?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда я давеча удивился тому, что "ведущий политический обозреватель" Максим Соколов элементарно невежественен в истории и законах своей страны, taki_net со мной не согласился. Он сказал, что Соколов практически наизусть знает Конституцию, а его вопиющее утверждение, что "Россия - не светское государство" вызвано замыслом эту самую Конституцию "опустить". У меня тогда было нечего возразить taki_net. А теперь есть. Максим Юрьевич написал новую колонку, где, в частности, сказал:

Когда канцелярия крестоносца Джорджа Буша, не побоявшегося влезть в Ирак, при этом боится слова "Рождество" и в поздравительных письмах из Белого дома говорится о некоем абстрактном Празднике, это значит, что процесс зашел достаточно далеко. Верховная канцелярия державы, не слишком обинующейся в своих отношениях (в том числе и силовых) с остальным миром, опасается явить всего лишь приверженность давней историко-культурной традиции - причем традиции, сформировавшей Америку, Рождество всегда было квинтэссенцией западнохристианской религиозности - и прибегает к совсем уже неловким выкрутасам страха ради политкорректна.

Одно из главных утверждений процитированного абзаца - то, что Рождество было "квинтэссенцией западнохристианской религиозности" и даже где-то "сформировало Америку". Это утверждение на редкость безграмотно.

Рождество, действительно, было одним из центральных праздников католической церкви. Но на "Мейфлауэре" в Америку приехали отнюдь не католики. До сих пор считалось, что главный компонент американского истеблишмента - WASP, т.е. white anglo-saxon protestants. Известно, что одним из препятствий, которые пришлось преодолеть Кеннеди на пути к президентству, было как раз его католичество. А для протестантов Рождество очень долго казалось языческим и папистским праздником. И, будучи людьми, у которых слово не расходилось с делом, протестанты свою нелюбовь выражали довольно активно. В пуританской Новой Англии было просто запрещено праздновать Рождество. Закон Массачуссеттса 1659 года гласил:

Всякий, кто будет праздновать день Рождества, не работая в этот день, пируя или другим способом, должен заплатить штраф в пять шиллингов за каждое нарушение.
Пять шиллингов были тогда достаточно крупной суммой; достаточно сказать, что таким же штрафом в пять шиллингов пилигримы наказывали азартные игры. Закон этот был отменен только в 1681 году, но не потому, что американцы вдруг воспылали любовью к Рождеству, а потому, что Лондон угрожал в противном случае отозвать хартию Массачуссеттса.

Рождество стало становиться большим праздником уже после индустриализации и коммерческого бума: торговцы обнаружили, что обмен подарками очень способствует оживлению бизнеса. Это повышение статуса Рождества долго не приветствовалось протестантскими лидерами, но против коммерции в США бессильна даже религия.

Кстати, аналогичная история была с Ханукой. Это с точки зрения иудаизма вовсе не основной еврейский праздник. Есть и поважнее даты. Но влияние Рождества и праздничной рекламы привело к повышению статуса Хануки в США.

Но вернёмся к Максиму Юрьевичу. Поскольку у меня нет оснований считать, что он имел целью "опустить" американскую Конституцию или американские традиции, мне остаётся заключить, что в данном случае - а значит, скорее всего, и в предыдущем - была элементарная безграмотность. Не надо объяснять злой волей то, что можно объяснить невежеством, непрофессионализмом и верхоглядством.

Crossposted to correctura

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
ex_increp708
Dec. 10th, 2005 07:49 pm (UTC)
Да, все абсолютно верно.
taki_net
Dec. 10th, 2005 07:52 pm (UTC)
что в данном случае - а значит, скорее всего, и в предыдущем - была элементарная безграмотность.

Что тут "элементарного" - то? Я вот тоже в первый раз это слышу, и вообще практически уверен, что никто в России про это слыхом не слыхивал (кроме 5-6 специалистов). Для русского человека "протестант" - это прежде всего лютеранин, потом англиканин. Про этих самых пуритан мы вообще мало что знаем, ибо нам не нужно. А в Америке это просто часть воздуха, по крайней мере исторического воздуха.
scholar_vit
Dec. 10th, 2005 08:20 pm (UTC)
Видите, мне кажется, что безграмотность - это НЕ незнание чего-то. Всё знать невозможно. Безграмотность - это отсутствие выработанного годами ученичества понимания, что ты знаешь, а что нет.

Вот Вы не знаете, что Рождество пуритане не праздновали. Но Вы ведь не будете писать статью про американские традиции и с важным видом рассуждать о системообразующей роли Рождества для США, верно? Вы - человек грамотный.

После ляпа Соколова мне легче представить себе, что он писал фразу про "несветскую Россию" левой ногой, не особо задумываясь над смыслом своих слов. Ему могло даже в голову не прийти, что надо бы свериться с источниками. А это и есть безграмотность.
(no subject) - taki_net - Dec. 10th, 2005 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cema - Dec. 10th, 2005 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cema - Dec. 10th, 2005 11:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Dec. 10th, 2005 09:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Dec. 10th, 2005 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_increp708 - Dec. 10th, 2005 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cema - Dec. 10th, 2005 11:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Dec. 10th, 2005 11:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Dec. 10th, 2005 11:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Dec. 11th, 2005 12:10 pm (UTC) - Expand
bohinj
Dec. 10th, 2005 08:09 pm (UTC)
Странно, неужели можно предположить, что знание чего бы то ни было наизусть, отменяет желание передёргивать и спекулировать? А если это ещё и призвание?
leonid_b
Dec. 10th, 2005 09:04 pm (UTC)
Чем-то он Вас, видать, сильно задел. Иначе как бы Вы забыли о таких вроде католических жителях Северной Америки, как ирландцы, поляки, итальянцы, в конце концов. Немцы тоже бывают южные... Испанцы...
М-да.
scholar_vit
Dec. 10th, 2005 09:10 pm (UTC)
Да, есть в США католики. Об истории иммиграции католиков, о связанных с этим событиях можно рассказывать многое. Вспомнив хотя бы знаменитое "No Irish need apply". И то, что кое-где католики до сих пор считаются "не вполне американцами" - а ещё 50 лет назад это было очень распространённым чувством.

А задел он меня полузнайством и верхоглядством. Серьёзный разговор начинается с того, что на столе лежат факты. А когда вместо фактов болтовня и неточность на неточности - то получается трёп, передергивание и враньё.

Я готов разговаривать с человеком любых убеждений - но не с тем, кто не уважает истину.
(no subject) - leonid_b - Dec. 10th, 2005 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Dec. 10th, 2005 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Dec. 11th, 2005 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Dec. 11th, 2005 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Dec. 10th, 2005 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Dec. 11th, 2005 08:22 am (UTC) - Expand
К порядку ведения - prof_yura - Dec. 11th, 2005 01:13 am (UTC) - Expand
Re: К порядку ведения - leonid_b - Dec. 11th, 2005 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Dec. 11th, 2005 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Dec. 12th, 2005 09:14 am (UTC) - Expand
Гм-гм - ygam - Dec. 11th, 2005 03:02 am (UTC) - Expand
Re: Гм-гм - scholar_vit - Dec. 11th, 2005 06:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Dec. 10th, 2005 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Dec. 10th, 2005 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Dec. 10th, 2005 11:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Dec. 12th, 2005 09:16 am (UTC) - Expand
ex_ex_riser
Dec. 10th, 2005 09:16 pm (UTC)
а Соколов не журналист. он не сообщает факты он описывает свое видение мира в публицистической форме. но некоторые считают что это журналистика. а это просто журналитика.
и во-вторых, соколов в общем то всегда был непротив передернуть колоду.

пиздобол в общем.
bgmt
Dec. 10th, 2005 09:30 pm (UTC)
Мне очень мало симпатичен МС, но в данном случае он ничем не хуже других. Журналиста, который, как ту изящно выразились, отвечает за базар, нужно в рамочку и в музей. Вполне мне симпатичные другие журналисты провирались каждый раз, когда я знал то, о чём они пишут. В том-то и беда: нельзя же всё знать, вот и получается, что читаешь симпатичного, про то, чего сам не знаешь, и веришь. Так что лучше не читать. Или читать только несимпатичных.
svensk_vanja
Dec. 10th, 2005 10:22 pm (UTC)
Мне кажется, Америку в нынешнем её виде всё же сформировала индустриализация (и, соответственно, традиция христианских праздников). Мало ли что там устанавливали полудикие переселенцы в бородатом году.
cema
Dec. 10th, 2005 11:32 pm (UTC)
Ну всё наслоилось. Все наследили. :-)
agasfer
Dec. 11th, 2005 03:36 am (UTC)
Ну мало ли. Тут кое-кто, не буду показывать пальцем, уверял меня, что война 67го года была агрессией арабских стран против Израиля.
scholar_vit
Dec. 11th, 2005 06:37 am (UTC)
А что, мобилизация войск и сосредоточение их на границе уже перестала быть легальной casus belli?
(no subject) - prof_yura - Dec. 11th, 2005 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - wandering_ - Dec. 11th, 2005 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - prof_yura - Dec. 11th, 2005 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Dec. 12th, 2005 02:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - wandering_ - Dec. 12th, 2005 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Dec. 12th, 2005 03:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wandering_ - Dec. 13th, 2005 04:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - svinkina - Dec. 11th, 2005 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Dec. 12th, 2005 03:41 pm (UTC) - Expand
demoronizator
Dec. 11th, 2005 01:56 pm (UTC)
ну ладно там Соколов
но вам все-таки не помешало бы проверить, что Буш не поздравляет с каким-то абстрактным "празднком", а желает счастья и надежды в "сезон праздников" (которые включает Рождество, Хануку и Новый Год, некоторые включают и день Благодарения) и при этом совсем не стесняется процитировать Psalm 28:7.

И делает это не от политкорректности, а потому что среди адресатов не только Христиане.


senormouse
Dec. 15th, 2005 01:25 pm (UTC)
Мне почему-то Ваша аргументация сильна напомнила известный анекдот:

"- Скажите, Рабинович, правда, что Вам вчера в лесу дали по морде?
- Вздор! Тоже мне лес - два дерева!"

Кажется, любому человеку понятно, что Соколов имел в виду тот факт, что
Рождество сейчас занимает исключительно важное место в западном коллективном сознании. Вроде с этим никто не спорит?
scholar_vit
Dec. 15th, 2005 06:25 pm (UTC)
А Вы мне напомнили другой анекдот: "Верно ли, что Иванов выиграл в лотерее сто тысяч?" "Верно, но не Иванов, а Рабинович, не в лотерее, а в префереанс, не сто тысяч, а десять рублей, и не выиграл, а проиграл"

На мой взгляд, МЮ утверждал нечто противоположное: что Рождество когда-то "построило Америку", а теперь вот-вот падёт под напором политкорректности, и вся надежда только на Расею-матушку, которая защитит от бусурманов.
jennie_wren
Dec. 21st, 2005 04:26 am (UTC)
Англиканская (в США - епископальная) церковь рождество всегда праздновала. Вероятно, несложно проверить, что его всегда праздновали и методисты с баптистами. Массачусеттские пуритане, несомненно, были некоторое время влиятельны в Новой Англии. Но разрешите Вам напомнить, что, кроме новоанглийских колоний, была еще и Виргиния и весь старый Юг, где и епископальное большинство, и католическое меньшинство Рождество праздновали. Дух и характер западного празднования Рождества, по крайней мере в англоязычном мире, как мы его застали в конце XX в., основывается в значительной мере на таком "культурообразующем" тексте, как A Christmas Carol in Prose Чарлза Диккенса (1840-е гг.).
Насчет Вашей гипотезы, что популярность Рождества на Западе была вызвана гл. обр. коммерческими причинами, могу только процитировать известное изречение "Маркс бессмертен".
У Соколова, как у любого пишущего человека, случаются фактические ошибки, иногда грубые. Но Ваше обвинение в "элементарной безграмотности", конечно, несправедливо и означает попросту, что у Вас нет ответа на поставленный им вопрос и что сам этот вопрос Вам чрезвычайно неприятен.
scholar_vit
Dec. 21st, 2005 09:34 pm (UTC)
Видите ли, Рождество стало федеральным выходным только в 1870-е годы, и роль коммерсантов в этой истории хорошо известна.
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek