?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Марьванна в Ираке

Пару дней назад я слушал интервью по радио с иракскими учительницами. И, честно говоря, офигел.

Я, конечно, знал о редкостном по идиотизму приказе номер 1 наместника Бремера, который установил запрет на профессии для бывших членов Баатистской партии. Судя по всему, баатистская партия в позднем Ираке напоминала КПСС в позднем СССР: для того, чтобы руководить людьми, заниматься "идеологической работой" и т.д., надо было вступить в партию. В СССР были исключения: я знаю заведующего кафедрой в Киеве, который в партию не вступал, чем вызывал безмерное удивление в первом отделе. Знаю я и некомсомольцев, поступивших в университет. Но в общем, корреляция была довольно сильной. Я предполагаю, что ситуация в Ираке была похожей.

Приказ Бремера выкидывал членов партии уровня парторга ячейки и выше из всех общественных учреждений, а из больниц, университетов и прочих государственных и полугосударственных учреждений - и просто рядовых членов партии. На деле выгоняли и учителей из школ. Это привело к развалу полиции, образования и т.д. Это значительно превосходит то, что делалось в ходе денацификации. Там рядовых членов НСДАП всё-таки из школ вроде не выбрасывали.

Но вот чего я не знал, это того, что в ходе выполнения этого приказа бывших членов партии лишали пенсии. Не заслужили они денег на старость. В отличие от бывших нацистов или шпионов ГДР в объединенной Германии, например.

То есть представьте себе СВОЮ школьную учительницу, этакую Марьванну. Всю жизнь она учила детей складывать и вычитать - да хоть бы и петь: "И Ленин - такой молодой. и юный Октябрь впереди". Даже ещё круче: пусть Марьванна будет преданной коммунисткой, с придыханием говорящей о партии и революции. И вот, когда она проработала три десятка лет, ей сообщают: "Вы, Марья Ивановна, чересчур поддерживали Кровавый Режим. Так что не положена вам пенсия - идите, побирайтесь".

Зачем, почему, кому понадобилась эта бессмысленная, ненужная жестокость? В чью голову она пришла? Иракского эмигранта, много лет копившего в изгнании злобу, ничего не забывшего и ничему не научившегося? Радостного молодого идиота, попавшего в Ирак в качестве награды за участие в кампании Буша, а до этого водившего грузовик с мороженым? Шиитского религиозного фанатика, ненавидящего суннитов, образование, женщин-учителей и женщин вообще? И как это повлияло на общую моральную атмосферу в стране?

Все-таки тот энтузиазм, с которым мы методично разрушали иракские институты, да и самую ткань общества, вызывает оторопь.

Tags:

Comments

( 45 comments — Leave a comment )
cat_mucius
Apr. 8th, 2007 10:45 pm (UTC)
А как обосновывался смысл "дебаасификации" вообще?

И есть ли в ней какой-либо практический резон в действительности?

scholar_vit
Apr. 8th, 2007 11:00 pm (UTC)
Об этом написано в преамбуле цитируемого приказа: Recognizing that the Iraqi people have suffered large scale human rights abuses and depravations over many years at the hands of the Ba`ath Party,

Noting the grave concern of Iraqi society regarding the threat posed by the continuation of Ba`ath Party networks and personnel in the administration of Iraq, and the intimidation of the people of Iraq by Ba`ath Party officials,

Concerned by the continuing threat to the security of the Coalition Forces posed by the Iraqi Ba`ath Party,
(no subject) - cat_mucius - Apr. 8th, 2007 11:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Apr. 9th, 2007 12:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - cat_mucius - Apr. 10th, 2007 06:25 pm (UTC) - Expand
brother2
Apr. 8th, 2007 10:49 pm (UTC)
"Это значительно превосходит то, что делалось в ходе денацификации. Там рядовых членов НСДАП всё-таки из школ вроде не выбрасывали."

Как я понимаю в ФРГ всё таки "реваншистов" так или иначе рассматривали как опору существующему строю, и уж явный противовес коммунистам поэтому особенно им гайки и не закручивали (косвенно это подтверждает и то, что нынешие германские националистические партии все ФРГшные, а вот комунисты - бывшая ГДРовская компартия, либо совсем уж экзотичные троцкисты и панко-анархисты, собственной же реальной компартии в ФРГ не было). В ГДР же, и без того традиционно малолюдной части Германии, да ещё и подвергшейся более жетоким разрушениям руководство столкнулось с острой кадровой проблемой, и поэтому сначала бывшим разрешили вступать в компартию, а потом даже и становиться низовыми секретарями.

Ну а то что американцы не учитывают опыт в общем-то своих отцов наводит на мысль - а хотят ли они там победить (насадить если не демократию, то прилично выглядящую стабильность)?
scholar_vit
Apr. 8th, 2007 11:08 pm (UTC)
Ну, хаоса, который там случился, явно НЕ хотели. Он привёл к тому, что обещанное Карлом Роувом "царство республиканцев в США на ближайшие поколения" кажется глупой шуткой.

Понимаете, очень помешала рейгановская мантра: "Государство - это не решение, государство - это проблема". Эти ребята очень хотели расправиться с государством тут, в США ("утопить его в ванне" по словам Норквиста), но тут войны не было, так что сломать до основанья, а затем - не получается. А в Ираке руки были развязаны. Такое разрушение было бы опасно и у нас в США, но у нас есть хотя бы традиции самоорганизации, местной власти, самоуправления. А в Ираке (как и в России, кстати), полицейский зарплату получал не от города, а от правительства. Так что там это вообще катастрофа.

Но ещё раз - это, на мой взгляд, не столько результат злой воли, сколько невежества и глупости.
(no subject) - brother2 - Apr. 8th, 2007 11:30 pm (UTC) - Expand
vzaliva
Apr. 8th, 2007 11:31 pm (UTC)
Вы вот пишете "парторга ячейки", а в приказе "reginal command comander". Почитаем про организацию партии:

http://en.wikipedia.org/wiki/Baath_Party#Structure

Грубо говоря там такие уровни:
1. cell (около 7 чел.)
2. division (7 cells)
3. section (5 divisions)
4. branch ( 2 sections)

"И наконец когресс который обединял все branches выбирает regional command как управляющее ядро партии и верхновый механизм принятия решений."

грубо говоря речь идет далеко не о парторгах, а о членах политбюро или типа того.
Так что речь скорее идет не о Марьваннах а Лаврентиях Павловичах.

Также в приказе я ничего не нашел про пенсии.
scholar_vit
Apr. 9th, 2007 12:31 am (UTC)
Full members of the Ba`ath Party holding the ranks of ‘Udw Qutriyya (Regional
Command Member), ‘Udw Far’ (Branch Member). ‘Udw Shu’bah (Section
Member), and ‘Udw Firqah (Group Member) (together, “Senior Party Members”)
"Group" в приказе соответствует "Cell" в Wiki. Так что речь идёт именно о о парторге: cell or circle, composed of three to seven members В пункте 3 ниже говорится и о "more junior members" - т.е. даже рядовой член партии не мог быть директором школы или завучем.

O пенсиях в приказе нет, но в передаче говорилось, что их после приказа отменили.

(no subject) - vzaliva - Apr. 9th, 2007 12:33 am (UTC) - Expand
_iga
Apr. 8th, 2007 11:45 pm (UTC)
См. также http://left.ru/2007/4/ibrahim156.phtml

Почему ненужная жестокость? Это неолиберализм, ему жестокости нужны.
pigbig
Apr. 9th, 2007 12:26 am (UTC)
очевидно, целью является тотальная смена элит. как и у совесткой власти в 30-е годы.
scholar_vit
Apr. 9th, 2007 12:41 am (UTC)
Ну, в СССР это делали подольше (грубо говоря, с 1928 - полтора десятилетия) и всё-таки не так глубоко. Учителя всё же выживали - и даже далеко не все профессора и директора школ пошли в топку. А с сегодня на завтра уничтожить старую элиту - это на редкость глупо.

На самом деле фишка в том, что у союзников - эмигрантов вроде Чалаби и шиитов - была застарелая ненависть к старой элите и желание заместить её. Но кадров для этого никак не было. Всё-таки соввласть, уничтожая старую элиту, на рабфаках усиленно готовило новую. Качеством пониже, да - но хоть какую-то.
a_rakovskij
Apr. 9th, 2007 01:57 am (UTC)
Самое печальное даже не в этом. А в том, что детей учить все же надо. Марьивановну изгнали. И ее заменит какой-нибудь мулла... А потом амы будут голосить на весь мир - фундаментализм распространяется...
scholar_vit
Apr. 9th, 2007 03:19 am (UTC)
На самом деле в Белом Доме уже и на муллу согласны - вон Буш аятолле Систани кланялся. Потому что лучше мулла, чем когда школы вообще нет, а детишки с автоматами бегают.
(no subject) - a_rakovskij - Apr. 9th, 2007 04:11 am (UTC) - Expand
_rowan_tree_
Apr. 9th, 2007 02:39 am (UTC)
Больше всего поражает, что наша дорогая Secretary of State специализировалась по Советскому Союзу, и даже докторат по этой теме получила. Ну неужели изучение истории ничему не учит??
Впрочем, в Штатах история, к сожалению, настолько путается с идеологией, что кажется, что если к власти придут "правильные" деятели, то все сразу станет хорошо. В нашем универе "ушли" историка, преподававшего о крестовых походах по первоисточникам и показывавшего обе стороны. Выжили его вьетнамские демонстранты-социалисты. Грустно это все.
scholar_vit
Apr. 9th, 2007 02:47 am (UTC)
Райс была очень своеобразным специалистом: http://scholar-vit.livejournal.com/32233.html
(no subject) - _rowan_tree_ - Apr. 9th, 2007 03:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - cat_mucius - Apr. 9th, 2007 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _rowan_tree_ - Apr. 9th, 2007 12:31 pm (UTC) - Expand
sovok
Apr. 9th, 2007 03:53 am (UTC)
да, это самая чудовищная глупость; нацизм, коммунизм и либерализм, как к ним ни относится, действительно - сверхценностные идеологии

"баасизм" же - просто прагматическая попытка построения относительно светского устойчивого общества на арабской почве

если и имело смысл на кого-то делать ставку в этом вторжении, то именно на "баасистов-против-Саддама"
el_d
Apr. 9th, 2007 04:45 am (UTC)
Главное, был же вполне разумный план по "маршаллизации" всего этого. С использованием местных структур...
А почему? Демонизация, полагаю. Марьиванна - представитель Мирового Зла. Как же можно ей платить пенсию.

С уважением,
Антрекот
scholar_vit
Apr. 9th, 2007 02:37 pm (UTC)
Да, борьба с Мировым Злом - это стихийное бедствие.
assedo
Apr. 9th, 2007 05:00 am (UTC)
Я бы всё-таки уточнил в самом посте (в коментариях об этом уже сказано), что "выкидывал членов партии уровня парторга ячейки и выше из всех общественных учреждений, а из больниц, университетов и прочих государственных и полугосударственных учреждений - и просто рядовых членов партии" - не соответсвует формально приказу Бремера. Там речь идёт о руководяшиих позициях, а не о рядовой Марьванне или санитарке .. А правильно это или нет, вопрос не такой однозначный. Если говорить о парторгах, даже первичных ячеек, то на мой вкус - да, правильно.(не забываем, что есть и case-by-case и можно аппелировать). Если о рядовых, то если это какое-нибудь ГАИ, то не страшно, но вот директорами школ я бы их не оставлял. С пенсиями, да, если такое было (говорят отменили?), то неправильно, обычную рядовую пенсию (без учёта партийных "достижений") отбирать нехорошо.
mochalkina
Apr. 9th, 2007 05:50 am (UTC)
кстати, правильно ли я понимаю, что в Ираке местное ГАИ также полностью перестало функционировать в ходе дебаасизации?
(no subject) - assedo - Apr. 9th, 2007 08:50 am (UTC) - Expand
Ассоциации накануне Дня Победы... - (Anonymous) - Apr. 9th, 2007 06:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Apr. 9th, 2007 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - assedo - Apr. 12th, 2007 06:15 am (UTC) - Expand
bustrofedon
Apr. 9th, 2007 06:08 am (UTC)
Вы, вероятно, исходите из того, что США непременно нужно умиротворить регион, или, в идеале, "построить там демократию".

Но на самом деле, правящую верхушку США и Израиля устроит самоподдерживающаяся гражданская война в Ираке, направленная вовнутрь. Пусть себе стреляют друг дружку. Главное, чтобы по Израилю ракетами не пуляли.

В этом ключе, совсем не нужно, чтобы иракское общество было организовано и цивилизованно. Скорее, наоборот. Так что всё так и было задумано.
a_rakovskij
Apr. 9th, 2007 07:21 am (UTC)
Пусть себе стреляют друг дружку. Главное, чтобы по Израилю ракетами не пуляли

А такое бывает? Рано или поздно любому из лидеров этих противостоящих группировок дойдет простая мысль. Консолидировать всего проще указав внешнего врага. Этот прием проверен временем, кто его только не использовал. И Израиль тут получится идеальная цель :-(

Естественно, Израиль ответит... И понеслось... Ничего хорошего при таком раскладе ни для Израиля, ни для арабов не выходит.
scottishkot
Apr. 9th, 2007 08:00 am (UTC)
Не всем же быть Берзариными, право.

У нас вот - другая крайность: обошлись вообще без Нюрнберга и де"наци"фикации. Зато пенсии в начале 90-х грохнули всем, вместе со сбережениями. Не думаю, что получилось лучше.
scholar_vit
Apr. 9th, 2007 02:53 pm (UTC)
Мне почему-то кажется, что в идеологии у ребятишек из ведомства Бремера и у постсоветских реформаторов были общие моменты. Та же вера в то, что "Государство - это не решение, государство - это проблема". Тот же примитивный социальный дарвинизм. То же презрение к "остаткам старого мира" - то есть к тем или иным Марьваннам.

О декоммунизации в постСССР, по-моему, никто всерьёз не говорил. Ну какая декоммунизация, когда новоизбранные президенты - сплошь секретари союзных ЦК? НА местах картина была та же - и не столько из-за злой воли коммунистов, сколько потому, что других кадров практически не было. Ну выгнали бы всех директоров школ и завучей - членов КПСС; кто детишек после этого учил бы, кто на своём горбу вытаскивал бы школы в голодные 90-е?

Вот де-кгб-зация (хотя бы в виде люстрации) могла бы оказаться полезной. Все-таки президент из ГБ - это несколько чересчур.
(no subject) - scottishkot - Apr. 10th, 2007 06:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Apr. 10th, 2007 02:35 pm (UTC) - Expand
( 45 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek