?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дэвид Брукс и китайцы

Если не ошибаюсь, pigbig как-то хвалила наблюдательность и ум Дэвида Брукса из New York Times. Мне это показалось странным: лично я всегда считал его статьи поверхностными, а выводы - надуманными. Пятничная статья Брукса доказала, что я ошибался: на самом деле он просто дурак. Нет, я понимаю, что американцу трудно представить себе тоталитарное или даже авторитарное общество - но хоть чуть-чуть понимать, что пишешь, можно?

Брукс поехал по китайским деревням, разрушенным недавним землетрясениям. Он задавал крестьянам разные вопросы - например, одобряют ли они трату денег на Олимпиаду, и не лучше ли было бы на эти средства восстановить их дома. Или много ли они страдали и страдают ли ещё. Крестьяне объяснили корреспонденту, что их трудности - временные, а Олимпиада - это важное для всей страны событие. Они выразили свою благодарность партии и правительству за заботу о них и рассказали, что на расчищенной от обломков площадке они поставили телевизор и каждый день всей деревней смотрят праздник мира и спорта. Брукс задается вопросом: "Where's the Trauma and the Grief?", и делает массу глубоких выводов о ментальности китайцев.

Брукс подчеркивает, что ответы крестьян не были заранее отрепетированы: он выбирал деревню, куда поехать, в последний момент и случайно. Поэтому он полагает, что его респонденты были искренни.

Представьте себе СССР образца этак 1980 года (да, экономически Китай совсем не похож на это, но мы говорим об идеологии). В сгоревшую деревню приезжает иностранный корреспондент и через переводчика расспрашивает, что думают жители о курсе партии, и не лучше ли было бы вместо Олимпиады провести дорогу, чтобы пожарные могли проехать. Надо ли специально учить крестьян, что отвечать в таком случае?

Нет, какой все-таки редкостный дурак.

Comments

( 125 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
_rowan_tree_
Aug. 16th, 2008 05:33 pm (UTC)
Надо было его спросить, что он думает о том, равны ли математические способности у женщин и мужчин и надо ли ограничивать рождаемость в бедных негритянских районах. Может, он бы что-нибудь понял про self-cencorship.
spamsink
Aug. 16th, 2008 06:35 pm (UTC)
Бывает еще self-deception.
(no subject) - _rowan_tree_ - Aug. 16th, 2008 06:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - delph_town_morn - Aug. 16th, 2008 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _rowan_tree_ - Aug. 16th, 2008 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _rowan_tree_ - Aug. 16th, 2008 07:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Aug. 16th, 2008 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _rowan_tree_ - Aug. 16th, 2008 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _rowan_tree_ - Aug. 16th, 2008 07:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_b - Aug. 16th, 2008 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _rowan_tree_ - Aug. 16th, 2008 09:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_b - Aug. 16th, 2008 09:33 pm (UTC) - Expand
vadim_i_z
Aug. 16th, 2008 05:38 pm (UTC)
Да, занятно.
Где-то я читал, как лектор из перестроечного СССР рассказывал американским студентам про 1937 год. Услышав про аресты и суды "тройками", один из студентов спросил: "А почему они не обратились в полицию?"
roman_sharp
Aug. 16th, 2008 05:54 pm (UTC)
Не так давно я кратко рассказывал френду-американцу о событиях в ходе развала СССР.

Прочитав о межнациональных столкновениях на Кавказе, он написал "Странно. Что им мешает жить вместе нормально". {примерно Why don't they get along в оригинале}
(no subject) - vadim_i_z - Aug. 16th, 2008 05:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lyamur - Aug. 16th, 2008 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Aug. 17th, 2008 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - klukin - Aug. 18th, 2008 09:22 am (UTC) - Expand
aptsvet
Aug. 16th, 2008 05:39 pm (UTC)
Не вполне соглашусь. Людям, никогда не сталкивавшимся с тоталитарной ментальностью, очень трудно ее моделировать. В Америке наблюдал это много раз, в т. ч. и у людей, производящих впечатление неглупых. Точно так же, как в России мало кто понимает американцев, вместо них спорят с бредовыми карикатурами.
Бруксу и всем прочим можно дать дельный совет: пиши о том, в чем понимаешь. Но если бы этому совету следовали, грамотность иссякла бы.
oder_k
Aug. 16th, 2008 05:48 pm (UTC)
+1
(no subject) - lyamur - Aug. 16th, 2008 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aptsvet - Aug. 16th, 2008 06:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 16th, 2008 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - syarzhuk - Aug. 21st, 2008 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 22nd, 2008 03:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 17th, 2008 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aptsvet - Aug. 17th, 2008 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 17th, 2008 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 16th, 2008 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cema - Aug. 16th, 2008 07:16 pm (UTC) - Expand
agasfer
Aug. 16th, 2008 05:43 pm (UTC)
Половина из них действительно так думает, без всякой тоталитарности.
neo_der_tall
Aug. 16th, 2008 06:38 pm (UTC)
+1.
Согласен с Вами, а не с автором журнала. Судя по посту, альтруистов в этом мире вообще быть не может. Хотя они четко найдены даже в крысиных сообществах.

Просто автор журнала забыл, что можно думать не только о себе. или не знал.
Re: +1. - lyamur - Aug. 16th, 2008 06:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 17th, 2008 04:58 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
dyak
Aug. 16th, 2008 05:48 pm (UTC)
по моему эту его бредятину (на которые он щедр необычайно) пинали все кому не лень -- включая печатные издания
(no subject) - scholar_vit - Aug. 16th, 2008 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 16th, 2008 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 17th, 2008 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 17th, 2008 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 18th, 2008 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 18th, 2008 03:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 18th, 2008 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 16th, 2008 08:18 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
oder_k
Aug. 16th, 2008 05:47 pm (UTC)
Что значит "Надо ли специально учить крестьян, что отвечать в таком случае?" ? Их и так десятки лет "специально учили". Теперь для каждого конкретного случая в этом просто нет нужды.

Что говорить про СССР 1980 года? Его уже почти 20 лет как не существует на картах, а последствия "специальной учебы" в головах граждан сохранились в полном порядке, как будто только что с пятиминутки ненависти политинформации. Массовая реакция на недавние события очень показательна в этом смысле.
kouzdra
Aug. 16th, 2008 05:51 pm (UTC)
Тут вот сегодня правильно подметили, что куда более точным аналогом пятиминутки ненависти является не политинформация (которая ни капли не похожа), а футбол.
(no subject) - oder_k - Aug. 16th, 2008 05:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 16th, 2008 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - oder_k - Aug. 16th, 2008 08:07 pm (UTC) - Expand
roman_sharp
Aug. 16th, 2008 05:52 pm (UTC)
Представьте себе СССР образца этак 1980 года (да, экономически Китай совсем не похож на это, но мы говорим об идеологии).

Пару лет назад я видел по одному из наших каналов документалку BCC об Уйгурском автономном районе.

И основная мысль, которая меня посетила - именно СССР 80-х. Такие же цеха, трубы, почти такие же автомашины... и мужики в ушанках.


А неискренность респондентов он допустил, частично:
We’d visited the village without warning and selected our interview subjects at random, but some of the answers were probably crafted to please the government.

Он просто не допустил ее масштабов.
vadim_i_z
Aug. 16th, 2008 06:02 pm (UTC)
Здесь ещё слово government интересно. Опять товарищ не понимает. To please the party! Остальное - следствие.
(no subject) - roman_sharp - Aug. 16th, 2008 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rioman - Aug. 16th, 2008 06:11 pm (UTC) - Expand
nuns_islander
Aug. 16th, 2008 05:59 pm (UTC)
жизни не знает
gena_t
Aug. 16th, 2008 06:01 pm (UTC)
Мне вот что непонятно. А если бы во время Олимпиады в США было бы наводнение (типа новоорлеанского). И китайский журналист спрашивал бы у местных жителей - нужно ли проводить Олимпиаду или лучше отменить, а на эти деньги восстанавливать их дома. Что бы американцы сказали?
lynx9
Aug. 16th, 2008 06:22 pm (UTC)
Насчет американцев не знаю, но мне кажется, что для человека, не боящегося властей, нормальная реакция крыть власти в такой ситуации по матушке, а что иностранный корреспондент (если только он не из страны прямого врага), так оно даже лучше - больше эффекта произведет.
(no subject) - gena_t - Aug. 16th, 2008 06:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynx9 - Aug. 16th, 2008 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 16th, 2008 08:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 17th, 2008 02:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynx9 - Aug. 17th, 2008 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 17th, 2008 04:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynx9 - Aug. 17th, 2008 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 17th, 2008 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynx9 - Aug. 17th, 2008 05:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 18th, 2008 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - lynx9 - Aug. 18th, 2008 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 18th, 2008 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynx9 - Aug. 18th, 2008 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Aug. 18th, 2008 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynx9 - Aug. 18th, 2008 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 16th, 2008 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynx9 - Aug. 17th, 2008 04:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - vvz - Aug. 16th, 2008 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aptsvet - Aug. 16th, 2008 07:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dgri - Aug. 16th, 2008 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drfinger - Aug. 17th, 2008 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 16th, 2008 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lynx9 - Aug. 16th, 2008 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aptsvet - Aug. 16th, 2008 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cema - Aug. 16th, 2008 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 16th, 2008 07:56 pm (UTC) - Expand
o_aronius
Aug. 16th, 2008 06:25 pm (UTC)
Не факт, что дурак. Есть вещи, которые человеку, выросшему в свободном обществе, действительно почти невозможно понять.
Брат моей бывшей подруги, рожденный уже в Израиле, к примеру, ИСКРЕННЕ не мог понять, почему его родители, живя в совке, не имели возможности свободно выезжать за границу.
cema
Aug. 16th, 2008 07:10 pm (UTC)
Ну недаром же Ильф писал про "край непуганых идиотов". Куда им понять пуганых!

Edited at 2008-08-16 07:19 pm (UTC)
slobin
Aug. 16th, 2008 07:33 pm (UTC)
У меня такое впечатление, что все комментаторы молчаливо исходят из предположения, что у человека ЕСТЬ однозначное "своё" "искреннее" мнение, и вопрос только в том, какими средствами можно побудить его его высказать, или, напротив, не высказывать. Блин, Оруелла им в обязательную программу. Ну или хотя бы Шварца. "Дома знал. А на параде...".

P.S. Другое популярное заблуждение -- считать, что сам заблуждающийся в настоящее время этому эффекту не подвержен. "Прозрел".

... В действительности всё было не так, как на самом деле ...

neo_der_tall
Aug. 16th, 2008 08:01 pm (UTC)
абсолюта нет, но есть приближения.
"своё" это как? когда идеально сферический человек выросший в вакууме ни с кем не советуясь выражает мнение?

Просто все молчаливо работают в рамках практического приближения. Условно говоря - то мнение, которое человек выскажет если ему вколоть идеальную сыворотку правды.
э нет! я - пас. - neo_der_tall - Aug. 16th, 2008 08:32 pm (UTC) - Expand
Re: э нет! я - пас. - slobin - Aug. 16th, 2008 08:44 pm (UTC) - Expand
nigdeja
Aug. 16th, 2008 08:08 pm (UTC)
Китаец никогда не скажет того, что думает, точнее, не скажет прямо то, что хочет сказать. Но это не результат тоталитаризма, а тысячелетняя традиция, сложившаяся в менталитет. Об этом есть хорошая книжка Франсуа Жюльена "Путь к цели", подзаголовок: "стратегия смысла в Китае и Греции".
pigbig
Aug. 16th, 2008 08:38 pm (UTC)
Я просто на него ссылалась, указывая, что он пишет то-то и то-то про bourgeos bohemians.
scholar_vit
Aug. 16th, 2008 08:42 pm (UTC)
То ли Фрейд то ли Азимов приводит такой анекдот. Муж взвешивается на весах - знаете, которые за 25 или 50 центов показывают вес и печатают предсказание. Жена читает карточку. "Тут написано, что ты умный, красивый и нравишься женщинам". Переворачивает карточку. "Вес тоже переврали".

Так вот, по поводу bobos Брукс, похоже, тоже заблуждается, см. http://www.phillymag.com/articles/booboos_in_paradise/

Edited at 2008-08-17 03:50 am (UTC)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 125 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek