?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Via ded_maxim прочел любопытную статью в The New Republic про Ayn Rand. Как и Деда Максима, меня заинтересовала вот эта цитата:

Around the age of five, Alissa Rosenbaum's mother instructed her to put away some of her toys for a year. She offered up her favorite possessions, thinking of the joy that she would feel when she got them back after a long wait. When the year had passed, she asked her mother for the toys, only to be told she had given them away to an orphanage. Heller remarks that "this may have been Rand's first encounter with injustice masquerading as what she would later acidly call altruism."

Автор статьи, Джонатан Чайт, вспоминает похожий случай с ребенком Гровером Норквистом, но у меня возникли другие ассоциации. Любой, читавший "Дорогу уходит в даль", вспомнит ключевые эпизоды с говорящей куклой и розой авиатора. Такое впечатление, что воспитание в детях альтруизма этим способом было распространено среди интеллигентных еврейских семей начала 20 века.

Но какая удивительная разница в результатах! Если Александра Бруштейн выросла такой, какой воспитывали родители, то Алиса Розенбаум стала по сути социопаткой. Характерная деталь:

She wrote of one of the protagonists of her stories that "he does not understand, because he has no organ for understanding, the necessity, meaning, or importance of other people"; and she meant this as praise.

Сама статья на самом деле весьма любопытна. В ней подробно описан культ Ранд и патологические, вывернутые отношения в её кружке. По-видимому, Ранд была несчастным человеком. Как, впрочем, и её последователи.

Comments

( 39 comments — Leave a comment )
ded_maxim
Sep. 15th, 2009 09:58 pm (UTC)
Вот еще любопытный материал, как раз по поводу второй цитаты: http://michaelprescott.net/hickman.htm
scholar_vit
Sep. 15th, 2009 10:05 pm (UTC)
Охренеть
ded_maxim
Sep. 15th, 2009 10:07 pm (UTC)
Собственно, ссылку на Прескотта я почерпнул в комментариях вот к этому посгингу в блоге Balloon Juice.
tantalus2
Sep. 16th, 2009 03:34 am (UTC)
В биографии Айн Рэнд есть один довольно драматичный эпизод. В 1918 году она с родителями, будучи 13 летним подростком, бежала из Петрогрда в Крым. По дороге где-то на Украине банда дезертиров чуть было не расстреляла ее вместе со всей семьей. Я думаю, что в этот момент ее эмоциональное развитие остановилось навсегда. Она так и осталась вечным тинэйджреом несмотря на то, что дожила до 77 лет.
(Anonymous)
Sep. 16th, 2009 05:08 am (UTC)
В попытках ставить диагнозы такого рода
-- "эмоциональное развитие остановилось и т.д." -- мне представляется довольно спорным понятие о том, каким, собственно, должно быть должное, "взрослое" эмоциональное развитие. Например, бруштейновское "не врать, никогда не врать" может быть ровно тем же образом объявлено "подростковым" (скажем, "подростковым максимализмом").

Вообще-то, следует ожидать, что опыт человека, глядевшего в лицо смерти и пережившего смуту и беззаконие, в чем-то богаче опыта людей, этих вещей лично не переживших. Если предположить, что "эмоциональное развитие" есть функция опыта, то может быть, у них есть-таки в этом развитии некая фора перед людьми, лиха толком не знавших?

(Anonymous)
Sep. 16th, 2009 07:19 am (UTC)
Re: В попытках ставить диагнозы такого рода
^H^Hми, конечно
tantalus2
Sep. 16th, 2009 12:46 pm (UTC)
Re: В попытках ставить диагнозы такого рода
Такой опыт на всех действует по разному. Одни стремительно мужают, другие остаются на всю жизнь обиженными детьми. Айн Рэнд, по-видимому, - второй случай. Всю жизнь не могла простить людям, что у любимого папочки отняли аптеку и доходный дом на Знаменской площади Петербурга, а вместе с тем и ее золотое детство.
tyoma_cat
Sep. 17th, 2009 02:04 am (UTC)
Re: В попытках ставить диагнозы такого рода
может быть и так (с ее биографией не знаком, делать заключения не буду, а ставить диагнозы заочно не приучен), но свой вклад в историю идей, а, возможно, и мировой философии она внесла!
tantalus2
Sep. 17th, 2009 02:21 am (UTC)
Re: В попытках ставить диагнозы такого рода
Ничего нового Айн Рэнд в философию не внесла. Все ее так называемые философские труды есть грубая компиляция.
tyoma_cat
Sep. 18th, 2009 01:24 am (UTC)
Re: В попытках ставить диагнозы такого рода
строго говоря, всю современную философию можно в этом обвинить, при желании можно у каждого философа последних 200 лет найти пару "источников" - философов, высказывавших в чем-то похожие идеи.

марксизм - откровенная компиляция, но влияние оказал большое и до сих пор оказывает!
torquelimach
Sep. 17th, 2009 06:28 am (UTC)
Re: В попытках ставить диагнозы такого рода
she considered the entire field of physics "corrupt"

Мне интересно, что такой человек может внести в философию, и выиграет ли от этого философия. Как-то все больше Трофим Денисович на ум приходит.
tyoma_cat
Sep. 18th, 2009 01:26 am (UTC)
Re: В попытках ставить диагнозы такого рода
если Хайдеггер поддержал нацизм с его бредовыми идеями, значит ли это, что Хайдеггер ничего в философию не внес?
torquelimach
Sep. 15th, 2009 10:22 pm (UTC)
Удивительно то, что кого-то таким способом удалось воспитать альтруистом. Сразу начинает казаться, что альтруизм вообще от воспитания не зависит.
kouzdra
Sep. 16th, 2009 12:06 am (UTC)
Я подозреваю, что чуть ли не любые позитивные человеческие качества зависят исключительно от способности сопротивляться воспитанию.
torquelimach
Sep. 16th, 2009 05:25 am (UTC)
Я читал "Эгоистичный ген". Есть разница между утверждениями "альтруизм имеет эволюционное объяснение и генетическую составляющую" и "альтруизм ни от чего, кроме генетики, не зависит".
Беглый просмотр Вашей ссылки второго утверждения не выявил.
vsopvs
Sep. 16th, 2009 11:24 am (UTC)
до недавнего времени генетическая составляющая черт личности полностью отрицалась, считалось, что гибкость человеческой психики безгранична, и воспитание решает все.

да многие так считают и до сих пор.

кроме Докинза, если интересуетесь вопросом, очень рекомендую Роберта Трайверса и Вильсона (E.O. Wilson). не знаю, переводился ли Трайверс, я читал по-английски. Докинз - популяризатор, и вынужден оставться в рамках политкорректности. хотя и старается их раздвигать. в меру :)

ну и, может быть, если просмотреть статью по ссылке не бегло, там что-то еще выявится... окончательного решения этого вопроса не наступило пока, конечно, да и никакого другого вопроса. так что каждый выбирает сеюе позицию.

я лично склоняюсь к тому, что воспитание и среда до некоторой степени определяют каким образом проявляются генетически определенные черты личности.
seminarist
Sep. 15th, 2009 10:42 pm (UTC)
И не только среди еврейских, и не только в начале 20-го века... Augustus Hare в своих наводящих ужас мемуарах вспоминал, как в нем воспитывали альтруизм и самопожертвование: к обеду готовили какое-нибудь особенное сладкое, весь день об этом говорили, а когда сладкое подавали, его (дошкольника) заставляли взять свою порцию и отнести в деревню каким-нибудь беднякам. Он относил. Это английские провинциальные кальвинисты, первая половина 19 века.
scholar_vit
Sep. 16th, 2009 12:13 am (UTC)
Как интересно. Да, кальвинисты - суровые ребята.
(Anonymous)
Sep. 15th, 2009 11:22 pm (UTC)
Прочитал статьи про Хикмана по ссылке и реально охренел.
"Всех этих людей совершенно необходимо убить".
sciuro
Sep. 16th, 2009 02:42 am (UTC)
Книгу Бруштейн я помню хорошо. В случае с куклой отец фактически просто отбирает куклу у девочки: да, он говорит, что мол "моя дочка дарит вам эту куклу", но это он говорит чужим детям, в какой-то степени "сохраняя лицо" своей дочке и показывая ей, как ей следовало поступить - по его мнению. Между отцом и дочкой все ясно. Тем более с розой - дочка отдает розу, так как решает, что а)отец хотел бы, чтобы она так поступила и б)отец скорее всего прав. В обоих случаях дочь осознает, что происходит и что ей НЕ НРАВИТСЯ происходящее.

В отличие от Бруштейн, в случае с Рэнд альтруистичный результат был достигнут прямым обманом, если я правильно поняла. Не знаю, как это было преподнесено Алисе ("Алиса, ты такая хорошая девочка, ты отдала свои игрушки сиротам!" или "Алиса, тех игрушек больше нет, я их отдала сиротам"), но получается, что ее добровольное действие (отдать игрушки) оказалось вовсе не тем, что она хотела сделать. Мать ее обманула.

Именно потому, что принцип "не врать" возведен у Бруштейн в описании отношений отец-дочь в абсолют, параллель, которую ты предложил, представляется мне принципиально неверной. Вот про кальвинистов, как рассказали в комментариях - это ближе к модели Бруштейн, да.

Edited at 2009-09-16 02:43 am (UTC)
sciuro
Sep. 16th, 2009 03:06 am (UTC)
Ты знаешь, мне как раз-таки идея, что ребенком манипулируют таким образом, вовсе не кажется странной. Ничего ненормального - в смысле, никакого психического отклонения - в поведении матери нет. Просто очередная "свинцовая мерзость", приправленная, возможно, благими намерениями воспитания; таких историй вагон и тележка. Поэтому я и пишу про буквальный смысл твоего сопоставления, не уходя в интерпретации.

И да, я ничего не знаю про источники Хеллер, и вообще про айнрандистику - в статье не сказано, откуда эта история выкопана, возможно, там есть что-то, кроме дневников самой Рэнд.
ny_quant
Sep. 16th, 2009 03:14 am (UTC)
Любой, читавший "Дорогу уходит в даль", вспомнит ключевые эпизоды с говорящей куклой и розой авиатора.

Глубокое заблуждение.
(Anonymous)
Sep. 16th, 2009 03:52 am (UTC)
Очень хорошо помню эпизоды у Бруштейн --
и очень удивлен тем, что вам методы описанные методы воспитания кажутся сходными.

В одном случае отец объясняет дочери, почему ее поступок он считает дурным, и передает ей -- через силу -- свое взрослое представление о сравнительной ценности куклы и "долга перед обществом" (до которого дочь, естественно, сама додуматься не могла, и этого от нее глупо ожидать, и тем более глупо ее за это стыдить, но родители и не такого от детей ожидают).

В другом случае мать дочери лжет. Простейшее объяснение этой лжи -- желание избежать скандала при отъеме игрушек на "благотворительность". Логику, по которой такая благотворительность хороша для самого ребенка, вполне представима -- хоть "доброе дело" и сделано при помощи обмана, теперь им можно гордиться, а без обмана бы и не прошло, постыдная жадность бы одолела.

По сути, это просто "цель оправдывает средства". Цель: добиться от ребенка "доброго дела", к которому ребенок сам не склонен. Средство: обман.

xottabych
Sep. 16th, 2009 05:33 am (UTC)
У Дины Рубиной в "Терновнике" очень похожий эпизод. Так что не только в начале 20 века.

И таки да, воспитание альтруизма типично бихевиористским методом - через обучение поведенческой модели без осознания причин возникновения и механизмов функционирования модели. Вполне эффективное с эволюционной точки зрения.
(Deleted comment)
(Anonymous)
Sep. 16th, 2009 06:47 am (UTC)
Hear, hear.
Отец Сашеньки совершенно не понимает, что стыдить ее за "щеголяние" любимой куклой перед бедными детьми -- нелепо, ибо никакой интенции похваляться своим богатством перед бедняками у нее и в помине не было. Он стыдит ее за то, что ему -- весьма побитому жизнью альтруисту -- представляется в ее поступке.

Однако, благодаря тому исключительному месту, которое он занимает в глазах дочери, ему таки удается внушить ей и чувство вины, и свою пост-фактум интерпретацию ее интенций, и стыд за них -- скорее всего, "отыграв" какой-нибудь похожий *собственный* поступок подобного рода, и *собственный* стыд за него.

По здравом, спокойном размышлении оправдывает эту педагогическую комбинацию только ее импульсивность, spur and heat of the moment. Будь она premediated, как прочие описанные "воспитательные приемы", была бы такая же ложь и дрянь.
granum_salis
Sep. 16th, 2009 03:54 pm (UTC)
Ayn Rand раздражает ужасно... Причем раздражает, даже если не касаться сути ее идей. Полная безграмотность в философии и графоманство в литературе. Не понимаю, как люди осиливают ее романы. О философии она знает через десятые руки, успев чего-то понахвататься в послереволюционной петербургской атмосфере. Все это сливается в невнятную кашу, от которой хватаешься за голову (а у меня просыпается преподавательский инстинкт - послать на пересдачу :)).

И при всем при этом - именование "великим философом", "писателем", культ этот... бред какой-то.
tantalus2
Sep. 16th, 2009 11:04 pm (UTC)
Этот культ гораздо больше говорит не об Айн Рэнд, которая, как Вы справедливо заметили, была бездарной графоманкой, а о тех, кто этот культ раскрутил и о стране, где такая раскрутка стала возможной.
tyoma_cat
Sep. 17th, 2009 02:08 am (UTC)
философ и не должен быть великим писателем, чтобы донести свои идеи. читается она не хуже Гегеля и всех марксистов, начиная с Маркса.
granum_salis
Sep. 17th, 2009 06:02 am (UTC)
Все правильно, философ не должен быть :). Но я вроде бы понятно написала, что считаю ее графоманкой в литературе. Если человек пишет роман - значит, он выступает как писатель. А романы Ayn Rand - это толстые тома, заполненные самолюбованием и тяжеловесной невнятной прозой (и да, я честно и старательно пыталась ее читать, потому что некоторые мои американские знакомые прямо заходились в восторгах).

Проповеди вообще не идут литературе на пользу. Олдос Хаксли был отличным стилистом, но проповеди его романы откровенно портят.
abba65
Sep. 17th, 2009 04:30 pm (UTC)
загадка Ayn Rand
Да, по-моему, главная загадка Ayn Rand - как можно прочитать "эти толстые тома, заполненные самолюбованием и тяжеловесной невнятной прозой"? Философия-то - Бог с ней, кому и Коэльо философия, но ведь это как бы романы, да?
Я вот пытался, открыл книгу наугад... но больше пары страниц одолеть не смог.

Видимо, что-то очень важное мы не знаем о тех миллионах(!) американцев, которые запоем читали Ayn Rand.
tyoma_cat
Sep. 19th, 2009 02:32 pm (UTC)
Re: загадка Ayn Rand
видимо, не только в разнице культур дело, значит задевает она их как-то!

я не могу понять, как люди могут читать Гарри Поттера или Толкиена, но миллионы читают. значит этим миллионам нравится!
tyoma_cat
Sep. 19th, 2009 02:31 pm (UTC)
по всем пунктам согласен
tyoma_cat
Sep. 17th, 2009 02:07 am (UTC)
есть философы, а есть преподаватели философии :)
tantalus2
Sep. 17th, 2009 02:23 am (UTC)
"Как все чистильщики сапог, эти люди --
большие философы. А лучше сказать -- все философы суть чистильщики больших
сапог".
(Anonymous)
Jun. 19th, 2010 06:41 am (UTC)
Аудиокнига - Бруштейн - Дорога уходит вдаль
http://abook-club.ru/forum/index.php?showtopic=33497
Аудиокнига - Бруштейн - Вечерние огни
http://abook-club.ru/forum/index.php?showtopic=35120
(Anonymous)
Jan. 19th, 2012 10:04 am (UTC)
6282 watch blade runner the final cut
pulsar watch parts
3509
noropook8 55
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek