09:00 pm (UTC) - Expand
Re: кто меня звал? - meshko - Jul. 25th, 2009 08:55 pm (UTC) - Expand
Re: кто меня звал? - semen_serpent - Jan. 18th, 2010 05:39 pm (UTC) - Expand
lamerkhav
Jul. 25th, 2009 08:18 pm (UTC)
я чиатл бредбери еще в детстве в росси. уже 9 лет живыу в америке по большей части, взялся перечитать по английски, потому, что постоянно вспоминаю. там не только это, а поразительная точность деталей. и здесь я понял, почему пожарники - ведь в пригородной америке - это добровольцы, народеные герои поболее, чем полицейские и тем более военные. и еще много деталшей пророческих. а вот фильм, по которому большинство американцев знает роман бредбери - слабый, старомодный. и почему-то сейачс делают римейки всего на свете, старых комиксов, забытых телепередач, как get smart, а вот роман бредбери почему-то никто не экранизирует.

кстати, тут появилась книга к 50-летию визитаа хрущева в сша. я прочел в smithsonian главу о его посещении голливуда, там на встречу сним пробиться былко нельзя, марлен монро пустили без мужа, норман мейлер еще числился в каких-то маккартистких списках, а вот рональд рейган гордо отказался от приглашения.
scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:33 pm (UTC)
Бредбери, конечно, большой писатель. Без всяких скидок.
blades_of_grass
Jul. 25th, 2009 08:27 pm (UTC)
ну и сжигание книг с лозунгами "разврат и вредное влияние на умы" тоже вполне наблюдалось. Только сжигали комиксы :)
scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:35 pm (UTC)
Судя по истории с Оруэллом в Kindle, в наше время и сжигать ничего не надо. Нажали кнопку - и вредная книга исчезла.

Гигиеничное время. Стерильное.
(no subject) - blades_of_grass - Jul. 25th, 2009 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jul. 26th, 2009 01:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 26th, 2009 01:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - miram - Jul. 26th, 2009 04:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - blades_of_grass - Jul. 26th, 2009 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jozhin - Jul. 26th, 2009 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - maz_d - Jul. 26th, 2009 10:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - blades_of_grass - Jul. 26th, 2009 02:48 pm (UTC) - Expand
pussbigeyes
Jul. 25th, 2009 08:42 pm (UTC)
Собственно говоря, если вдуматься, то между ним и Милдред всегда стояла стена. Даже не одна, а целых  три,  которые к тому же стоили так дорого. Все эти дядюшки, тетушки, двоюродные братья  и сестры, племянники  и племянницы, жившие  на этих  стенах, свора тараторящих  обезьян,  которые  вечно  что-то лопочут без связи, без смысла, но громко, громко, громко! Он с самого начала прозвал их "родственниками". (Рэй Брэдбери. 451 градус по Фаренгейту)

Интересно, кто-то уже замечал, что Брэдбери фактически описывает ЖЖ будущего? Такой симбиоз мыльной оперы, риэлити шоу и лайвджорнала.
scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:54 pm (UTC)
Большой писатель отличается тем, что его можно интерпретировать кучей способов.
prof_yura
Jul. 25th, 2009 08:57 pm (UTC)
Появился Playboy, печатавший рассказы.
scholar_vit
Jul. 25th, 2009 08:59 pm (UTC)
Воннегут над этим долго издевался в "Завтраке"...
white_bars
Jul. 25th, 2009 09:29 pm (UTC)
> Важно понять, что переход был почти мгновенен: за каких-нибудь пару лет мир изменился.

Интересно, что Воннегуту не везло с экранизациями. Как-то фантастически не везло...
olhanninen
Jul. 25th, 2009 10:50 pm (UTC)
Стены ему ДОРОГО стоили
А я недавно перечитала этот роман, и он мне снова не понравился своей какой-то непродуманной пафосностью.

Один из супругов меняется, другой нет, и что в том такого? Если изменения не устраивают, то люди просто расходятся или зудят друг друга до конца. С какой это стати именно он прав?

И когда это книги не сжигали? Хоть один век был, хоть одна система? Сжигать, замалчивать, тащать и не пушшшать - нормально для человеческой истории. Щас вот, например, Пентти Линколу в Штатах не дают издавать, Парфею вставили по первое число.

И почему это писатель обязательно должен жить писательством, а художник художеством, если они плохо продаются. Ну не нужны и все. И почему это общество обязательно в этом виновато?..

Стали сериалы пользовать... А раньше они книги и журналы пользовали также, как сериалы. Для чего еще, как не для развлечения. интересно? А многие жили другим, рыбачили там, танцевали, например. И что они все отстой?

Простите за ворчание. сама я телек не5 смотрю, в жж редко захожу, лето сейчас - грибы, ягоды, рыбалка. А 090909 в Штаты еду - попутешествовать. Для развлечения.
ygam
Jul. 25th, 2009 11:20 pm (UTC)
Re: Стены ему ДОРОГО стоили
Я не знал, кто такой Пентти Линкола; поискал в Сети и нашел вот какую книжку. Его единомышленников издают вовсю.

З.Ы. Пардон: это британское издательство. Не издают, но продают.

Edited at 2009-07-25 11:21 pm (UTC)
(no subject) - ygam - Jul. 26th, 2009 06:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - olhanninen - Jul. 26th, 2009 06:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Jul. 26th, 2009 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - olhanninen - Jul. 26th, 2009 06:31 am (UTC) - Expand
Re: Стены ему ДОРОГО стоили - (Anonymous) - Jul. 26th, 2009 05:08 am (UTC) - Expand
P.S. - oder_k - Jul. 26th, 2009 05:24 am (UTC) - Expand
Re: P.S. - olhanninen - Jul. 26th, 2009 06:20 am (UTC) - Expand
Re: P.S. - oder_k - Jul. 26th, 2009 02:21 pm (UTC) - Expand
ЗЫ, Многие не отличают: - olhanninen - Jul. 26th, 2009 02:37 pm (UTC) - Expand
Re: ЗЫ, Многие не отличают: - oder_k - Jul. 26th, 2009 02:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Jul. 26th, 2009 05:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - oder_k - Jul. 26th, 2009 05:54 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Ньет, Молотофф! - olhanninen - Jul. 26th, 2009 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Jul. 27th, 2009 05:36 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
ru_blogi
Jul. 27th, 2009 09:07 pm (UTC)
Ваш пост опубликован в журнале "точка ЖИ рунета™" (постоянный адрес публикации - http://www.rublogi.ru/all/art/270709/598).
Если вы считаете, что это нарушает ваши авторские или иные права, ответьте, пожалуйста, на этот комментарий, и публикация будет удалена из журнала.
Предложить другие посты для публикации можно здесь.
Спасибо за вашу статью.
_iga
Jul. 28th, 2009 02:17 pm (UTC)
Нелюбовь Брэдбери к автомобилям тоже имеет исторические корни :)
e2pii1
Jul. 28th, 2009 03:32 pm (UTC)
Интересный и содержательный пост, спасибо.
Жаль подобные посты у Вас теперь реже чем раньше, 2-3 года назад.
e2pii1
Aug. 18th, 2009 01:20 pm (UTC)
<<
Если бы я был pigbig, я заключил бы этот рассказ рассуждением о символическом капитале интеллигенции с цитатами из Бурдье. Но так как я Бурдье не читал,
>>

я пpочeл o Бурдье:
... это сообщество читателей международно признанных журналов по экономиксу. Нетрудно догадаться, что аудитория этих читателей практически совпадает с множеством контенторов тех же журналов. Т.е. это такое статусное сообщество, устроенное по принципу «кукушка хвалит петуха за то что хвалит он кукушку». Природу подобных явлений хорошо исследовал Пьер Бурдье в своих работах по социологии профессиональных сообществ. Фактически это такая каста, обставляющая членство в своём составе набором разнообразных ритуальных действий вроде нужного количества публикаций, главная ценность которых в том, что в сообществе они признаются как соответствующие признакам «своих» - и ведь это в точности относится к самой pigbig! Свои амбиции "ученого" она обосновывает исключительно тем, что те кого она считает "учеными" считают её "ученой". При этом в реальности pigbig в научном плане - пустое место, т.к. неспособна сгенерировать никакого содержательного нетривиального знания, и у неё есть ровно одна мысль, которую она везде талдычит.
( 57 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek