scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Categories:

К вопросу о критериях разумности

В старых морализаторских книгах общим местом было сравнение животных с человеком - не в пользу последнего. Отмечалось, что животные не воюют друг с другом, не истребляют себе подобных, не лгут и не лицемерят, и т.д. и т.п. Квинтэссенция таких рассуждений - в свифтовском "Гулливере", где благородным гуигнгнмам противопоставлены мерзкие яху.

Такие рассуждения можно иногда встретить и сегодня. Между тем ещё три десятка лет назад Джейн Гудалл описала братоубийственную войну между двумя стаями шимпанзе, на которые раскололась в какой-то момент общая стая. Эти два "племени", сражались, устраивали засады, убивали друг друга в открытом бою и из-за угла, похищали женщин, калечили мужчин - до тех пор, пока большое племя не одержало решительную победу и не прогнало меньшее. С точки зрения Свифта - вполне человеческое поведение.

В статье, опубликованной в недавнем номере журнала "American Scientist", из этого наблюдения сделан неожиданный вывод. А именно, война среди шимпанзе служит доказательством их, шимпанзе, разумности. Что ж, вполне понятный силлогизм: (1) только разумные существа способны воевать с себе подобными; (2) стаи шимпанзе воюют друг с другом - следовательно, шимпанзе разумны.

Эта статья напомнила мне другую - о поведении ворон. Вороны, оказывается, умеют лгать и лицемерить. В эксперименте ворона старательно прятала вкусную еду - но при этом из соседней клетки её видела другая ворона, причём первая видела, что вторая её видит. Затем клетки отгораживали друг от друга. Тогда первая ворона, заметив, что вторая её уже не видит - перепрятывала лакомство. Такое поведение, по мнению экспериментаторов, служило доказательством начатков разума у вороны.

Что ж, и это вполне логично. Для известного теста Тьюринга испытуемый должен уметь печатать на компьютере и отвечать на "человеческие" вопросы. Так как ясно, что животные этого не умеют, нужен другой тест на разумность. В данном случае предложен тест на мораль, точнее, на аморальность: если ты врёшь, как мы, если ты убиваешь, как мы - значит, ты такой же, как мы.

Должен сказать, что такой взгляд на разумность не нов. В книге Бытия отмечается, что после убийства Авеля Каин построил первый город. Среди его потомков были Иувал, "отец всех играющих на гуслях и свирели" и Тувалкаин, который "был ковачом всех орудий из меди и железа". Иначе говоря, Каин сперва доказывает, что он разумен, убийством. А затем он и его дети подтверждают эту разумность достижениями в искусствах и ремёслах.

Tags: ethics, religion, биология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments