?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По совету ipain прочел книгу Вертша (James V. Wertsch, Voices of Collective Remembering, Cambridge University Press, 2002). Вертш исследует феномен коллективной исторической памяти. Историческая память - явление, не только не тождественное, но во многом противоположное истории, как науке. Коллективная память стремится к простой схеме с моралью, в то время как научная история полна нюансов и сложностей.

Материал книги - советская и постсоветская историческая память. Как пишет Вертш, советская историческая память имела "официальную" и "неофициальную" составляющую, причем официальная жестко формировалась и контролировалась государством. Постсоветские годы были для Вертша уникальной лабораторией, в которой можно было изучать, как разрушалась официальная картина, и что вставало на ее место (напомню, книга издана в 2002 году, поэтому "постсоветская" часть в ней - это 90-е).

В книге много интересных наблюдений. Остановлюсь на одном. Автор говорит, что для русской культуры характерна "универсальная модель истории":

  1. "Исходная ситуация", в которой русские люди живут в мире и никому не угрожают, прерывается
  2. Агрессией со стороны внешних сил, которая ведет к
  3. Бедствиям и страданиям, которые в свою очередь
  4. Преодолеваются триумфом русских людей над внешними силами, причем русские действуют героически и в одиночку.

В принципе такой нарратив в той или иной форме встречается у всех народов, но обычно он не является главным и универсальным. Скажем, для американцев, пишет автор, более важны нарративы "manifest destiny", "quest for freedom", etc. Основой же советской и российской идентичности является указанная выше модель.

Очень интересен разбор с этой точки зрения Гражданской войны в советских и постсоветских учебниках. В советских учебниках события описываются так: в результате победоносной Октябрьской революции советские люди могли бы жить хорошо ("исходная ситуация"), но империалистические государства помогли сформироваться белым силам, которые, причинив стране бедствия и страдания, были разгромлены. То есть в них внешние силы - это организованные из-за рубежа белые. Пост-советские учебники описывают события иначе. В них подчеркивается, что интервенция не имела особенного военного значения (автор отмечает, что постсоветские учебники вступают в скрытую полемику с советскими: утверждение по незначительность иностранной помощи является контраргументом - при том, что школьники не знакомы с исходным тезисом). Ленин, Троцкий и другие коммунисты описываются как люди, на самом деле чужие русскому народу, не являющиеся частью общества и вынужденные опираться на "организованное насилие, не имевшее аналогов в истории". Тут "исходная ситуация" отодвигается назад, вся советская эпоха описывается как "время бедствий и страданий, причиненных чужаками", а неизбежный триумф переносится вперед, в современную эпоху. Таким образом, и "старое", и "новое" описание следуют одной и той же описанной выше схеме - просто враги и временные рамки разные.

Еще более интересно исследование восприятия Второй мировой войны. Автор провел исследование, в котором людям разных возрастов предлагалось написать короткое сочинение о ней. Вот типичное сочинение женщины, учившейся в советской школе (обратный перевод - мой):

В 1939 году Германия атаковала Польшу. В июне 1941 года немецкие войска вероломно и без объявления войны вторглись на территорию СССР. Началась Великая Отечественная война. Немцы прошли почти до Москвы, захватив значительную часть территории нашей страны. Переломным моментом в войне была Сталинградская битрва. В ней немцы получили заслуженный отпор. После этого советские силы атаковали и постепенно вытеснили немецкие войска с нашей территории. Затем началось освобождение других стран: Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии, Югославии. Советские войска достигли Берлина и разгромили фашистскую Германию, остановив фашизм в Европе. Союзниками СССР были Англия и США. Они открыли второй фронт. Основная роль в победе над фашистской Германией принадлежала простым советским людям, простому русскому солдату. Для русских людей Великая Отечественная война была освободительной.

В этом сочинении, наряду с советскими штампами ("вероломно", "заслуженный отпор") встречаются и постсоветские мотивы (подчеркивание роли русского, в отличие от советского, солдата). Но важно, что оно опирается на специфические факты и трактовки, которые советская образовательная система передала рассказчице.

Сравним это с сочинением постсоветского пятнадцатилетнего школьника:

Начало войны было неожиданным для всего мира, кроме Гитлера. Неожиданным было и количество пролитой крови, страданий, фашистские концлагеря. Появление второго Наполеона, Адольфа Гитлера, было неожиданным и странным. Война была тяжелой для оборонявшихся стран. Страшной, тяжелой, кровавой.

Автор, очевидно, мало что знает о войне - но интересно, чем он заполняет пустоты. В отсутствие специфического знания ему помогает универсальная схема.

Отвлекаясь от книги, замечу, что пару записей назад в моем ЖЖ короткая фраза про период, когда СССР был союзником Германии и на пару с ней делил Польшу, вызвала довольно много комментариев людей, изо всех сил доказывавших, что такого не было, так как не могло быть никогда. Я как раз тогда читал Вертша и с интересом смотрел на иллюстрации к его тезисам в собственном журнале.

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
gomberg
Nov. 3rd, 2014 05:30 am (UTC)
Ну, это, наверно, только одна из моделей. Стандартная поступательная империалистическая модель тоже всегда была: рост Московского княжества/царства - покорение Казани и прочей Орды - Сибири - Крыма - Польши и т.д. Это тоже вполне сидит в подсознании. Как и куча всего другого. Т.е., каждая из таких универсальных моделей, может, и проста - но "народная память" сложней любой из них :)
vryadli
Nov. 3rd, 2014 05:41 am (UTC)
ну, зачем свобоным людям такие сложности! Начнешь всерьез про такое думать - сколько таких книжек напишешь за карьеру?

как там честно пишет автор:

Автор, очевидно, мало что знает о.... В отсутствие специфического знания ему помогает универсальная схема. И соответствующая методика.
(no subject) - gomberg - Nov. 3rd, 2014 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - ragdollmaster - Nov. 3rd, 2014 06:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Nov. 3rd, 2014 06:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - ragdollmaster - Nov. 3rd, 2014 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Nov. 3rd, 2014 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Nov. 3rd, 2014 06:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Nov. 3rd, 2014 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Nov. 3rd, 2014 02:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Nov. 3rd, 2014 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Nov. 3rd, 2014 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Nov. 3rd, 2014 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Nov. 3rd, 2014 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ermenegilda - Nov. 3rd, 2014 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - gomberg - Nov. 3rd, 2014 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - Yuri Reader - Nov. 3rd, 2014 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Nov. 3rd, 2014 11:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Yuri Reader - Nov. 4th, 2014 07:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Nov. 4th, 2014 12:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Yuri Reader - Nov. 4th, 2014 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Nov. 4th, 2014 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Yuri Reader - Nov. 4th, 2014 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Nov. 4th, 2014 03:09 pm (UTC) - Expand
vryadli
Nov. 3rd, 2014 05:36 am (UTC)
Красиво-то как! В научном смысле слова. Как свободно ученый человек свел незамысловатые и наивные педставления иностранного простолюдья к своему эта... ну.... заключению.

Боюсь только немногие оценят эту истинно пифагорейскую красоту казуса. По очень уважительным причинам, разумеется

Edited at 2014-11-03 05:36 am (UTC)
ermenegilda
Nov. 3rd, 2014 05:43 am (UTC)
Все советское время сейчас называют "Временем бедствий и страданий"? Или подчеркивают высокий уровень жизни и всего 3000 (в том числе настоящих фашистов) политзаключенных в 70-е?
ign
Nov. 3rd, 2014 03:19 pm (UTC)
А кто такие "настоящие фашисты" в 70-х?
(no subject) - ermenegilda - Nov. 3rd, 2014 05:23 pm (UTC) - Expand
akim_trefilov
Nov. 3rd, 2014 06:32 am (UTC)
ну да. Забавно, что Егор Тимурович и Анатолий Борисович были уверены: самое важное - в экономике ("создать класс собственников", "рыночные механизмы" etc), а на на школу, высшее образование и армию важно просто не тратить новых денег - и все как-то само собой обустроится.
Двадцать лет, однако, эти структуры продолжали порождать новые поколения советских людей. Результат предсказуем.
anna_bpguide
Nov. 3rd, 2014 07:47 am (UTC)
По идее, "класс собственников" как раз и должен был бы озаботиться образованием собственных детей, как и в целом граждан собственной страны...
(no subject) - akim_trefilov - Nov. 3rd, 2014 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - reader59 - Nov. 3rd, 2014 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - akim_trefilov - Nov. 5th, 2014 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - reader59 - Nov. 5th, 2014 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - reader59 - Nov. 5th, 2014 01:37 pm (UTC) - Expand
superina
Nov. 3rd, 2014 07:41 am (UTC)
Любопытно. Особенно в сегодняшней ситуации.
iarwen
Nov. 3rd, 2014 10:43 am (UTC)
В советских учебниках не было педалирования роли интервенции. Наоборот, интервенция преподносилась как нечто незначительное, тот же белочешский мятеж (с которго и началась активная фаза гражданской войны) упоминается вскользь. Напротив, создавался образ Гражданской как борьбы с врагом внутренего происхождения, местных буржуев и дворян, белых офицеров - против государства рабочих и крестьян. Даже название - Гражданская война - на это прямо указывает.
(Deleted comment)
(no subject) - vryadli - Nov. 3rd, 2014 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ermenegilda - Nov. 3rd, 2014 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Nov. 3rd, 2014 06:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - filin - Nov. 3rd, 2014 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Nov. 3rd, 2014 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geralt - Nov. 4th, 2014 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Yuri Reader - Nov. 4th, 2014 07:53 am (UTC) - Expand
kouzdra
Nov. 3rd, 2014 11:05 am (UTC)
Ну дык основная проблема с Репрессиями™ - что если озвучить ситуацию "как она есть" - то 99% ответ будет "а и правильно - так им и надо".

Потому ее и не озвучивают :)
kouzdra
Nov. 3rd, 2014 11:08 am (UTC)
"Исходная ситуация", в которой русские люди живут в мире и никому не угрожают, прерывается
Агрессией со стороны внешних сил, которая ведет к
Бедствиям и страданиям, которые в свою очередь
Преодолеваются триумфом русских людей над внешними силами, причем русские действуют героически и в одиночку.


Но кстати в мире пост-WW2 оно и не столь уж неверно - СССР потерял в войнах в разы меньше людей чем "мирные США".
aabad
Nov. 3rd, 2014 12:17 pm (UTC)
Модель вполне разумная, доказавшая свою историческую эффективность много раз.

Я вот подумал, как должна выглядеть, например, украинская универсальная историческая модель.
Получается что-то вроде:


1. "Исходная ситуация", в которой украинцы МЕЧТАЮТ жить в мире и никому не угрожают, прерывается
2. Агрессией со стороны внешних сил, которая ведет к
3.Бедствиям и страданиям, которые в очередной раз
4.Приводят к сокрушительному поражению украинцев от агрессивных внешних сил, несмотря на то, что украинцы действуют героически и при поддержке всего прогрессивного человечества.

ИМХО, русская модель какая-то более мужская и конструктивная.
m61
Nov. 3rd, 2014 01:59 pm (UTC)
Это хороший метод, но патент на него уже давным-давно получен товарищем Прокрустом.
dmpogo
Nov. 3rd, 2014 02:52 pm (UTC)
Было бы интересно также в двух словах написать универсальные историгеские модели других народов ...
vryadli
Nov. 3rd, 2014 03:11 pm (UTC)
Угу. И еще инереснее было бы если бы при том различать народы, которые скорее подвергались нашествиями от тех, которые не особенно и еще от тех, которые скорее успешно его осуществили.

А то получаются чисто пифагорейские теории - внешне простые, изящные, но с глубоким духовынм смыслом.
nicksakva
Nov. 3rd, 2014 07:25 pm (UTC)
С этой моделью очень любопытно перекликается
Русская модель управления Прохорова.

Собственно, в ней рассматривается характерная для России модель управления на протяжении всей ее истории циклически воспроизводящая два основных состояния: "кризис" и "застой". Что самое удивительное, такой цикл оказывается достаточно результативным...

"В каждый момент времени русская система управления пребывает в одном из двух состояний — или в состоянии стабильном, спокойном, или же переходит в нестабильный, аварийный, кризисный режим работы. В стабильном состоянии управление осуществляется неконкурентными, административно-распределительными средствами. С переходом к нестабильному состоянию стиль действии всех управленческих звеньев коренным образом меняется. Система управления становится агрессивно-конкурентной. Но эта конкуренция имеет мало общего с конкуренцией в западном понимании, поэтому она и не кажется таковой..."

Edited at 2014-11-03 07:43 pm (UTC)
rdia
Nov. 14th, 2014 01:14 am (UTC)
Обычные автоколебания.
agasfer
Nov. 3rd, 2014 09:37 pm (UTC)
"фраза про период, когда СССР был союзником Германии и на пару с ней делил Польшу, вызвала довольно много комментариев людей, изо всех сил доказывавших, что такого не было, так как не могло быть никогда..."

Во-1х, сам вопрос о союзничестве достаточно спорный. Хотя стороны свои действия согласовывали, СССР никакой роли в немецкой победе уже не сыграл.

Во-2х, не вижу ничего априори дурного в этом "союзничестве" т к Польша расширила свою территорию за счет обеих стран. А что взято силой, то можно силой и отбирать.

В-3х, какая связь с книгой Вертша?

Edited at 2014-11-03 09:37 pm (UTC)
scholar_vit
Nov. 3rd, 2014 10:05 pm (UTC)
В-3х, какая связь с книгой Вертша?

Здесь историческая правда чересчур противоречит модели: не "сидели мирно и никому не угрожали", а наоборт, проявляли здоровый аппетит к территории соседей. Отсюда либо попытка объяснить происходившее военной необходимостью ("мы готовились к неизбежной войне - хотя Германия все равно напала вероломно"), либо попытка объявить события яко небывшими.
(no subject) - agasfer - Nov. 3rd, 2014 11:36 pm (UTC) - Expand
nuns_islander
Nov. 4th, 2014 09:29 pm (UTC)
Фигня, я считаю. Аргументы притянуты за уши. Советские школьники знали о войне то, что им рассказывали на уроке истории. Про раздел Польши в 39м мы узнали только в девяностых. Про войну на Тихом Океане вообще никто никогда не слышал, и до сих пор не особенно верят. И я так понимаю, что у американцев такие же знания о войне в Европе.
ppk_ptichkin
Nov. 5th, 2014 01:41 am (UTC)
Оказалась, пока во всяком случае, интересная книжка. Спасибо.
( 58 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek