scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Categories:

Лютер и Аввакум

Не даёт мне покоя удивительная параллель межу Мартином Лютером и протопопом Аввакумом. Два харизматичных церковных лидера, каждый из которых мог сказать о себе знаменитое "Hier stehe ich, ich kann nicht anders" или "Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедую, с сим живу и умираю". Оба пользовались покровительством довольно высоких особ: Фредерика Саксонского в случае Лютера, царского духовника, царицы и ряда князей в случае Аввакума. Оба участвовали в соборах, посвященных их ересям, и проиграли. Войны и восстания, оставшиеся после обоих, унесли немало жизней - хотя, конечно, Тридцатилетняя война погубила куда больше народу, чем преследования старообрядцев. Оба изменили родной язык и литературу, дерзко введя простонародный говор в письменный стиль: современный немецкий язык немыслим без Лютера и его перевода Библии, а современный русский - без "русского природного языка" Аввакума. Оба были людьми могучими, боровшимися с сильными соблазнами: если Лютер швырял в дьявола чернильницей, то Аввакум гонял беса с окна в печь и жег себе руку на свечке. Оба горячо любили жен, принесшим им по шестеро детей. Оба писали резко, яростно, не щадя противников. Даже антисемитизм обоих был сходен - хотя он, конечно, соответствовал общему Zeitgeist.

Столь же удивительно и различие. И дело не только в том, что Лютер был образованнейшим человеком, а Аввакум, по собственному признанию, "неуком", в какой-то момент променявшим книгу на лошадь. Дело в том, что смысл жизни Лютера был в реформе, в рационализации церкви. А Аввакум отдал жизнь противодействию такой реформе, которая, как и положено в России, проводилась "единственным европейцем" - при помощи кнута, дыбы и виселицы. И хотя Лютер жил на полтораста лет раньше Аввакума, его книги кажутся сейчас написанными современником - а книги Аввакума архаичны.

И какой удивительно разный конец: смерть в своей постели у Лютера и горящий сруб у Аввакума. Но опять же, примерно в одном и том же возрасте: 63 и 62 года.

Всё кажется, что судьба что-то хочет нам сказать этим параллелизмом. Что-то очень важное о России.

Финал этой истории можно пересказать лишь метафорами, ибо он происходит в царстве небесном, где времени не существует. Быть может, следовало бы сказать, что Аврелиан беседовал с Богом и что Бог так мало интересуется религиозными спорами, что принял его за Иоанна Паннонского. Однако это содержало бы намек на возможность путаницы в божественном разуме. Вернее будет сказать по иному: в раю Аврелиан узнал, что для непостижимого божества он и Иоанн Паннонский (ортодокс и еретик, ненавидящий и ненавидимый, обвинитель и жертва) были одной и той же личностью.

Tags: history, religion, russia
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments