?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Полтора десятка лет назад бравые американские экономисты знали, как помочь развивающимся странам. Шоковая терапия, приватизация, сокращение расходной части бюджета, свободная торговля - набор хорошо известен. Главное -- ослабить государство, а там Адам Смит всё сделает сам.

Не особенно разбирающийся в новейшей экономической теории человек, правда, несколько удивился бы тому, что этот набор предлагался всем странам без изъятия и подгонки, one size fits all. Вроде бы у разных стран разная культура, традиции. Но экономисты Вашингтонского консенсуса не интересовались такими мелочами. Ещё бы, у них было учение, которое было всесильно, потому что было верно.

В субботнем номере Washington Post Марселла Санчез обсуждает итоги этого экономтрегерства: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2005/07/14/AR2005071401343.html. Торговали - весилились, подсчитали - прослезились.

Inflation is under control and has been in single digits for five of the last six years. Latin America's economy has started to grow -- last year at 5.7 percent, more than double that of the European Union or Japan. Yet, economic growth has barely kept pace with the population. In fact, today more people live in poverty in Latin America than eight years ago. Income per capita, which 50 years ago was higher than that of Spain, Portugal, and most Eastern European and East Asian countries is now lower. Chile, the region's big success story, was nearly twice as rich per capita than South Korea in 1980. Today it is nearly three times poorer.

Comments

( 122 comments — Leave a comment )
bbb
Jul. 17th, 2005 06:35 pm (UTC)
Если вы хотели этим сказать, что в Вашингтон Пост тоже встречаются глупые и невежественные журналисты - то я с вами совершенно согласен.
trurle
Jul. 17th, 2005 07:07 pm (UTC)
Чем я не Блехер?
Ну-ну
bbb
Jul. 17th, 2005 08:48 pm (UTC)
Re: Чем я не Блехер?
Это в каком смысле?
scholar_vit
Jul. 17th, 2005 07:31 pm (UTC)
То есть процитированные факты не соответствют действительности?

scholar_vit
Jul. 17th, 2005 07:32 pm (UTC)
Кстати, о невежестве: биография Марцеллы Санчез изложена вот тут: http://www.postwritersgroup.com/sanchez.htm. Она родилать в Колумбии и провела там много лет. Была корреспондентом крупнейших газет. Мне кажется, что ситуацию в Латинской Америке она знает несколько лучше нас с Вами.
bbb
Jul. 17th, 2005 08:54 pm (UTC)
Ну что же, теперь будем знать, что Bachelor's degree in Journalism from the Externado University in Bogota, Colombia and a Master's in Communications and Economics from the University of North Dakota имеют нулевую ценность. Честно сказать, и раньше ничего не слыхал об этих почтенных учреждениях, так что разочарование не слишком велико.

Если же серьезнее, то сама по себе пребывание в Латинской Америке не помогает разбираться в экономике и экономической истории, а речь идет именно о них.

О каких фактах вы говорите? О том, что представляет собой т.н. "вашингтонский консенсус" (который есть по большей части упрощенная выдумка журналистов)? О том, что ВВП на душу населения в 80-м году в Корее был низкий, а в конце 90-х стал высокий? Или о том, что этот факт должен почему-то доказывать вредность низкой инфляции (которая, должен заметить, в Чили все 80-е годы и большую часть 90-х была весьма высокой)?

Эта заметка - просто халтура. Причем достаточно наглая - например, любой мало-мальски знакомый с реалиями прекрасно знает, что нынешняя ситуация в Болиивии порождена, конечно, не тем, что проышленность была привтизирована, и что проблемы Боливии очень специфичны и носят по большей части культурно-социальный характер.
(no subject) - scholar_vit - Jul. 17th, 2005 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 17th, 2005 09:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 17th, 2005 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 17th, 2005 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 17th, 2005 11:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 18th, 2005 01:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 18th, 2005 02:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 18th, 2005 02:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Jul. 18th, 2005 03:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 18th, 2005 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 18th, 2005 03:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 04:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Jul. 18th, 2005 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 18th, 2005 06:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 06:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 18th, 2005 06:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 06:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 18th, 2005 06:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 06:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 18th, 2005 07:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 18th, 2005 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 07:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 18th, 2005 07:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 07:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 18th, 2005 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 18th, 2005 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 19th, 2005 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 19th, 2005 11:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 20th, 2005 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 21st, 2005 05:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 18th, 2005 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 09:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 18th, 2005 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 18th, 2005 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 18th, 2005 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 07:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 18th, 2005 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 07:13 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 07:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 18th, 2005 03:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 18th, 2005 03:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 18th, 2005 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 18th, 2005 09:27 pm (UTC) - Expand
Разговор мимо денег - trurle - Jul. 18th, 2005 09:28 pm (UTC) - Expand
Re: Разговор мимо денег - scholar_vit - Jul. 18th, 2005 10:06 pm (UTC) - Expand
Re: Разговор мимо денег - trurle - Jul. 19th, 2005 06:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 18th, 2005 06:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 18th, 2005 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 18th, 2005 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zt - Jul. 18th, 2005 11:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 19th, 2005 12:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - zt - Jul. 19th, 2005 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 20th, 2005 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 19th, 2005 12:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - zt - Jul. 19th, 2005 09:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 19th, 2005 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 19th, 2005 12:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 19th, 2005 12:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Jul. 19th, 2005 10:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 19th, 2005 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Jul. 19th, 2005 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ezoran - Jul. 19th, 2005 03:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_bugaev - Jul. 18th, 2005 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 18th, 2005 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 18th, 2005 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 18th, 2005 05:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 18th, 2005 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 18th, 2005 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 18th, 2005 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - trurle - Jul. 18th, 2005 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 18th, 2005 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 18th, 2005 05:33 pm (UTC) - Expand
lost_touch
Jul. 17th, 2005 08:31 pm (UTC)
Да, забавно как забывают про разный мелкий шрифт - про нормальные институты, к примеру.
agasfer
Jul. 17th, 2005 08:55 pm (UTC)
Уточняю
...глупые и невежественные левые журналисты ;-))))
ivanov_petrov
Jul. 17th, 2005 06:38 pm (UTC)
Ну, типа - ошиблись. С кем не бывает. Наука не стоит на месте...
scholar_vit
Jul. 17th, 2005 07:34 pm (UTC)
Ну, для некоторых стоит. См. комментарии либертарианцев к этой заметке.

Меня тут поражает уверенность в своей правоте -- что тогда, что сейчас. Скальпель в руки -- и вперёд.
(no subject) - bbb - Jul. 17th, 2005 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 17th, 2005 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 17th, 2005 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 18th, 2005 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bbb - Jul. 18th, 2005 05:20 pm (UTC) - Expand
vinopivets
Jul. 17th, 2005 07:10 pm (UTC)
И что, кто-нибудь из тех, у кого не получилось, ослабил государство?
scholar_vit
Jul. 17th, 2005 07:35 pm (UTC)
Как цыган учил лошадь обходиться без еды, знаете, да?
(no subject) - vinopivets - Jul. 18th, 2005 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Jul. 21st, 2005 10:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 22nd, 2005 01:39 am (UTC) - Expand
dennett
Jul. 17th, 2005 07:43 pm (UTC)
Цифры любопытные, говорящие.
arhiloh
Jul. 17th, 2005 09:21 pm (UTC)
Действительно смешно, но в России некоторое оживление экономической жизни случилось примерно тогда же, когда реализовалось что-то более-менее близкое оному консенсусу: сбалансированный бюджет, сокращение распределительных фуекций государства, ликвидация (видимо, вынужденная) после 1998 года всякой "промышленной политики", прекращение печатания денег по потребности всех хозяйствующих субъектов и прочая, и прочая. Осмелюсь предположить, что приватизация и шоковая терапия предшествуюещго периода тоже свою роль сыграли.
Хотя про особую культуру России и вытекающие отсюда следствия (вплоть до совершенно особенной "немонетарной" инфляции) мы слышали до того немало. Как, собственно, и просле.
dima1966
Jul. 17th, 2005 09:32 pm (UTC)
А не связано ли это оживление с ростом цен на нефть? По-моему, это более реальное объяснение.
(no subject) - arhiloh - Jul. 17th, 2005 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 17th, 2005 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arhiloh - Jul. 17th, 2005 10:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dima1966 - Jul. 17th, 2005 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - arhiloh - Jul. 18th, 2005 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Jul. 18th, 2005 03:08 am (UTC) - Expand
ygam
Jul. 18th, 2005 05:34 am (UTC)
Гм. Стачала сеньора Санчез говорит, что консенсус был принят в 1989 году (т.е. 16 лет назад), а потом сравнивает благосостояние Латинской Америки с благосостоянием других стран сейчас и 25 или даже 50 лет назад. Каким образом мы из этого можем вынести суждение о консенсусе?
likh
Jul. 18th, 2005 11:55 pm (UTC)
(почти) в тему - начал(отчасти по Вашей рекомендации) читать истерли - Quest for Growth ... Отличная книжка.
(no subject) - ygam - Jul. 19th, 2005 10:05 pm (UTC) - Expand
svinkina
Jul. 18th, 2005 04:38 pm (UTC)
еще от тети Хру
http://www.livejournal.com/community/journalists/327266.html

"When I read stories about loans made by World Bank, IMF and the such to developing countries, it seems to me that the words "aid" and "loans" are often used interchangeably."
ezoran
Jul. 19th, 2005 03:12 am (UTC)
Мне кажется, главное в статье не то, что в ней написано, какие факты приводятся. А то, почему это написано, зачем приведены именно такие факты. Уважаемая сеньорита Санчез страдает типичным для жителей (и некоторых выходцев из) развивающихся стран синдромом: хроническим перекладыванием ответственности с себя на дядю.
Поверьте, у меня возникло ощущение, что читаю переведенную на английский статью из какого-нибудь "государственнического" российского издания, но почему-то с латиноамериканскими географическими названиями. :)
scholar_vit
Jul. 19th, 2005 04:10 am (UTC)
Плохо, когда ответственность перекладывается на дядю. Но эта максима верна не только для России и стран третьего мира, верно? Отвечаем ли мы, американцы (к Вашему сведению, у меня американский паспорт) за советы, которые мы давали? Тем более, что мы ведь не просто так их давали -- мы ещё нажимали очень сильно, чтобы к нашим советам прислушивались. Было ли бы правильно, если бы в той же Washington Post появилась статья коллеги bbb по Мировому Банку о том, что во всём виноват ленивый и глупый Хулио (или Иван, или Иванко), а мы тут все делали для этих неблагодарных дикарей, но они не поняли?

И самое главное -- ведь не изменилось ничего. Тот же bbb убеждён, что его советы так же непреложны, как мытье рук перед едой. Что ж, несколько столетий доктора были убеждёны в пользе кровопусканий -- с той же эмпирической и логической базой.

Но об этом я ещё напишу.
svinkina
Jul. 19th, 2005 07:37 am (UTC)
"Было ли бы правильно, если бы в той же Washington Post появилась статья коллеги [info]bbb по Мировому Банку о том, что во всём виноват ленивый и глупый Хулио (или Иван, или Иванко), а мы тут все делали для этих неблагодарных дикарей, но они не поняли?"

это было бы очень правильно. все мнения должны быть представлены. это я Вам как журналист говорю. хрю
(no subject) - scholar_vit - Jul. 19th, 2005 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Jul. 20th, 2005 06:48 pm (UTC) - Expand
bbb
Jul. 19th, 2005 10:43 pm (UTC)
Вы напрасно искажаете то, что я говорю. В данной статье обсуждаются вовсе не мои советы (о которых здесь речи нет и которые очень часто не совпадают с тем, что советуют МВФ и Всемирный банк), а глупая критика в адрес МВФ и Всемирного банка.

Вы почему-то не уловили, что критика глупой критики не тождественна безоговорочной защите всего того, что глупый критик критикует.

Так что в дальнейшем пусть этот разговор идет без моего участия.
ezoran
Jul. 20th, 2005 07:48 pm (UTC)
Да я немного не к тому... Конечно было бы прекрасно, если бы все американские "советчики" чувствовали персональную ответственность за свои слова и дела перед живущими в тех странах людьми, перед собой, наконец перед своей страной. Жаль, что это не всегда так...
Сейчас, насколько я понимаю, мы видим последствия решений, принятых во времена "холодной войны". Тогда американскому правительству требовалось срочно приобщить отсталые страны к капитализму, чтобы не дать им провалиться в объятия Москвы. Наверное, это объясняет, посему многое ваялось наспех, и главное, нарочитую "конвеерность" подхода.
Но! Рекомендации ведь предлагались вполне нормальные. Возможно, экономика как наука еще далека от своих вершин, но далеко не такое шарлатанство, как средневековая медицина. Разумеется, они были далеко не идеальны, но никакой дремучей отсебятины не содержали. Как, впрочем, были не идеальны и те, что в свое время давались (не просто под нажимом, а безальтернативно!) Германии, Японии и Корее. Просто эти народы хотели хорошо жить и были готовы напряженно (и честно!) ради этого работать, поэтому с американской помощью стали жить как сейчас. Если бы нет – сейчас какая-нибудь фрау Штайнер или Осахари-сан писала бы про обнищание своих многострадальных стран.
Вообще, мне всегда казалось очевидным, что если народ беден, если народ несчастен, то виноват в этом прежде всего он сам. Неужели это не так?
(no subject) - scholar_vit - Jul. 21st, 2005 03:59 am (UTC) - Expand
likh
Jul. 21st, 2005 03:32 am (UTC)
Я довольно много интересовался и Лат. америкой и вашингтонским консенсусом. Читал ряд статей того же Вильямсона. А сейчас моя профессиональная деятельность просто таки непосредственно связана с ЛА. Попытаюсь на выходных написать что-то вроде ответа на Ваш пост ...

Пока могу сказать только вот что - при том, что я не отношусь к большим поклонникам ВК, однако судить их не возмусь. Там все не так просто - не стоит торопиться с выводами и заковыристыми вопросами

scholar_vit
Jul. 21st, 2005 04:01 am (UTC)
Только заметьте, что с Уильямсоном я скорее согласен. А с тем, что он называет market fundamentalism - нет.
(no subject) - likh - Jul. 21st, 2005 04:17 am (UTC) - Expand
( 122 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek