?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эта мысль стара, но иногда полезно вспоминать прописные истины. Есть два типа мужества. Оба начинаются с "не убоюсь" - но различаются тем, кого именно не убоюсь.

Первый тип - "не убоюсь тебя". Это мужество внешнее, направленное вовне. Причем страдание, которого не боится мужественный человек, может быть как физическим (печь огненная), так и духовным (анафема в каждом соборе). Это тип протопопа Аввакума.

Второй тип - "не убоюсь себя". Это мужество внутреннее. Не побоюсь заглянуть в свою душу - и не отверну глаза от того, что увижу там. Не побоюсь увидеть за непримиримостью - честолюбие и гордыню. Не побоюсь сказать самому себе, что именно мной движет. Лев Толстой, наряду с мужеством первого типа, обладал и мужеством второго.

Фрейд говорил, что психоаналитик, перед тем, как анализировать других, обязан проанализировать себя. Причем успех анализа он определял, как советский дантист в старые времена: если пациент орет от боли, значит, нерв найден. Чем больше отторжение, тем больше уверенность, что мы на правильном пути.

Я не знаю, как насчет психоанализа, но по отношению к литературе этот тезис, похоже, верен: именно мужество второго типа нужно писателю для создания живых персонажей. Художники Возрождения анатомировали трупы. Писатель анатомирует себя. Без наркоза. Иначе может получиться великая публицистика - но великой прозы не получится. Будут раскрашенные куклы вместо персонажей. Иллюстрации тезисов, но не люди.

Tags:

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
grey_horse
Aug. 6th, 2008 03:43 pm (UTC)
Когда выскочило уведомление о новом посте в отслеживаемом журнале, я как раз перечитывал того, кто по имени не назван, но подразумевается. Проза - публицистика, великая - не великая... это правда имеет значение? Одни книги хочется читать, другие нет. В "объективно лучше" применительно к литературе - не верю.
dennett
Aug. 6th, 2008 04:01 pm (UTC)
А не могли бы вы привести примеры тех кто не убоялся себя - и тех кто убоялся - из писателей.
scholar_vit
Aug. 6th, 2008 04:07 pm (UTC)
Я привел два примера - на мой взгляд, знаковых писателей для России: Аввакум и Толстой.

В первой редакции я написал, что вся великая русская литература - либо "аввакумовская", либо "толстовская" - но потом убрал это обобщение.

Edited at 2008-08-06 04:12 pm (UTC)
dennett
Aug. 6th, 2008 04:19 pm (UTC)
т.е. аввакум не убоялся, а толстой убоялся. про аввакума понимаю - а где, как вам кажется, страх у толстого?
scholar_vit
Aug. 6th, 2008 04:23 pm (UTC)
Наоборот.
dennett
Aug. 6th, 2008 07:56 pm (UTC)
А в чем же аввакум убоялся?

У него, кстати, у аввакума, есть момент, который в русской литературе все (включая толстого) признают удивительным взлетом честности самоанализа - про то, что не знаю, кто кого мучил...
scholar_vit
Aug. 6th, 2008 08:07 pm (UTC)
Он никогда не спрашивал себя, почему он делал то, что делал: от Бога ли это, или от честолюбия. Ему все было ясно. Очень характерны его ссоры с соузниками: то же отсутствие сомнений в своей богоизбранности.

Что касается эпизода, который Вы цитируете: ну так люди сложнее, чем схемы. Где-то мужества хватило, где-то нет.
dennett
Aug. 6th, 2008 08:15 pm (UTC)
это важный вопрос - но слишком большой. отсутствие сомнений и самкопаний - всегда ли это элемент страха? Я думаю нет - у героя нет сомнений - но это связано с его героической (цельной) сущностью - а не с тем, что он боится обратить взгляд на себя.

паралельная этому проблема связана с обвинением к задающему себе вопросы человеку в нарциссизме.
scholar_vit
Aug. 6th, 2008 08:24 pm (UTC)
Собственно, это одна из (скрытых) тем заметки: является ли героизм смелостью? В особенности если учесть, что сампожертвованием дело обычно не ограничивается: всегда получается, что надо пожертвовать кем-нибудь ещё. Не является ли штамп "трусливый рефлексирующий интеллигент" катахрезой - раз имеет смелость рефлексировать, значит, уже мужественен?

Помните у Самойлова "Врут про Гамлета..."? Это тоже одна из тем.
dennett
Aug. 6th, 2008 08:34 pm (UTC)
да, понятно - два типа смелости.

но, мне кажется, некоторые действия не только не требуют самокопаний - они просто невозможны в условиях самосознания и самонаблюдения. примерами таких действий является игра на музыкальном инструменте, ходьба по проволоке, решение сложных задач в условиях нехватки времени - да и вообще любые сложные действия требующие высокой координации и быстрого реагирования. В этих условиях самонаблюдение и самовопрошание часто выливается в потерю органики и неудачу всего действия. Это я все клоню к тому, что отсутствие самоисследования не всегда вызывается страхом и завязано на страх.
scholar_vit
Aug. 6th, 2008 08:36 pm (UTC)
Возможно. Но я не зря в заголовок поставил "...и литература". То есть было интересно не просто действие, а действие литературное.
dennett
Aug. 6th, 2008 08:53 pm (UTC)
Понятно. Однако же если обратиться к литературе, то, мне кажется, описываемый вами синдром страха - именно страха самосознания должен выливаться в нечто иное, нежели аввакум с его безыскусным повествованием.

для того, чтобы был стах - т.е. чтобы можно было говорить именно об отсутствии мужественности в письме, в литературе - автор должен уже знать, глубоко знать, что с ним что-то не так или может быть не так - и скрывать это от себя и от читателя - в результате должно получаться повествование фальшивого тона, где краски наложены не для того, чтобы изобразить, а для того, чтобы замазать и оправдать - точнее, оправдаться. Аввакум же ни о чем подобном просто не знает - он настоящий герой - цельная фигура, по отношению к которой просто невозможно ставить вопрос о рефлексии - это было бы подобно рефлексии геракла или микки-мауса.

я бы в качестве примеров испуганной, лгущей себе фальши назвал булгакова и пастернака - и всю оттуда идущую линию, включая набокова
scholar_vit
Aug. 6th, 2008 08:55 pm (UTC)
Ну, я боюсь, что я с Вашими примерами не соглашусь - но это длинный разговор.
kouzdra
Aug. 6th, 2008 04:21 pm (UTC)
Щедрин? Гоголь? Максимально безличный Пушкин?
scholar_vit
Aug. 6th, 2008 04:25 pm (UTC)
Щедрин - скорее первое. Гоголь - скорее второе (тут есть поразительные совпадения, отмеченные в гоголеведении). А Пушкину было дано знать о себе без тяжких мученией.
el_d
Aug. 6th, 2008 04:13 pm (UTC)
Не могу согласиться. Мне кажется, что о себе Толстой писал, скорее, проговариваясь, чем ставя диагноз.

С уважением,
Антрекот
scholar_vit
Aug. 6th, 2008 04:22 pm (UTC)
Мне кажется, что он о себе знал куда больше, чем говорил. Ему было о чем проговариваться.

Заметь, что в моем определении есть "понял про себя", но нет дополнения "...и всем рассказал".
el_d
Aug. 6th, 2008 04:52 pm (UTC)
Я "Воскресение" вспоминаю, например.

С уважением,
Антрекот
ivanov_petrov
Aug. 6th, 2008 04:51 pm (UTC)
боюсь, примеры неудачны. Не так уж ясно. что аввакум не знал себя... И не столь очевидно. что Толстой - знал. О старательно намякиваемом не буду. Но в целом мысль хороша. Думаю, она настолько хороша, что примеры ей вредят... Так бывает.
ex_kosilova
Aug. 6th, 2008 05:21 pm (UTC)
Мне всегда казалось, что у Толстого именно публицистика, что у него иллюстрации тезисов, а не люди.
scholar_vit
Aug. 6th, 2008 05:25 pm (UTC)
Иллюстраций у него тоже хватает - тот же навязший в зубах со школьных лет картонный Платон Каратаев. Но это именно "тоже", "наряду с...". И рядом - поразительные вещи, которые заставляют воскликнуть: "Ну откуда он знал?!"

Зацитированные до дыр "куски мяса в чернильнице" - это именно про то.
ann_yu
Aug. 6th, 2008 07:20 pm (UTC)
для создаия живых персонажей помимо мужества второго типа нужна еще, как мне кажется, смелость свое знание о себе экстраполировать на других.
scholar_vit
Aug. 6th, 2008 07:23 pm (UTC)
Возможно. Но я говорил про необходимые условия, а не достаточные. Например, талант тоже нужен.
bukash
Aug. 8th, 2008 11:52 am (UTC)
Я думаю, что нормальному человеку самопознание дается без боли, просто потому что ничего страшного в нем нет.
scholar_vit
Aug. 8th, 2008 02:20 pm (UTC)
Это Вы, боюсь, глубоко не заглядывали
squirella
Aug. 9th, 2008 12:30 am (UTC)
спасибо. Не возражаете, если когда-нибудь процитирую?
scholar_vit
Aug. 9th, 2008 05:39 pm (UTC)
Конечно не возражаю. Спасибо на добром слове.
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek