?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Индустриальная революция резко подняла жизненный уровень населения нашей планеты. Мы не всегда осознаем, насколько именно. Брэд Де Лонг ссылается на интересную заметку Евы Фишер, которая описывает простой, но эффективный способ это вообразить.

Возьмем какой-нибудь предмет быта Средневековья. Мы можем оценить, сколько человеко-часов понадобилось, чтобы его сделать. Давайте умножим это число на нынешнюю почасовую минимальную зарплату (в США сейчас $7.25), и мы получим представления, насколько он был ценен с точки зрения человека того времени.

Ева Фишер рассматривает рубашку, надетую на первом слева танцоре на известной картине Брейгеля-старшего. У нее довольно сложный покрой, со сборками у шеи и подмышек. К тому же в Средневековье, чтобы вещи дольше служили (мы к этом вернемся), все швы обметывались. Опытная швея вручную раскроит и сошьет такую рубашку за семь часов. Но ей нужна ткань, верно? На эту рубашку ушло пять ярдов ткани тонкой ткани (25 ниток на дюйм). По оценкам, ткачихи вручную делали два дюйма такой ткани в час, так что пять ярдов — это 72 часа. Но нитки надо сначала спрясть. 25 ниток на ярд, основа и уток дают 9000 ярдов пряжи. Реконструкторы полагают, что в Средние века пряха делала 4 ярда в час, что дает 2250 часов. Предположим, что они ошибаются, и утерянные секреты прядильного мастерства позволяют спрясть девять тысяч ярдов за 500 часов. У нас все равно получается 579 часов, т.е. $4200. А ведь мы еще не говорили о том, что перед тем, как начать прясть, надо вырастить лен, хлопок или овец.

Интересно, что основные затраты в оценке получились на прядение. Это объясняет сложный покрой одежды: если уж вложились в ткань, то имеет смысл потратиться еще немного на шитье. Женщины Средневековья непрерывно пряли (в русских, и не только русских, деревнях этот обычай сохранился и после Промышленной революции: "Две Три девицы под окном..."). Автор приводит интересную этимологию английского слова spinster, старая дева: буквально оно означает "пряха". Действительно, выйдя замуж, женщина начинает обслуживать мужа и детей; в противном случае она до смерти занимается "девичьим делом", т.е. прядет. Еще в 18 столетии женщины, которых цитирует автор, говорили: "Я с детства знала, что основное предназначение женщины состоит в том, чтобы делать одежду для человечества"; "Скрип прядильного колеса был самым грустным звуком моего детства, стоном бесконечной монотонной жизни прядильщицы".

Одежда ценилась. Зажиточная крестьянка имела три платья: одно на праздник и два для повседневной жизни. Одежда носилась из поколения в поколения до тех пор, пока она не разваливалась — тогда из нее делали одежду для детей, а когда и дети донашивали, тряпки продавали старьевщику. В частности, из них делали бумагу. До того, как был найден способ изготавливать бумагу из древесины, ее делали из тряпок — и она была очень дорогой (хотя, конечно, дешевле пергамента). Что делало дорогими книги.

Мы живем в невероятной роскоши с точки зрения человека Средневековья.

Что, конечно, не означает, что мы более счастливы.

Comments

( 74 comments — Leave a comment )
da_pooh
Aug. 14th, 2016 06:11 pm (UTC)
Только $7.25 не за час, а в лучшем случае за день или даже два. Потому что сегодня ни одно из этих звен в США не делается.
ygam
Aug. 14th, 2016 08:01 pm (UTC)
Текстили - еще как делаются. https://www.selectusa.gov/textiles-industry-united-states

Моя мама много лет проработала закройщицей на Byer California и еще в каких-то компаниях; я к этому времени уже вырос и отселился от родителей, так что не помню, в каких. Она рассказывала, что шьют в основном азиатки-иммигрантки. К ним относится закон о минимальной заработной плате, хотя я не удивлюсь, если какие-то субконтракторы нанимают нелегалок и нарушают этот закон.
cantanapoli
Aug. 14th, 2016 06:23 pm (UTC)
В принципе можно не уходить в средневековье, мы равным образом живем, скажем, в состоянии дичайшей роскоши по сравнению с серединой прошлого века в СССР.

Мне рассказывали мать и тетя об уровне жизни в послевоенном Харькове - э "это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть" (с) Г. Горин.
inoy_dmitriy
Aug. 14th, 2016 06:39 pm (UTC)
Моей маме пальто в детстве шили из одеала.
Папа рассказывал, что после войны писали на газетах между строк.

Мама жива и считает, что сейчас на пенсии у нее очень сытное время. И не очень понимает наши финансовые проблемы. ))
И так, шельма, родит! - clovis3 - Aug. 14th, 2016 06:43 pm (UTC) - Expand
Re: И так, шельма, родит! - 66george - Aug. 14th, 2016 08:11 pm (UTC) - Expand
Re: И так, шельма, родит! - gena_t - Aug. 15th, 2016 05:18 am (UTC) - Expand
Re: И так, шельма, родит! - 66george - Aug. 15th, 2016 06:23 am (UTC) - Expand
Re: И так, шельма, родит! - a_konst - Aug. 15th, 2016 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Aug. 14th, 2016 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ermenegilda - Aug. 15th, 2016 05:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Aug. 15th, 2016 03:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Aug. 15th, 2016 06:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ermenegilda - Aug. 16th, 2016 04:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Aug. 15th, 2016 10:38 pm (UTC) - Expand
antontsau
Aug. 14th, 2016 07:34 pm (UTC)
прогресс, да. В очень многом. Вот я только что прилетел из своего Сиднея в европки - путешествие, которое всего сто лет назад занимало месяц, 200 лет назад - три месяца в лучшем случае, 300 лет назад вообще было невозможным... угу, сутки времени и деньги, получаемые за два рабочих дня.
redreptiloid
Aug. 15th, 2016 12:42 am (UTC)
а лет 60 лет назад это стоило как доход за год если не за несколько лет. зато в самолетах рояли стояли и шампанское от Клико )
народ блин забыл что кажущийся сейчас естественным доступный туризм начался только лет 30-40 назад, до этого хургада, канары, пхукет и т.п. - нищая окраина, рыбацкие деревушки.
(no subject) - misha_b - Aug. 15th, 2016 02:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - ermenegilda - Aug. 15th, 2016 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - redreptiloid - Aug. 15th, 2016 05:48 am (UTC) - Expand
chamant
Aug. 14th, 2016 07:42 pm (UTC)
Из приведенного расчета получается, что одежда из кожи должна была быть на порядки дешевле, чем одежда из ткани.

Почему же бедняки не в кожу одевались?
ppk_ptichkin
Aug. 14th, 2016 07:58 pm (UTC)
1. Попробуйте выделать кожу начиная с коровы и кончая банальными lederhosen.
2. Опишите резсультаты в блоге с рекламой.
3. Profit!
(no subject) - chamant - Aug. 14th, 2016 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Aug. 14th, 2016 08:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chamant - Aug. 14th, 2016 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Aug. 14th, 2016 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chamant - Aug. 14th, 2016 09:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Aug. 14th, 2016 09:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - smirnfil - Aug. 15th, 2016 02:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - 3seemingmonkeys - Aug. 15th, 2016 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_sabadah - Aug. 14th, 2016 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Aug. 14th, 2016 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - chamant - Aug. 14th, 2016 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Aug. 15th, 2016 08:30 am (UTC) - Expand
0lenka
Aug. 14th, 2016 08:22 pm (UTC)
Все это верно только в том фантастическом случае, когда указанная работа _оплачивается_. Те самые три девицы пряли не за $7.25, а за кров и еду - причём и то, и другое было по современным меркам очень не ахти. То, что швеи ещё в 19 веке едва-едва могли сводить концы с концами, работая все светлое время суток (и ещё, скинувшись компанией на свечку, часть темного) - тоже, кажется, общее место. И это профессиональные швеи; одежду попроще ещё и до середины двадцатого шили в рамках обычных женских домашних обязанностей, и никому в голову не приходило за это платить, как никто не платит сейчас жене за уборку и готовку. Дворянки и мещанки побогаче, конечно, починкой одежды занимались меньше - но до индустриальной революции именно их руками была создана бОльшая часть текстильных предметов роскоши, к профессиональным вышивальщицам и золотошвейкам обращались единицы. За это тоже, конечно, никто не платил: милая форма досуга, нечто вроде хобби.
А бесплатный или условно бесплатный труд сильно удешевляет конечный продукт :)
scholar_vit
Aug. 14th, 2016 09:02 pm (UTC)
Платить-то женщинам не платили. Но их надо было кормить, одевать и дать крышу над головой. Даже рабский труд не бесплатен для хозяина по тем же соображениям. Минимальные расходы на это не соответствуют минимальной зарплате, но для грубой прикидки сравнение годится.
(no subject) - 0lenka - Aug. 14th, 2016 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 0lenka - Aug. 14th, 2016 09:29 pm (UTC) - Expand
angerona
Aug. 14th, 2016 09:17 pm (UTC)
Очень интересно! Мне всегда про такое интересно писать. И я всегда подмечаю когда во всяких "regency fiction" (написанном сейчас) появляются анахронизмы вроде "героиня пошла в dress shop и закупилась десятью платьями, которые ей доставили готовые через неделю". Угу, как же.
janez
Aug. 14th, 2016 09:34 pm (UTC)
Разбойники в Коте в сапогах ограбили главного героя, забрав его одежду. Обычное для прошлых времен ограбление, малопредставимое сейчас.
avla
Aug. 15th, 2016 12:38 am (UTC)
Ну почему же,
я ещё помню те времена когда в 90-е могли ограбить отобрав кроссовки.
yozhig
Aug. 14th, 2016 10:25 pm (UTC)

Любопытно: вот индустриальная революция была, а выборов, в которых победила бы партия индустриальных революционеров - не было?

mascotik
Aug. 14th, 2016 10:33 pm (UTC)
Как же не было? Чуть ли не каждый день голосовали. Кошельком.
(no subject) - nicksakva - Aug. 19th, 2016 06:49 pm (UTC) - Expand
nighteagleowl
Aug. 14th, 2016 11:18 pm (UTC)
Погодите, если ткань - это так дорого или хотя бы долго, то (прошу прощения, 18+) как же все разговоры что роль туалетной бумаги для знати раньше играла ткань. Не оказывается ли это невозможно дорогим даже для знати?!
kudincev
Aug. 14th, 2016 11:45 pm (UTC)
Вот и рассыпали в прах, стройную и виртуальную композицию.Видать и ткань недорогая была а шуму наделали.
(no subject) - ygam - Aug. 15th, 2016 03:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Aug. 15th, 2016 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Aug. 15th, 2016 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gena_t - Aug. 15th, 2016 04:24 am (UTC) - Expand
profpr
Aug. 15th, 2016 12:23 am (UTC)
Но вот первое же видео на ютубе про flux spinning: https://www.youtube.com/watch?v=Az2VNllZhEE
Примерно на середине нитку показывают крупным планом - видно, что скорость прядения порядка сантиметра в секунду, что дает 36 метров в час. Я не знаю, как проинтерпретировать такое расхождение - возможно, 4 метра в час уходит на хлопковую пряжу, или на более тонкую работу.
avla
Aug. 15th, 2016 12:45 am (UTC)
Вы совершенно правы,
несколько десятков метров в час - более реальная оценка,
я сам видел как прядут овечью шерсть и шерсть альпаки с помощью прялки,
скорость даже больше чем 1 см/сек

что-то они там напутали

Впрочем ясно что сейчас люди живут невообразимо лучше чем в средневековье, да и гораздо-гораздо лучше чем лет 50 назад.
Каждый раз радуюсь когда пользуюсь например автоматической стиральной машиной или посудомойкой, я уж не говорю про скайп или иБэй.

Edited at 2016-08-15 12:46 am (UTC)
(no subject) - profpr - Aug. 15th, 2016 01:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - maria_gorynceva - Aug. 15th, 2016 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - vashu11 - Aug. 15th, 2016 01:01 am (UTC) - Expand
gena_t
Aug. 15th, 2016 04:38 am (UTC)
Ну так расслоение же. Оно и сейчас есть конечно, но тогда ведь все это было еще сильнее было. А так тогдашняя интеллигенция жила может и не хуже нынешней. Хотя конечно медицина тогда была хреновая.
leonid_smetanin
Aug. 15th, 2016 05:46 am (UTC)
> Реконструкторы полагают, что в Средние века пряха делала 4 ярда в час.

Это ошибка. Нормальная скорость прядения тонкой нитки из простой овечьей шерсти порядка 50 метров в час.
4 ярда в час это разве что совсем неумёха из плохой шерсти и вообще без каких-либо приспособлений.

> ткачихи вручную делали два дюйма такой ткани в час
то есть они клали ОДНУ нитку в минуту??? Не слишком ли это неторопливый труд?
maria_gorynceva
Aug. 15th, 2016 08:33 am (UTC)
НеумЕха. В этом корне исторически не может быть чередования "е"/"о".

Да уж, тут, пожалуй, нолик убежал. Примерно 40 метров в час на веретене - вполне реально. Надо будет проверить как-нибудь.

А вы вручную давно ткали? Особенно если ткань не полотняного переплетения? И нити тонкие?
klikunov_nd
Aug. 15th, 2016 06:31 am (UTC)
Итак сравнительная стоимость труда женщин в средние века была ниже. Значит цена сексуальных услуг была также ниже. В средние века хуже одевались, но чаще трахались. Как измерить счастье (см. принцип revealed preferences Пола Самуэльсона)?
0lenka
Aug. 15th, 2016 08:45 am (UTC)
Цена сексуальных услуг была довольно высока. Секс вплоть до нового времени был скорее привилегией, чем естественным правом - и, как каждая привилегия, стоил дорого. Для вступления в брак требовалось имущество, по нынешним меркам очень значительное (мало у кого есть своя ферма, например, с инвентарём и домашними животными, или лавка с оборотным капиталом, или вообще землевладение). Проститутки стоили дорого, как бы там ни: они были объединены в цеха, платили налоги, подчинялись довольно строгому санитарно-гигиеническому контролю и требовали соответствующую плату. В общем, был весьма распространён тот взгляд, что размножаться можно только избранным, а остальным, в общем, и не надо: как у пчелок.
Секс можно было, конечно, заполучить и нелегально. Изнасиловать, например, или влезть к чужой жене, или соблазнить девушку, не встроенную в строгий социальный порядок (нищенку, актрису). Но в случае бедного юноши и то, и другое было бы мощно проблематичным, разве что он, как в фаблио, дивно хорош собой :)
(no subject) - klikunov_nd - Aug. 15th, 2016 08:53 am (UTC) - Expand
J - 0lenka - Aug. 15th, 2016 11:47 am (UTC) - Expand
Re: J - klikunov_nd - Aug. 15th, 2016 03:34 pm (UTC) - Expand
Re: - 0lenka - Aug. 15th, 2016 04:56 pm (UTC) - Expand
Re: - klikunov_nd - Aug. 16th, 2016 05:06 am (UTC) - Expand
Re: - 0lenka - Aug. 16th, 2016 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - gena_t - Aug. 16th, 2016 04:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - 0lenka - Aug. 16th, 2016 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - ermenegilda - Aug. 16th, 2016 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - 0lenka - Aug. 16th, 2016 06:19 am (UTC) - Expand
nata_for
Aug. 15th, 2016 09:25 am (UTC)
Как пряха, могу отметить, что 4 ярда (это чуть меньше 4х метров) в час - это очень мало! Даже веретеном я, не сильно эффективная самоучка, те же 4 метра спряду за минуту-две. На прялке с колесом еще быстрее. Тут что-то не то... Но при всем при том соглашусь, что прясть - медленно! А если учитывать, что шерсть надо обстричь, помыть, расчесать и только потом прясть - тем более. Лен обрабатывать тоже непросто.

Я пряла достаточно для вязаного свитера, и после первого такого проекта прониклась глубоким уважением к поколениям женщин, которые вот так должны были одеть семью. И ценность одежды стала намного понятнее.
kray_zemli
Aug. 15th, 2016 04:49 pm (UTC)
Полагаю, все эти песни про "среднюю продолжительность жизни 30 лет" и прочее имеют такую же цену, как оценка скорости прядения.

Нормально тогда люди жили. Успешно плодились и размножались, в отличие от нынешних. Смерть человека, конечно, не была такой трагедией, как сейчас -- но тогда и вкладываться в него 18 лет не требовалось -- уже лет в 5-7 можно было поручать простейшие сельхоз-работы.

Имели они тогда, конечно, другие проблемы и другие радости. Ну так и что? Я вот помню, как я в конце 90-х был счастлив, подключившись к FIDO на скорости 4800 bps (всё упиралось в линию, а не в модем) и таская оттуда ништяки мегабайтами. Сейчас у меня 100 мбит подключение 24/7 и пинг в доли секунды до куда угодно, я могу смотреть видео с youtube в HD качестве. И что, моя продолжительность жизни от этого увеличилась что-ли? Раньше, когда можно было собраться с друзьями у телека у кого-то в гостях, посмотреть компанией кино с VHS-кассеты -- было гораздо веселее, чем сейчас ставить лайки во вконтактике.
nighteagleowl
Aug. 15th, 2016 06:52 pm (UTC)
Раньше мы были молодые и красивые, а сейчас - просто красивые, хе-хе (с) ...
( 74 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek