scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Category:

И ещё и шариате и епископе Кентерберийском

Недавно taki_net заметил: Архиепископ-то как раз понимает, что традиционные общины (включая сюда и практикующих христиан) очень скоро останутся в Европе в ничтожном меньшинстве; и логика, по которой одной общине должно быть отказано в добровольной юрисдикции по гражданским и семейным делам - завтра будет применена ко всем общинам.

Эта точка зрения оказалась очень правильной. В воскресной New York Times замечательная статья Адама Липтака "When God and the Law Don't Square". Автор объясняет, что на самом деле законы шариата давно применяются, скажем, в США. В 2003 году техасский апелляционный суд передал дело о разводе в учреждение, которое называется "Исламский суд Техаса". И это совсем не выделяется среди других решений американских судов: в 2005 году федеральный апелляционный суд подтвердил решение трудового конфликта, вынесенное Институтом Христианского Согласия - организацией, которая "улаживает диспуты на основании библейского учения". Суды штатов давно соглашаются с вердиктами, вынесенными еврейским судом (бет дин) в бракоразводных и торговых делах.

Если мы признаем, что члены некоторой общины имеют право добровольно признать юрисдикцию религиозного арбитра, то выделение именно мусульман с их шариатом есть дискриминация. Это продемонстрировали события в провинции Онтарио в Канаде в 2005 году. Мусульмане попросили у властей признания шариатского суда. Власти провинции отказались - и были вынуждены отозвать аналогичное признание, которое было издавна у католических и еврейских судов. "Теперь всех жителей Онтарио будут судить по одним законам," - заявил премьер-министр провинции Дальтон Мак-Гуинти. Это, конечно, замечательно - но это именно то, чего не хочется архиепископу. Тут он с муфтиями в одной лодке.

Разумеется, есть масса деталей. Член общины должен иметь возможность отказаться от юрисдикции своего суда. Бывает, когда нормы общины не совпадают с нормами остального общества: скажем, те же решения бет дин иногда отменялись как дискриминационные по отношению к женщинам. Но в принципе при наличии доброй воли эти проблемы решаемы. Важно понять, что то, что говорят сегодня о шариате, завтра будут говорить о каноническом праве остальных общин.

Tags: politics, society
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments