?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тут мне говорят, что предыдущей заметкой о еврейском детсаде я закрыл вопрос. Тем не менее, расскажу-ка я ещё одну историю. А потом объясню, как бы на месте хозяев детсада поступил бы я, и почему.

Мой сын учится в одной из лучших государственных школ в США. Дело не только в программе, хотя программа там очень хороша: просто когда конкурс 10 человек на место, уровень школы не может не быть высоким. Но сейчас речь пойдёт не о школьных курсах физики и математики или гуманитарных предметах (хотя там есть что рассказать), а о так называемом восьмом уроке. Дело в том, что в школе есть правило: дети регулярно должны оставаться после обычных семи уроков и посещать занятия кружков и клубов. Клубов там много (неполный список есть вот тут). Помимо привычных шахматных, математических, театральных (в школе три театра!), там есть и политические клубы (республиканцы, демократы, либертарианцы, сторонники освобождения Тибета и мира во всём мире...), бридж-клуб, поэтическое общество и даже союз любителей мультфильмов про Симпсонов. Руководству школы всё равно, в какой клуб ты ходишь (а самому школьнику новый организовать очень просто), но куда-нибудь ты ходить обязан. За прогулы восьмого урока наказывают точно так же, как за прогулы остальных занятий.

Так вот, некоторое время мой сын ходил в Союз Черных Школьников. Я очень удивился: в нашем роду, как в анекдоте, были только белые медведи, и бурых или гризли не затесалось. "Зачем ты туда ходишь?" - спросил я. "Мне интересно, о чём они говорят". "А еврейский клуб у вас есть?" - "Да". - "А черные туда ходят?" - "Конечно". Тут я почувствовал себя ещё в одном анекдоте - помните, про негра с газетой на иврите. "Зачем они туда ходят?!" - "А им тоже интересно".

Поразмыслив, я ещё раз порадовался тому, в какую хорошую школу попал мой сын.

Возвращаясь к истории про еврейский сад, где отказали русским детям - по-моему, они поступили неправильно. Я не говорю про юридический аспект вопроса - я ничего не знаю про законы РФ в этой области. Я говорю про моральный аспект.

На мой взгляд, правильнее было бы сказать: "Знаете, у нас еврейский религиозный садик. Мы учим иврит, читаем Тору, дети едят кошерное, празднуют еврейские праздники. Вы уверены, что хотите воспитывать русского ребёнка в этом духе?" 99 шансов за то, что родители бы сами извинились и повесили трубку. Но в том редчайшем случае, когда они захотели бы на это пойти - ребёнка следовало взять. Разумеется, не делая ему никаких исключений и послаблений: пусть вместе со всеми учит Тору и носит кипу на русых кудрях. Когда он вырастет, евреем он, конечно, не станет. Но зато есть шанс, что будет в России больше на одного человека, который видит в наших обычаях, вере и обрядах не нечто неизвестное, чуждое и пугающее, а что-то близкое и тёплое. Знакомое с детства.

А это, на мой взгляд, хорошо для всех нас.

Comments

( 68 comments — Leave a comment )
tsvetna
Nov. 21st, 2005 07:19 pm (UTC)
не совсем по теме
А скажите пожалуйста, как это - кошерные огурцы? У нас в Москве продаются маринованные в банках, например, кошерные огруцы "Дядя Ваня". Чем они отличаются от некошерных и что такое вообще кошрут в отношении чисто растительной пищи?
scholar_vit
Nov. 21st, 2005 07:22 pm (UTC)
Re: не совсем по теме
А почему Вы это у еврея-атеиста спрашиваете? Я не ребе, однако.

На мой взгляд, они отличаются тем, что ребе там поставил подпись, что он лично осмотрел производство и продолжает его контролировать, и что в этих котлах ничего нехорошего до огурцов не варили.
(Deleted comment)
Re: не совсем по теме - tsvetna - Nov. 27th, 2005 01:43 pm (UTC) - Expand
кажется я знаю - aburachil - Nov. 27th, 2005 07:02 pm (UTC) - Expand
juan_gandhi
Nov. 21st, 2005 07:20 pm (UTC)
Про детский сад. Какая всё это, извините, гадость всё-таки, все эти отборы по признаку.

У меня соседка по офису своего ребёнка сдала в русский садик. Дома он говорит с мамой по-китайски, с папой по-французски, а в садике он говорит по-русски. Ну а так, по жизни, конечно, английский - это само собой проникает, и учить не надо.
cema
Nov. 21st, 2005 08:08 pm (UTC)
Гадость, конечно.

Дело усложняется ещё и тем, что "еврейский" может означать и национальный, и религиозный. Всегда можно сослаться на удобный фактор.
(no subject) - aviva_shi - Nov. 28th, 2005 09:07 am (UTC) - Expand
yucca
Nov. 21st, 2005 07:49 pm (UTC)
Ну, Сима же сказала, что она бы ответила по-другому, а няня просто не сообразила достаточно быстро. Очевидно, у них просто никогда не возникала мысль, что неевреи захотят туда пойти. А вообще, конечно, правильно.
Мой ребенок, кстати, ходил в адвентистский, что ли, садик, хороший и дешевый, и никто никаких вопросов не задавал.
gilras
Nov. 21st, 2005 08:50 pm (UTC)
Я не то чтобы спорю, но я не очень понимаю. С мусульманским садиком, например, все просто - там детей воспитывают как мусульман. Если родителей это устраивает, то почему бы и нет, будет ребенок мусульманином. В кришнаитском - детей воспитывают как кришнаитов. В индуском - как индусов. И так далее.
Но в еврейском -то не так. Там, с одной стороны, детей воспитывают как иудеев. С другой - иудей - это именно еврей иудейского веоисповедания. Иудея не еврея по идее быть не может, по крайней мере, если в садике культивируется традиционный иудаизм. Значит, что получается? Ребенка воспитывают как иудея, но он понимает или постепенно поймет, что он какой -то не такой иудей, не такой как все, собственно и не иудей вовсе, к нему это все по идее не относится. И как это скажется на ребенке?
То есть, можно, конечно, это все дело объяснить родителям. Но что если они упрутся и скажут - хотим, чтобы ребенок ходил в этот детский сад и все. А ведь в детский сад все таки ходить не родителям, а ребенку, о нем было бы неплохо подумать.
Ну то есть, если этот детский сад не специфически религиозный, если там только чувствется влияние иудаизма, то Школяр, конечно, прав.
А если это что -то сугубо религиозное?
(no subject) - rivig - Nov. 21st, 2005 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gilras - Nov. 21st, 2005 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - readership - Nov. 22nd, 2005 12:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - rivig - Nov. 22nd, 2005 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - gilras - Nov. 22nd, 2005 08:49 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - geshulka - Nov. 25th, 2005 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - rivig - Nov. 30th, 2005 02:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - mochalkina - Nov. 22nd, 2005 08:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - gilras - Nov. 22nd, 2005 09:00 am (UTC) - Expand
karial
Nov. 21st, 2005 08:50 pm (UTC)
У меня дочка ходила в азиатский клуб - с большим удовольствием, они там сплотились на почве любви к суши (учились делать), анимэ и фестивалю сакуры (ездили всем клубом в Вашингтон).
scholar_vit
Nov. 22nd, 2005 04:38 am (UTC)
Сакура - это хорошо. Я в апреле всех гостей вожу полюбоваться.
yellow_rat
Nov. 21st, 2005 08:59 pm (UTC)
Я не знаю, видели Вы или нет:
http://www.livejournal.com/users/corpuscula/650324.html
Вторая история. Просто в тему вспомнилось.
scholar_vit
Nov. 22nd, 2005 04:58 am (UTC)
Да, очень в тему.

Я покажусь очень наглым американцем, если скажу, что мне (несмотря на все её недостатки) нравится страна, где я живу? Именно потому, что тут никому в голову не придёт гнать ребёнка-индуса из еврейского садика - или требовать, чтобы в еврейском садике не соблюдали кашрут. Эти две вещи ведь на самом деле связаны.
(no subject) - yellow_rat - Nov. 23rd, 2005 08:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Dec. 8th, 2005 02:59 am (UTC) - Expand
_moss
Nov. 21st, 2005 09:01 pm (UTC)
Написал о евреях. Закрыл тему ;)
breqwas
Nov. 21st, 2005 09:31 pm (UTC)
Респект.
rivig
Nov. 21st, 2005 09:39 pm (UTC)
как всегда - спасибо за четкую формулировку ;-)
irkathena
Nov. 21st, 2005 09:50 pm (UTC)
А вот вероятность того, что ребёнок из такого садика при правилном всесторонне воспитании пройдёт гиюр, когда вырастет - куда выше, чем тебе кажется сейчас :-)
И ему будет куда проще это сделать, кстати.
scholar_vit
Nov. 22nd, 2005 05:01 am (UTC)
А надо ли ему это - гиюр и еврейство?

Ты ведь помнишь первую обязанность ребе, к которому приходит нееврей с просьбой о гиюре? Он должен попытаться отговорить человека. Объяснить, что это не даёт новых прав перед Богом, но прибавляет обязанностей.
(no subject) - irkathena - Nov. 22nd, 2005 07:39 am (UTC) - Expand
ex_ex_balki
Nov. 21st, 2005 10:58 pm (UTC)
здорово как в с этими клубами! :)) я бы Тибет поосвобождала! :))
Сима, кстати, потом написала, что она сама поговорила бы именно в этом ключе: "почему хотите именно к нам? а знаете ли вы?..."
scholar_vit
Nov. 22nd, 2005 05:02 am (UTC)
В этой школе не только клубы хороши. Там вообще здорово.
(no subject) - ex_ex_balki - Nov. 22nd, 2005 09:19 pm (UTC) - Expand
ex_increp708
Nov. 21st, 2005 11:45 pm (UTC)
Еще бы. Живете в Fairfax county, неудивительно что у Вас такие хорошие школы. Я уж не говорю про TJ.

:)
scholar_vit
Nov. 22nd, 2005 04:46 am (UTC)
Я знаю семьи, которые ради TJ переехали в наши края и ездят на работу по часу-полтора.
(no subject) - ex_increp708 - Nov. 22nd, 2005 05:03 am (UTC) - Expand
readership
Nov. 22nd, 2005 12:14 am (UTC)
Думаю, гораздо больший процент выйдет. Вы же своего пытались пристроить к гугенотам? И стереотипы общественного мнения известны – во-первых, евреи очень хорошо о детях заботятся, во-вторых, их учение таинственно и от посторонних сокрыто, Каббала, опять же. Так чего ж ребятенка не отдать в хорошие руки? Пусть приобщится, это ж «не насовсем»... В евреи раньше не было возможности, но как в музыканты стремились, а? Причем заранее зная, что получится...

Ну, а с самой общей точки зрения, у Симы бред безусловный. К тому же, и с гуманистической – умению общаться с другими лучше учить с детства, и с общественной – ни одно современное общество не позволит создавать замкнутые и бесконтрольные анклавы по национальному или религиозному признаку. Эдак сначала Тору изучать будут, а потом бомбы делать… Знаем, знаем про шахидов :))
readership
Nov. 22nd, 2005 12:24 am (UTC)
глянул - тема бреда осталась не раскрыта. это я хотел про ее фашистские списки написать, да забыл... ну, и ладно.
olhanninen
Nov. 22nd, 2005 10:29 am (UTC)
Утопическое...
Меня эта детсадовская история пробила аж на написание небольшой утопии:Жить не по лжи: детсадовская загадка атрибутивности национализма: утопическая игра в кубики

Знаете. что привлекает в Вашей истории - добровольность. Дети добровольно интересуются чужой культурой, им ее никто в нос не тычет, не заставляет... Отлично!

Только, мне кажется, Вы забыли, что в недетском мире ее нет... Поскольку добровольность возможна только в случае, если у людей есть возможность - пускать или не пускать к себе других. Иначе - это нежелательное и непрошенное вторжение в мое частное, а не добровольность.
scholar_vit
Nov. 22nd, 2005 09:04 pm (UTC)
Re: Утопическое...

Я понимаю. Свобода ассоциаций - это очень хорошая вещь. Я целиком за.

Только вот я не могу забыть статейку, которая как-то тут пробегала.. В ней рассказывается, что одной из главных движущих сил создания современной системы приёма в Гарвард было стремление не допустить туда евреев. В США это было труднее, чем в СССР: национальность в паспорте не писали (да и паспортов не было). Так что выясняли девичьи фамилии бабушек, требовали писать сочинение о своей жизни, а потом под микроскопом это разглядывали. И оценивали еврейскость по четырехбалльной шкале: от "точно еврей" до "точно не еврей".

Почему нам это не нравится? Гарвард - частный университет, и в конце концов должен ведь иметь право принимать того, кого он хочет? Не хочет принимать евреев - ну так тому и быть. Зачем эти ухищрения? Даёшь свободу ассоциации!

По-видимому, в нас есть глубоко сидящая идея меритократии. Мы считаем правильным, справедливым, что любой человек, способный сдать экзамены в данное учебное заведение, должен иметь возможность в нём учиться. Американская система грантов и стипендий на самом деле более или менее соответствует этому чувству справедливости. Это чувство относительно новое: лет сто назад его не было.

Да, я понимаю, что детсад - это не Гарвард. Но это всё же учебное заведение - и лучше нам не открывать этот ящик Пандоры.

Понимаете, вот мне всё равно, что еврея не пустили в "белый" гольф-клуб или там нееврея не пустили в еврейский. Тут свобода ассоциации перевешивает. Но учебные заведения всё-таки лучше не сегрегировать. Даже сугубо частные.

Специально для increp: я тут говорю не о легальных аспектах дела, я тут мало разбираюсь. Я говорю о моральных аспектах - но мне кажется, что право в конечном счете обязано их в какой-то мере учитывать.

Re: Утопическое... - avigdor - Nov. 25th, 2005 09:28 am (UTC) - Expand
ygam
Nov. 25th, 2005 12:40 am (UTC)
А что вы думаете о случае Doe vs. Kamehameha Schools? По-моему, аналогия с еврейским детским садиком достаточно точна.
scholar_vit
Nov. 25th, 2005 03:05 pm (UTC)
В аппеляционном суде одним из аргументов было то, что это мера временная. Это несколько оправдывает такое решение, но всё равно осадок остаётся крайне неприятный.
racheltorgo
Nov. 25th, 2005 07:49 am (UTC)
У нас во всех еврейских школах и садах нееврев нет - вежливо сплавляют всех возможных кандидатов. А они есть, потому как все французы бегут из государственных школ, особенно в пригородах. И никто не возмущается - школа частная, кого хочу, того и беру!
percefona
Nov. 25th, 2005 08:13 am (UTC)
Я поддерживаю. Меня с детства завораживали книги о других культурах. Если человеку интересно, почему нет?
geshulka
Nov. 25th, 2005 08:54 am (UTC)
Все дело в том, что еврейская религия - национальистическая и нетерпимая (это я Вам, как религиозная еврейка говорю, и без всякой иронии). Если не хочешь в евреи - кстати, не знаю, была ли такая возможность у упомянутого ребенка, но процесс гиюра для несовершеннолетних в известной степени облегчен - не обессудь, мы в свои игрушки играем, и никого к себе не берем. Глупо уподоблять в данном случае садик Гарварду или МГУ (куда, кстати, не брали не только евреев, но и их родственников). У советского еврея не было возможности поменять национальность.

Кроме того, имеется тонкость - соблюдение заповедей является привилегией, которой запрещено делиться с неевреями. Типа, наши личные кайфы. Поэтому люди, находящиеся в процессе гиюра, соблюдают не все, пока гиюр не прошли. Вот такой вот шовинизм.
avigdor
Nov. 25th, 2005 09:30 am (UTC)
Совершенно неприемлемое оскорбление Иудаизма. Я имею ввиду первый абзац вашего текста. Это - полный абзац.
(no subject) - geshulka - Nov. 25th, 2005 11:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - o_aronius - Nov. 27th, 2005 10:25 am (UTC) - Expand
Век живи - век учись - geshulka - Nov. 27th, 2005 02:11 pm (UTC) - Expand
Re: Век живи - век учись - pashar - Nov. 28th, 2005 07:35 am (UTC) - Expand
Re: Век живи - век учись - o_aronius - Nov. 29th, 2005 04:55 pm (UTC) - Expand
sima_korets
Nov. 27th, 2005 08:04 am (UTC)
Мое частное мнение. Вообще-то я несказанно рада, что благодаря моему вполне случайному, проходному и несколько анекдотическому посту познакомилась со многими интересными, незаурядными людьми. Хочу присоединить Вас к своей френд-ленте, если не возражаете.
scholar_vit
Nov. 27th, 2005 10:11 pm (UTC)
Ну, я попробовал ответить...
scholar_vit
Nov. 27th, 2005 10:29 pm (UTC)
Да, очень хорошо написано
ponny1
Nov. 30th, 2005 10:37 am (UTC)
это не в РФ было. это в Изралие. в РФ за такое - статья.
avigdor
Nov. 30th, 2005 10:47 am (UTC)
А с супругом спать один на один - за это тоже статья в РФ?
(no subject) - ponny1 - Nov. 30th, 2005 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Nov. 30th, 2005 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ponny1 - Nov. 30th, 2005 04:48 pm (UTC) - Expand
avigdor
Nov. 30th, 2005 10:44 am (UTC)
На самом деле история страшноватая... Пожалуй единственным среди важных нацистов ,кто знал неплохо евреев был Эйхман. И жил а Палестине и, даже, на иврите когда то мог объясниться не говоря уж об идиш.
Похоже, что в этой славной школе готовят новые кадры для старых проектов...
Кстати - главным палачом евреев Бобрового Кута - места, где жил мой прадед Авигдор, был сосед из села Алексеевка... Он отлично говорил на идиш и вырос, практически, именно в Б. Куте. Совершенно согласен с Ричардом Пайпсом ,подчеркивавшим, что для уничтожения личности достаточно лишить ее личного, интимного пространства. А вуайеристы относительно легко превращаются в насильников...
ponny1
Nov. 30th, 2005 11:14 am (UTC)
хм.... тут вся тонкость в чем - Эйхмана еще в детстве дразнили маленьким Раби, он соблюдал Шаббат и в принципе это большой вопрос кем он был в реале.
Вообще, если люди зациклены на идее-фикс, какой-то конкретной, то они в любом случае станут палачами, насильниками или просто городскими сумасшедшими.
hasbulat
Dec. 6th, 2005 07:28 am (UTC)
Да, таковой взгляд на вещи - реалистичная и разумная трактовка данного вопроса. Согласен.
( 68 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek