?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Via ded_maxim прочел любопытную статью в The New Republic про Ayn Rand. Как и Деда Максима, меня заинтересовала вот эта цитата:

Around the age of five, Alissa Rosenbaum's mother instructed her to put away some of her toys for a year. She offered up her favorite possessions, thinking of the joy that she would feel when she got them back after a long wait. When the year had passed, she asked her mother for the toys, only to be told she had given them away to an orphanage. Heller remarks that "this may have been Rand's first encounter with injustice masquerading as what she would later acidly call altruism."

Автор статьи, Джонатан Чайт, вспоминает похожий случай с ребенком Гровером Норквистом, но у меня возникли другие ассоциации. Любой, читавший "Дорогу уходит в даль", вспомнит ключевые эпизоды с говорящей куклой и розой авиатора. Такое впечатление, что воспитание в детях альтруизма этим способом было распространено среди интеллигентных еврейских семей начала 20 века.

Но какая удивительная разница в результатах! Если Александра Бруштейн выросла такой, какой воспитывали родители, то Алиса Розенбаум стала по сути социопаткой. Характерная деталь:

She wrote of one of the protagonists of her stories that "he does not understand, because he has no organ for understanding, the necessity, meaning, or importance of other people"; and she meant this as praise.

Сама статья на самом деле весьма любопытна. В ней подробно описан культ Ранд и патологические, вывернутые отношения в её кружке. По-видимому, Ранд была несчастным человеком. Как, впрочем, и её последователи.

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
ded_maxim
Sep. 15th, 2009 09:58 pm (UTC)
Вот еще любопытный материал, как раз по поводу второй цитаты: http://michaelprescott.net/hickman.htm
scholar_vit
Sep. 15th, 2009 10:05 pm (UTC)
Охренеть
(no subject) - ded_maxim - Sep. 15th, 2009 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tantalus2 - Sep. 16th, 2009 03:34 am (UTC) - Expand
torquelimach
Sep. 15th, 2009 10:22 pm (UTC)
Удивительно то, что кого-то таким способом удалось воспитать альтруистом. Сразу начинает казаться, что альтруизм вообще от воспитания не зависит.
kouzdra
Sep. 16th, 2009 12:06 am (UTC)
Я подозреваю, что чуть ли не любые позитивные человеческие качества зависят исключительно от способности сопротивляться воспитанию.
(no subject) - vsopvs - Sep. 16th, 2009 01:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - torquelimach - Sep. 16th, 2009 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - vsopvs - Sep. 16th, 2009 11:24 am (UTC) - Expand
seminarist
Sep. 15th, 2009 10:42 pm (UTC)
И не только среди еврейских, и не только в начале 20-го века... Augustus Hare в своих наводящих ужас мемуарах вспоминал, как в нем воспитывали альтруизм и самопожертвование: к обеду готовили какое-нибудь особенное сладкое, весь день об этом говорили, а когда сладкое подавали, его (дошкольника) заставляли взять свою порцию и отнести в деревню каким-нибудь беднякам. Он относил. Это английские провинциальные кальвинисты, первая половина 19 века.
scholar_vit
Sep. 16th, 2009 12:13 am (UTC)
Как интересно. Да, кальвинисты - суровые ребята.
(Anonymous)
Sep. 15th, 2009 11:22 pm (UTC)
Прочитал статьи про Хикмана по ссылке и реально охренел.
"Всех этих людей совершенно необходимо убить".
sciuro
Sep. 16th, 2009 02:42 am (UTC)
Книгу Бруштейн я помню хорошо. В случае с куклой отец фактически просто отбирает куклу у девочки: да, он говорит, что мол "моя дочка дарит вам эту куклу", но это он говорит чужим детям, в какой-то степени "сохраняя лицо" своей дочке и показывая ей, как ей следовало поступить - по его мнению. Между отцом и дочкой все ясно. Тем более с розой - дочка отдает розу, так как решает, что а)отец хотел бы, чтобы она так поступила и б)отец скорее всего прав. В обоих случаях дочь осознает, что происходит и что ей НЕ НРАВИТСЯ происходящее.

В отличие от Бруштейн, в случае с Рэнд альтруистичный результат был достигнут прямым обманом, если я правильно поняла. Не знаю, как это было преподнесено Алисе ("Алиса, ты такая хорошая девочка, ты отдала свои игрушки сиротам!" или "Алиса, тех игрушек больше нет, я их отдала сиротам"), но получается, что ее добровольное действие (отдать игрушки) оказалось вовсе не тем, что она хотела сделать. Мать ее обманула.

Именно потому, что принцип "не врать" возведен у Бруштейн в описании отношений отец-дочь в абсолют, параллель, которую ты предложил, представляется мне принципиально неверной. Вот про кальвинистов, как рассказали в комментариях - это ближе к модели Бруштейн, да.

Edited at 2009-09-16 02:43 am (UTC)
(no subject) - sciuro - Sep. 16th, 2009 03:06 am (UTC) - Expand
ny_quant
Sep. 16th, 2009 03:14 am (UTC)
Любой, читавший "Дорогу уходит в даль", вспомнит ключевые эпизоды с говорящей куклой и розой авиатора.

Глубокое заблуждение.
(Anonymous)
Sep. 16th, 2009 03:52 am (UTC)
Очень хорошо помню эпизоды у Бруштейн --
и очень удивлен тем, что вам методы описанные методы воспитания кажутся сходными.

В одном случае отец объясняет дочери, почему ее поступок он считает дурным, и передает ей -- через силу -- свое взрослое представление о сравнительной ценности куклы и "долга перед обществом" (до которого дочь, естественно, сама додуматься не могла, и этого от нее глупо ожидать, и тем более глупо ее за это стыдить, но родители и не такого от детей ожидают).

В другом случае мать дочери лжет. Простейшее объяснение этой лжи -- желание избежать скандала при отъеме игрушек на "благотворительность". Логику, по которой такая благотворительность хороша для самого ребенка, вполне представима -- хоть "доброе дело" и сделано при помощи обмана, теперь им можно гордиться, а без обмана бы и не прошло, постыдная жадность бы одолела.

По сути, это просто "цель оправдывает средства". Цель: добиться от ребенка "доброго дела", к которому ребенок сам не склонен. Средство: обман.

xottabych
Sep. 16th, 2009 05:33 am (UTC)
У Дины Рубиной в "Терновнике" очень похожий эпизод. Так что не только в начале 20 века.

И таки да, воспитание альтруизма типично бихевиористским методом - через обучение поведенческой модели без осознания причин возникновения и механизмов функционирования модели. Вполне эффективное с эволюционной точки зрения.
(Deleted comment)
Hear, hear. - (Anonymous) - Sep. 16th, 2009 06:47 am (UTC) - Expand
granum_salis
Sep. 16th, 2009 03:54 pm (UTC)
Ayn Rand раздражает ужасно... Причем раздражает, даже если не касаться сути ее идей. Полная безграмотность в философии и графоманство в литературе. Не понимаю, как люди осиливают ее романы. О философии она знает через десятые руки, успев чего-то понахвататься в послереволюционной петербургской атмосфере. Все это сливается в невнятную кашу, от которой хватаешься за голову (а у меня просыпается преподавательский инстинкт - послать на пересдачу :)).

И при всем при этом - именование "великим философом", "писателем", культ этот... бред какой-то.
tantalus2
Sep. 16th, 2009 11:04 pm (UTC)
Этот культ гораздо больше говорит не об Айн Рэнд, которая, как Вы справедливо заметили, была бездарной графоманкой, а о тех, кто этот культ раскрутил и о стране, где такая раскрутка стала возможной.
(no subject) - tyoma_cat - Sep. 17th, 2009 02:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - granum_salis - Sep. 17th, 2009 06:02 am (UTC) - Expand
загадка Ayn Rand - abba65 - Sep. 17th, 2009 04:30 pm (UTC) - Expand
Re: загадка Ayn Rand - tyoma_cat - Sep. 19th, 2009 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tyoma_cat - Sep. 19th, 2009 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tyoma_cat - Sep. 17th, 2009 02:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - tantalus2 - Sep. 17th, 2009 02:23 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Jun. 19th, 2010 06:41 am (UTC)
Аудиокнига - Бруштейн - Дорога уходит вдаль
http://abook-club.ru/forum/index.php?showtopic=33497
Аудиокнига - Бруштейн - Вечерние огни
http://abook-club.ru/forum/index.php?showtopic=35120
(Anonymous)
Jan. 19th, 2012 10:04 am (UTC)
6282 watch blade runner the final cut
pulsar watch parts
3509
noropook8 55
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek