scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Category:

О роли случайности в истории

Новелла Борхеса "Богословы" начинается так:

Разорив сад, осквернив чаши и алтари, гунны верхом на лошадях ринулись в монастырскую библиотеку, изорвали в клочья непонятные для них книги и с бранью сожгли их, видимо, опасаясь, что в буквах таятся оскорбления их Богу, кривой железной сабле. Сгорели палимпсесты и кодексы, но внутри костра, среди пепла осталась почти невредима двенадцатая книга "Civitas Dei" (О граде Божием), где повествуется, что Платон в Афинах учил, будто в конце веков все возродится в прежнем своем виде и он будет здесь, в Афинах, перед той же аудиторией, снова проповедовать это же учение. К пощаженному огнем тексту относились с особым пиететом, и те, кто его читал и перечитывал в отдаленной этой провинции, и думать забыли о том, что автор упомянул это учение, лишь чтобы более основательно его опровергнуть. Век спустя Аврелиан, коадъютор Аквилеи, узнал, что на берегах Дуная недавно возникшая секта "монотонов" (называвшихся также "ануляры") исповедует веру в то, что история - круг и нет ничего, что не существовало бы прежде и не будет существовать в будущем. В горных областях Колесо и Змея вытеснили Крест.
(перев. Е. Лысенко)

Я вспомнил этот отрывок, когда читал интервью Егора Гайдара о зарождении семинара Гайдара-Чубайса и его "советском" периоде. Интересно, насколько важным для истории СССР и России был тот факт, что среди разрозненных томов спецхрана московских научных библиотек оказался именно фон Хайек?

Tags: economics, literature, russia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments