?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Рассказывая о еврейском детсаде, я пообещал продолжить историю. Ладно, что-то мне не очень работается сегодня, так что поехали.

Надо сказать, что переезд в США был для нашего сына психологической травмой. Исчезло привычное окружение, бабушки и дедушка, друзья, многие игрушки. Вокруг всё новое, и даже говорят на улице непонятно. Это четырехлетнему малышу перенести сложно. У разных детей реакция бывает разной, а наш отреагировал так: он перестал отпускать маму куда бы то ни было. Даже в соседнюю комнату. Причём его плач при этом был не капризным плачем избалованного ребёнка, а реальным, настоящим страданием. Я не знаю, что бы мы делали, но умная воспитательница в детском саду сказала жене: "Ни в коем случае не насилуйте мальчика. Вы же всё равно не работаете - ну так приходите в садик вместе с ним. Будете играть с детьми, помогать мне. Потом, когда он успокоится, что вы никуда не исчезнете, можете выходить ненадолго - но оставайтесь в синагоге, чтобы он знал, что вы рядом. Не торопитесь: это пройдёт, но очень не скоро". Мы последовали её совету, и потихоньку приучили ребёнка к самостоятельности - теперь бы приучить этого семнадцатилетнего бугая приходить домой вовремя от своих девочек!

Так и получилось, что года два, пока сын не пошёл в школу, моя жена проводила много времени в синагоге. А так как сидеть там просто так было скучно, она взялась за приведение в порядок довольно большой, но сильно запущенной библиотеки. Надо сказать, что ещё в университете она несколько раз вместо поездки в колхоз работала в университетской библиотеке: писала каталоги, расставляла книги, поэтому опыт у неё нашей домашней библиотеке, но пока этого почему-то не происходит. Как ни странно, большинство книг в синагогальной библиотеке было на английском, и их она каталогизировала без труда. Заглавия книг на иврите ей переводила штатная сотрудница синагоги. А с книгами на арамейском помогал сам ребе.

Ребе был человеком по-настоящему умным и очень интересным собеседником. Я, пожалуй, не вспомню сейчас, о чём именно мы с ним разговаривали - осталось только общее впечатление хорошего общения. Ребе неизменно лично приглашал нас в синагогу на праздники, и отказать ему было невозможно. Мы постепенно стали склоняться к мысли вступить в общину - хотя и членский взнос в $600 в год был достаточно чувствителен для моей по сути постдоковской зарплаты. Надо сказать, что нашей семье перестали быть правоверными евреями вовсе не при Советской власти: ещё мой прадед, человек довольно богатый и свободомыслящий, был по сути атеистом. Но, как заметил co_lum_bus, синагога в США - это не только (а может, даже и не столько) место для молитв, сколько социальный клуб, место, где человек подтверждает свою самоидентификацию еврея. Так что мы, скорее всего, в конце концов вступили бы в общину, ходили бы на заседания какого-нибудь синагогального комитета и стали бы совсем другими людьми, чем сейчас. Но произошло несколько событий, которые изменили ситуацию.

Надо сказать, что синагога, по крайней мере, в США (как в других странах, не знаю) сильно отличается по организации от церквей. У большинства христиан есть духовная иерархия, и священника посылает в приход вышестоящее начальство. Ему священник и подотчётен. Прихожане обычно могут лишь просить, чтобы им сменили священника. А в синагоге иначе: владельцем синагоги является община, а ребе - наёмный работник этой общины. У него контракт, и когда контракт истекает, община может его продлить - а может и нет.

Есть такой замечательный детективист Гарри Кемельман. Для любителей жанра совет: обязательно почитайте. Хороший добротный автор, с книжкой которого приятно посидеть после долгого дня, когда мозгам хочется отдыха и легкого чтения. Его герой - что-то вроде нашего ответа патеру Брауну, ребе маленькой американской синагоги Давид Смолл. Как у Эрла Стенли Гарднера, у Кемельмана есть постоянные сюжетные ходы, повторяющиеся из романа в роман. У Гарднера, если вы помните, клиент Перри Мейсона, как правило, куда-то пропадает, Перри попадает в сложную ситуацию, ему угрожают лишением адвокатской лицензии - а потом неожиданный свидетель защиты в день суда приводит к триумфу Мейсона и его клиента. Постоянный сюжетный ход Кемельмана - ребе Давид ссорится с влиятельными людьми в общине как раз перед продлением контракта, перед ним реальная опасность потерять работу, но тут в городке происходит преступление, ребе его раскрывает, а в качестве побочного эффекта улаживается его конфликт с общиной. Кемельман знал, о чём писал: писательское ремесло было для него вторым, а по основной профессии он был как раз ребе. Признаться, сцены ссоры ребе с общиной выписаны у него как раз наиболее ярко: чувствуется, что вопрос для автора наболевший, и ребе Гарри есть что сказать читателям.

В нашем городке, однако, преступления, которое мог бы раскрыть ребе, не произошло, и после конфликта с общиной ребе просто уволили. В чём состоял конфликт, я не знаю. До меня доходили слухи, что ребе несколько раз объяснил богатой верхушке общины, что деньги не делают человека знатоком Талмуда, и авторитетом в вопросах иудаизма является он, а не его работодатели. Впрочем, это объяснение слишком похоже на сцену из романа Кемельмана, чтобы относиться к нему с полным доверием. С другой стороны, возможно, что именно такой конфликт как раз наиболее типичен в жизни и правдиво описан писателем.

Надо сказать, что община некоторое время искала нового ребе. Дело в том, что община почему-то хотела продемонстрировать свою прогрессивность и свободомыслие и пригласить на эту должность женщину. Но тут их ждало неожиданное препятствие: не одни они хотели быть прогрессивными, и девушки-выпускницы академии оказались разобраны на несколько лет вперёд. Пришлось утешиться тем, что кантор была женщиной, и притом демонстративной лесбиянкой.

Ну, вот настал Рош-Хашана, и мы с женой по старой памяти пошли в синагогу. И тут нам преградила путь тётка из верхушки общины и заметила, что все тут - члены общины. Они заплатили членские взносы. А мы - нет. И это неправильно. Нет у нас права молиться в ИХ синагоге.

Я сразу скажу, что по-своему эта тётка была права. Да, действительно, все заплатили. А мы, получается, на халяву пришли. И если в прошлые разы мы были гостями ребе, то теперь этого ребе нет, и нас никто не приглашал. А если у нас нет денег, то никто не мешает нам пойти в университетскую синагогу, где молятся бедные студенты. Тем более, что деньги синагоге нужны: и зарплата ребе и кантора, и коммунальные расходы, и многое друге - всё это из взносов членов общины. Всё правильно.

Но есть несколько обстоятельств. Во-первых, несколько лет жена бесплатно работала в синагоге. Я понимаю, что буйвола давно съели, и косточки его истлели - но всё-таки. Во-вторых, мы с моей тогдашней зарплатой действительно были сильно беднее всех собравшихся. И в-третьих, я, конечно, не знаток Талмуда, но мне трудно поверить, что там где-то написано, что можно сказать человеку: "Нет тебе места в праздник среди народа Израилева, потому что ты шесть сотен долларов не дал синагоге". Неправильно это. Нехорошо.

Как бы то ни было, идея вступить в общину нас, понятное дело, покинула. И больше мы в синагогу не ходили. Ни в ту, ни в какую-нибудь другую. На этом закончились наши контакты с организованной религией.

На закуску, чтобы у читателя не возникло ощущения, что вся это история характерна только для иудаизма, расскажу-ка я ещё один случай.

К. и П. - американцы. Муж и жена. К. выросла в католической семье, с детства ходила к причастию, на мессы. Как говорят православные, вполне воцерковленный человек. Понятно, что ей захотелось, чтобы её с мужем венчал католический священник. Но к этому было препятствие: для П. это был второй брак, а с первой женой он был в разводе. Священник сказал, что проблемы тут нет: папа римский подпишет постановление о признании первого брака недействительным, и всё. Процедура стоит $800. "Погодите, - сказала К., - но ведь мой жених - протестант, его первая жена - еврейка. Вы всё равно не признаёте их брака". "Совершенно верно, - ответил священник. - Именно поэтому мы и делаем формальное постановление. Это совершенно автоматическая процедура. Заплатите $800 и всё". "И тут, - позже объясняла мне К., - я вдруг поняла, что все эти годы я их не интересовала. И не интересую. Их интересовали только мои деньги". Она ушла из церкви и больше там не никогда не появлялась.

Comments

( 96 comments — Leave a comment )
sima_korets
Dec. 15th, 2005 05:40 am (UTC)
Очень красиво, ярко написано, я хотелось мне оставить коммент, чтобы Вы знали, что я прочла. Вы подняли очень сложный и распространенный вопрос, и я, в свою очередь,хочу тоже задать Вам вопрос: почему я никогда не слышала, чтобы атеист, столкнувшись с некрасивым поведением других атеистов, не принял решение покинуть их ряды? Почему мне все рвутся рассказать про священника, который изнасиловал, или украл, и т.д.? Ведь на самом деле тюрьмы полны совсем не священниками, раввинами и даже пока не муллами?
nevelichko
Dec. 15th, 2005 05:52 am (UTC)
но тут же вовсе не в ребе дело было.
почему об атеистах это рассказывать менее интересно? потому что у них нет обще(действительно)принятых моральных постулатов, которым подобные казусы противоречат и по духу, и по букве.

и странно было бы желать, чтобы в ряды верующих человек вступал от возмущения действиями других атеистов. из отвращения и досады истинная вера не рождается.
(no subject) - sima_korets - Dec. 15th, 2005 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Dec. 15th, 2005 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - beth4ever - Dec. 15th, 2005 06:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - nevelichko - Dec. 15th, 2005 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Dec. 15th, 2005 06:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - akhavr - Dec. 15th, 2005 12:48 pm (UTC) - Expand
Ответ атеиста - taki_net - Dec. 15th, 2005 06:28 am (UTC) - Expand
Re: Ответ атеиста - svensk_vanja - Dec. 15th, 2005 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Dec. 15th, 2005 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - sima_korets - Dec. 15th, 2005 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Dec. 15th, 2005 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - sima_korets - Dec. 15th, 2005 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Dec. 15th, 2005 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - sima_korets - Dec. 15th, 2005 09:30 am (UTC) - Expand
Моё скромное мнение - leonid_b - Dec. 15th, 2005 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 05:25 pm (UTC) - Expand
Это пожалуйста - leonid_b - Dec. 15th, 2005 05:43 pm (UTC) - Expand
Re: Это пожалуйста - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 07:24 pm (UTC) - Expand
Re: Это пожалуйста - leonid_b - Dec. 15th, 2005 08:41 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - sima_korets - Dec. 15th, 2005 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Dec. 15th, 2005 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - regent - Dec. 15th, 2005 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 07:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - sima_korets - Dec. 15th, 2005 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - varana - Dec. 15th, 2005 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leonid_b - Dec. 15th, 2005 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - mikev - Dec. 15th, 2005 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - vsopvs - Dec. 15th, 2005 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sima_korets - Dec. 15th, 2005 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - french_man - Dec. 15th, 2005 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - juan_gandhi - Dec. 15th, 2005 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vitus_wagner - Dec. 20th, 2005 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - todesser - Dec. 27th, 2005 10:32 am (UTC) - Expand
! - glebotr - Dec. 27th, 2005 10:54 am (UTC) - Expand
nevelichko
Dec. 15th, 2005 05:44 am (UTC)
ну и твари же вам попались. даже совершенно чужого еврея любая нормальная община с радостью примет в высокие праздники.
el_d
Dec. 15th, 2005 05:52 am (UTC)
Cкорее всего, дело в раввине. Если он на самом деле вошел в конфликт с руководством общины, то его друзья автоматически стали для оного руководства персонами нон грата. И кто-то захотел продемонстрировать лояльность.
Но, в общем, первое предложение неплохо описывает суть дела.

С уважением,
Антрекот
(no subject) - french_man - Dec. 15th, 2005 05:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - nevelichko - Dec. 15th, 2005 06:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sima_korets - Dec. 15th, 2005 06:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 04:54 pm (UTC) - Expand
mochalkina
Dec. 15th, 2005 05:59 am (UTC)
Но тут их ждало неожиданное препятствие: не одни они хотели быть прогрессивными, и девушки-выпускницы академии оказались разобраны на несколько лет вперёд. Пришлось утешиться тем, что кантор была женщиной, и притом демонстративной лесбиянкой.

какая прекрасная история!

Наша знакомая много лет назад была в своей общине чтецом (такая должность есть?). Она не только женщина, а по тем временам еще и несовершеннолетняя, но и долю еврейской крови в ней только под микроскопом и можно разглядеть. К тому же не по той линии. Вот сексориентация подкачала -- традиционная.

"И тут, - позже объясняла мне К., - я вдруг поняла, что все эти годы я их не интересовала. И не интересую. Их интересовали только мои деньги".

Мне хотелось бы надеяться, что это все же локальное явление.
old_greeb
Dec. 15th, 2005 09:28 am (UTC)
Если локальное, то многоочаговое, как говорят медики. То есть много где локализовано.
ezoran
Dec. 15th, 2005 06:16 am (UTC)
Прекрасная история!
И весьма поучительная...

Если так дальше дело пойдет, "воцерквленные" люди станут такой же редкостью, как сотню-другую лет назад "невоцерквленные" :)
glebotr
Dec. 27th, 2005 10:56 am (UTC)
Вашими устами...
...да мед бы пить... ;)
beth4ever
Dec. 15th, 2005 06:25 am (UTC)
Была какая-то притча не то реальная история о человеке, который хотел стать верующим/уйти в монахи. Точно не помню. Ему рассказывали - мол, не ходи туда, там они все алкоголики, корыстолюбцы, прелюбодеи и т.п.
Человек сходил, присмотрелся, потом говорит знакомым: "И правда, все так, но я туда уйду. Если их Бог при всем этом не покарал, значит что-то в этой церкви есть хорошее".

Притча, по-моему, не очень тонкая. Но тоже вариант.
french_man
Dec. 15th, 2005 06:34 am (UTC)
Кажется, в "Декамероне" была история, как еврей съездил в Авиньон и стал католиком. Типа, если при таком разврате ваша вера процветает, значит она и есть правильная.
(no subject) - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - french_man - Dec. 16th, 2005 04:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - svensk_vanja - Dec. 15th, 2005 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - svensk_vanja - Dec. 15th, 2005 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Dec. 15th, 2005 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Dec. 15th, 2005 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Dec. 15th, 2005 02:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Dec. 15th, 2005 10:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 10:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Dec. 15th, 2005 11:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 11:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Dec. 15th, 2005 11:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 16th, 2005 01:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - nevelichko - Dec. 15th, 2005 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Dec. 15th, 2005 10:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Dec. 15th, 2005 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - old_greeb - Dec. 15th, 2005 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Dec. 15th, 2005 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 05:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dragon_ru - Dec. 15th, 2005 05:55 pm (UTC) - Expand
Притча - ex_torpusma - Dec. 15th, 2005 02:50 pm (UTC) - Expand
Re: Притча - scholar_vit - Dec. 15th, 2005 05:16 pm (UTC) - Expand
hegtor
Dec. 15th, 2005 07:52 am (UTC)
Очень интересно!
mbla
Dec. 15th, 2005 08:54 pm (UTC)
Очень любопытно. Я первые три года в Америке проработала в еврейской школе в городе Провиденсе - преподавала детям, в основном, из города Гомеля, которых одновременно оказалось так много, что их просто невозможно было отправить в обычные классы, все предметы, кроме ESL.
Попала я туда через очень активную и приятную израильтянку Риту, которая вела в школе иврит и билась за специальную программу для русских детей.
Ребе был молодой исключительно приятный интеллигентный человек, никому ничего не навязывал.

Через 2 года его изгнали - за роман с Ритой. Взяли на его место кругленького весёленького бизнесмена, который очень любил говорить о том, что всякое дело, включая еврейскую школу, должно быть правильно поставлено и должно приносить доход.

Через год после воцарения нового ребе,программу для русских закрыли.

Это оказалось для меня очень хорошо - я нашла место research assistant в URI.

А Кемельман'а я тоже когда-то с удовольствием читала.
demoronizator
Dec. 16th, 2005 07:01 pm (UTC)
вот оказывается где корни
вашего энтузиазма по части сжигания молельных домов отсталых народов.
syarzhuk
Dec. 21st, 2005 09:20 pm (UTC)
Re: вот оказывается где корни
А где он такой энтузиазм проявлял?
syarzhuk
Dec. 21st, 2005 07:25 pm (UTC)
Честно говоря, я не совсем понял вашего тогдашнего возмущения. Во-первых, похоже, вам дали бесплатный детский садик. Во-вторых, никто вашу жену помогать не просил, она сама взялась, т.е. 100%но попадает под понятие "волонтёра". В-третьих, та тётка могла и вообще не знать, что ваша жена что-то делала в библиотеке - быть "из верхушки общины" вовсе не значит "хоть раз за два года заглядывать в библиотеку".
scholar_vit
Dec. 21st, 2005 09:53 pm (UTC)
Во-первых, почему Вы решили, что сад был бесплатным? Мы платили полную стоимость, без всяких скидок. Во-вторых, я абсолютно ничем не возмущаюсь. Я туда просто не хожу.
scholar_vit
Dec. 26th, 2005 05:56 am (UTC)
Да, спасибо. Вы неправильно ставите вопрос, поэтому отвечать на него несколько бессмысленно. Конкретнее, Вы придумали себе картонного прогрессиста и успешно проводите рубку лозы.

Видите ли, вот я уважаю Ваши воззрения и не стал бы о них говорить, предварительно не изучив. Почему Вам кажется, что Вы можете говорить о моих, не изучив их?
(no subject) - (Anonymous) - Dec. 26th, 2005 10:20 am (UTC) - Expand
youwannakillme
Apr. 15th, 2008 10:47 am (UTC)
Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Это было огороженное прямоугольное пространство. Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители. В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась Святая святых. Там стоял Ковчег Завета, содержавший Скрижали Завета с высеченными на них Десятью Заповедями. Когда царь Соломон построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины. Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток). Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону Иерусалима, и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему. По правилам синагога должна быть самым высоким сооружением в городе, доминирующим над другими постройками. Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел). У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой. В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет. Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы — самое священное достояние синагоги. В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар. С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.
( 96 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek