scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Category:

О подавленных желаниях и цивилизационных табу

У ivanov_petrovа интересная рецензия книги Корогодиной об исповеди в России в XIV-XIX веках. В частности, приводятся вопросники о грехах для исповедей. ivanov_petrov отмечает, что там не было садомазохизма и группового секса (хотя групповое изнасилование, кажется, было). По ссылке завязалась интересная дискуссия; flying_bear полагает, что садомазохизм вообще недавнее изобретение, а у древних авторов его не было (Описаний "просто" жестокостей (в том числе совершенно изуверских) - хоть отбавляй, секс - само собой, а вот садомазо в современном понимании... Вроде, нет таких описаний. Мухи - отдельно, котлеты - отдельно. Даже у Калигулы.). brother2 говорит, что это похоже плоды разрушения иерархичности, ведь современные садо-мазо - это во многом "ролевая игра", а тогда всё общество было - "ролевым".

Это заставило меня вспомнить о давнем американском наблюдении: в этой стране совсем особое отношение к педофилии. Её боятся как чего-то безмерно ужасного, подстерегающего за каждым углом (если не ошибаюсь, Шнейер заметил, что "chlid pornography is the root password to American Constitution"). Идиот, по пьяной лавочке облапивший пятнадцатилетнюю девочку (и получивший за это немедленно и заслуженно по роже), может заработать обязанность всю оставшуюся жизнь регистрироваться как "опасный сексуальный хищник" с запрещением жить вблизи школ и детсадов и с обязательным извещением соседей о поселившейся рядом смертельной угрозе. Серьёзные силы брошены на борьбу со злом; подразделения полиции и ФБР ищут детскую порнографию и путешествуют по чатам в поисках соблазнителей. Пользователи ЖЖ помнят о больших неприятностях, связанных с публикацией фотографий голеньких младенцев; только религиозные чувства мешают американцам замазать ангелочков на классических картинах. Интересно, что этот страх сочетается с огромным интересом к детской порнографии и педофилии. Говорят, что самый простой способ, которым ФБР ловит сайты с детским порно - это отслеживание серверов, трафик на которые быстро и резко (на порядки!) возрос. Как правило, такой рост однозначно указывает на то, что на сайте появилась коллекция запретных картинок - и народ ринулся.

Как мне кажется, в других странах это не так остро. То есть детская порнография - безусловное зло, и бороться с ней борются везде. Но эта истерика и брызганье слюной - как от гнева, так и от похоти - по-видимому, чисто американская черта. Иначе говоря, мощное социальное табу и столь же мощное подспудное стремление к его нарушению - две стороны одной медали. Такое табу, как видно, - важная часть американской культуры. Важно понять, что это не табу на детский или подростковый секс вообще: американцы обычно удивительно легко относятся к эротике (а иногда и сексу) в отношениях школьников между собой. Это табу на ситуацию ребёнок-взрослый. Кстати, если кто-то полагает такое табу универсальным и биологическим - масса культур имела прямо противоположный взгляд на эту ситуацию.

Задумавшись над этим, я как-то решил посмотреть сюжеты здешней текстовой порнографии. Именно текстовой потому, что на подбор картинок сказываются такие факторы, как доступность моделей, а текст - это чистый полёт фантазии. Как во фрейдистском истолковании детских сновидений: достаточно подставить в начале "Хочу!". Usenetовские группы типа alt.sex.stories, где читатели обмениваются собственными и чужими рассказами, особенно интересны: это не результат работы авторов, редакторов и маркетологов, а, так сказать, vox populi.

Итак, чего же хочет этот populi? Во-первых, а в большой степени и в основных - детская тема. Причём особенно много историй "взрослый с ребёнком" - в любой комбинации полов. Отдельно инцест, прежде всего - родителей и детей. Иначе говоря, дело не столько в сексе как в физическом удовольствии, сколько в нарушении социальных табу. Дальше - всевозможные садомазо, причём очень много не только физической боли и страданий, но и всяких унижений, сломанной воли, доминирования и подавления. На поверхности тут, конечно, выход агрессии: общество предписывает уважительное отношение друг к другу, мантра "respect the other's privacy" повторяется с детского сада и вызывает естественных бунт. Но есть и ещё одна сторона медали: явное наслаждение мазохизмом, причём не столько даже болью, сколько отказом от самостоятельности. Человек наслаждается тем, что ему ничего не надо решать, он ни за что не отвечает - есть кто-то, кто о нём позаботится. Это, конечно, тоже бунт - против американского подчеркивания самостоятельности и личной ответственности.

Эти сюжеты свойственны почти любому обществу, но именно для американского они, как мне кажется, особенно важны - именно потому, что это бунт против основных табу. Это вам не отказ держать вилку в левой руке или демонстративное ковыряние в носу - это покушение на главные устои, когда сладко и жутко именно от факта нарушения.

Гипотеза, что порнография использует именно табуированное поведение, приводит к интересному выводу относительно другой распространённой здесь темы: межрасового секса. Причём в основном "чёрно-белого". Таких рассказов довольно много. Но если это возбуждает, значит, пропасть между белыми и чёрными, несмотря на всю болтовню, очень глубока. Это на самом деле очень болезненная штука в Америке, не всегда понятная со стороны.

Итак, для изучения национального характера и национальной культуры бывает полезно посмотреть на те вещи, которые в данной культуре табуированы, о чём "не говорят" - и которые вызывают в данной культуре сильную эмоциональную реакцию. Интересно, насколько это используется профессиональными антропологами?

Tags: americana, anthropology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 178 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →