?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сын приехал на каникулы. Я как раз обдумывал, что мне почитать, и спросил у него совета. Сын порекомендовал "Постороннего" Камю: у нас есть в русском переводе (собственно, именно эту книгу он и прочел в свой прошлый приезд). Я прочел и осознал две вещи: во-первых, я старею, и во-вторых, этот процесс сопровождается обуржуазиванием. Если коротко: мне вполне понятна позиция присяжных, осудивших Мерсо - и не вызывает никакого сочувствия позиция самого Камю.

Напомню коротко, о чем идет речь. Камю изобразил человека, "который отказывается лгать" (тут и ниже цитаты из предисловия самого Камю). Он не может проявлять чувства, которых не испытывает. В итоге оказывается, "что человека казнили за то, что, что он не плакал на похоронах матери". Камю сочувствует этому персонажу, и даже замечает, что "это такой Христос, которого мы заслуживаем".

Камю прав в том, что жизнь в обществе требует определенной неискренности. Мы не можем сказать соседу: "Как плохо воспитан и как уродлив твой ребенок!" - даже если малолетнего преступника не исправит и пластическая операция. Невесте положено быть изящной и очаровательной (что бы мы ни думали про эту корову), а жениху - мужественным и благородным (опять же, комментарии про прыщи следует проглотить). Как периодически пингующие друг друга компьютеры, мы посылаем сигналы, которые ничего не значат, кроме того, что мы осознаем присутствие другого и уважаем его, другого, автономию. Отсутствие таких сигналов есть симптом заболевания.

Мерсо категорически отказывается соблюдать те условности, которые "приняты". Он не только не плачет на похоронах матери. Он отказывается сказать своей любовнице, на которой собирается жениться, что любит её: "Это совершенно неважно, но я тебя не люблю". На вопрос Раймонда, друг ли он ему, Мерсо говорит: "Это совсем неважно, но если ты хочешь считать меня своим другом - пожалуйста". Очень интересна разница в отношении Раймонда и Мерсо к ремеслу первого - сутенерству. Раймонд стыдится этого, безуспешно пытаясь уверить окружающих, что он кладовщик. Мерсо все равно: сутенер так сутенер. Дальше, Мерсо отказывается выразить радость от того, что начальник готов отправить его на работу в Париж - между прочим, мечта почти любого француза, тем более алжирца.

Примечательно, что несмотря на это, Мерсо вовсе не подвергают остракизму: его терпят окружающие, с ним пытаются дружить и его пытаются любить. Камю не может предъявить счет обществу: наоборот, оно максимально толерантно и пытается приспособиться к его герою.

Ситуация меняется, когда Мерсо убивает человека. На суде прокурор приводит поведение Мерсо в качестве доказательства, что подсудимый - бездушный мерзавец, и потому заслуживает казни. Камю полагает, что в этом абсурдность происходящего: можно ли казнить человека за то, что он не плакал на похоронах матери? Но так ли это абсурдно? Если мы не хотим, чтобы наказание вычислял компьютер в соответствии со статьями кодекса, то чем должны руководствоваться присяжные? Можно по-разному отвечать на этот вопрос, но один из вариантов ответа в том, что надо руководствоваться опасностью преступника. Если мы примем этот ответ, то как мы должны поступить по отношению к Мерсо? Представим себя на месте присяжных. Перед нами человек, который отказывается принимать "правила игры", он по большому счету непредсказуем. Можем ли мы быть уверены в том, что взбредет ему в голову завтра? Тот же сутенер Раймонд по крайней мере понятен - а Мерсо загадочен и потому опасен. Повторюсь, что к самой по себе непонятности Мерсо претензий как раз не предъявляется - но сочетание непонятности и убийства оказывается уже нетерпимым.

Человек, отказывающий соблюдать принятые в обществе условности, не должен стрелять по людям из пристолета - а если он это делает, то ему не стоит рассчитывать на снисхождение.

Существуют странные параллели между делом Мерсо и делом Ганса Райзера (http://en.wikipedia.org/wiki/Hans_Reiser). Напомню, что в деле Райзера присяжные оказались правы: он в итоге предъявил тело Нины. Я не уверен, что в деле Мерсо они так уж ошибались - несмотря на то, что их создатель Камю, по-видимому, убежден в обратном.

Disclaimer: я в принципе не одобряю смертную казнь, и все рассуждения относятся к конкретной ситуации довоенного Алжира, где смертная казнь воспринималась общественным сознанием как должное.

Comments

( 93 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
beth4ever
Aug. 28th, 2008 08:37 pm (UTC)
Я книгу читала давно, она на меня тогда очень сильно повлияла - целый день не могла успокоиться, оправдательную речь сочиняла.
marina_fr
Aug. 28th, 2008 08:38 pm (UTC)
Дело не в том, что он не хочет - он не может. Он и себе-то не может посочувствовать. Говорят, в еврейском суде существовало хорошее правило - нельзя осудить того, в чью защиту никто не выступил. Уже поэтому выступить бы стоило - ведь сам герой тоже себе не защитник.
scholar_vit
Aug. 28th, 2008 09:28 pm (UTC)
Я ведь говорю: заболевание. Возможно, врач был бы более правильным для Мерсо, чем палач - но опять же, мы о довоенном Алжире говорим.
varana
Aug. 28th, 2008 08:44 pm (UTC)
Убийца должен быть повешен
Я вообще никогда не понимала всех этих идей. Убил ни с того ни с сего человека - должен быть наказан.
morreth
Sep. 4th, 2008 07:45 pm (UTC)
Re: Убийца должен быть повешен
Как ни с того ни с сего?
там вроде была самооборона.
Правда, я уже давно читала...
dennett
Aug. 28th, 2008 08:48 pm (UTC)
http://noblit.ru/content/view/226/33/
сартр, мне кажется, дал лучшее обьяснение постороннего
scholar_vit
Aug. 28th, 2008 09:32 pm (UTC)
Вопрос не в лучше/хуже, вопрос в точке зрения. Экзистенциалист Сартр общество не очень любил и по сути боялся. Я не случайно вынес в заголовок "с точки зрения мелкого буржуа": я в общем и целом современным буржуазным обществом доволен. То есть я знаю его недостатки, но альтернативы хуже (см. статью Джареда Диамонда, которую Вы недавно цитировали).

Поэтому при том, что мое объяснение, по сути, близко к сартровскому, выводы у нас совсем разные.
(no subject) - dennett - Aug. 28th, 2008 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 28th, 2008 09:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Aug. 28th, 2008 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 28th, 2008 10:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marina_fr - Aug. 28th, 2008 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 28th, 2008 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marina_fr - Aug. 28th, 2008 11:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Aug. 28th, 2008 10:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 29th, 2008 12:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Aug. 29th, 2008 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 29th, 2008 11:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Aug. 31st, 2008 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 31st, 2008 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Aug. 31st, 2008 10:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 31st, 2008 11:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Sep. 1st, 2008 02:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 1st, 2008 02:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Sep. 1st, 2008 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 1st, 2008 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Sep. 2nd, 2008 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 2nd, 2008 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 2nd, 2008 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Sep. 2nd, 2008 11:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 3rd, 2008 12:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Sep. 6th, 2008 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 6th, 2008 05:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Sep. 8th, 2008 03:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 8th, 2008 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Sep. 11th, 2008 10:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 11th, 2008 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dennett - Sep. 23rd, 2008 03:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 24th, 2008 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 3rd, 2008 12:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Sep. 1st, 2008 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 1st, 2008 05:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Sep. 2nd, 2008 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - roman_sharp - Aug. 28th, 2008 09:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 28th, 2008 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - roman_sharp - Aug. 28th, 2008 09:54 pm (UTC) - Expand
maxuzzz
Aug. 28th, 2008 09:06 pm (UTC)
- Господи! Ну почему ты ни разу не дал мне выиграть в лоторею?!!
- Дай же мне шанс, купи лоторейный билет.


Какие шансы были у присяжных хоть сколько-нибудь верно оценить мотивы убийцы, если он представляет из себя пустое место, чёрную дыру? Его реакция на внешние воздействия нулевая, приходится оценивать его как "вешь в себе", по делом его. По делом и приговор.
marina_fr
Aug. 28th, 2008 09:13 pm (UTC)
Хотя бы не лгать, не притворяться, что все знают, какая реакция правильная (хотя многие правильную - просто изображают).
(no subject) - maxuzzz - Aug. 29th, 2008 03:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Aug. 30th, 2008 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - marina_fr - Sep. 2nd, 2008 04:29 am (UTC) - Expand
roman_sharp
Aug. 28th, 2008 09:11 pm (UTC)
Пытался читать когда-то эту книгу, и не смог: обычно читая я пытаюсь как-то проникаться состоянием персонажей.

Но личность этого персонажа была мне ну уж очень отвратительна. Несмотря на то, что считаю себя довольно холодным человеком в отношении похорон.
roman_sharp
Aug. 28th, 2008 09:16 pm (UTC)
Р.S. Темы старения и обуржуазивания не раскрыты :)

Понимание другого человека не является признаком старения или обуржуазивания.
(no subject) - scholar_vit - Aug. 28th, 2008 09:35 pm (UTC) - Expand
lee_bey
Aug. 28th, 2008 09:16 pm (UTC)
Для меня лично несомненна связь героя "Постороннего" с такими героями художественных произведенгий как, например, Ганнибал Лектор.
Можно даже ввести определение: "чудовище -- человек, этическая система которого кардинально отличается от этической системы людей, которые его окружают".
femme_amoureuse
Aug. 28th, 2008 09:31 pm (UTC)
Хмм... Не знала, что про меня есть книга...

Не совсем понятно, чего ожидал Мерсо, убивая человека. По идее, ему должно было быть очевидно, что его повесят за преступление, и ЕСЛИ ему не хотелось быть повешенным, то нужно было не убивать.

Впрочем, надо прочитать. Может быть, там есть ответы на все мои вопросы.
scholar_vit
Aug. 28th, 2008 09:37 pm (UTC)
Конечно, почитайте. Камю - действительно хороший писатель.
ex_juan_gan
Aug. 28th, 2008 09:40 pm (UTC)
У нас тут в жж есть такой персонаж.
kouzdra
scholar_vit
Aug. 28th, 2008 09:54 pm (UTC)
Мне кажется, что у него в этом много от позы. А Мерсо не позирует - он на самом деле такой.
grey_horse
Aug. 29th, 2008 01:25 am (UTC)
Что ж делать? Я не могу перестать быть человеком с альтернативной этикой, даже если бы захотел.
ikadell
Aug. 29th, 2008 02:30 am (UTC)
Слушай, прости, что я опять со своими юризмами в моралистику, но если ты посмотришь внимательно, мне кажется, твоя точка зрения обоснована просто на основании самого текста.

Давай представим себе сферического присяжного в вакууме.

Для начала, тот факт, что Мерсо убил араба доказан до такой степени, что адвокат Мерсо и не пытался оспорить при построении защиты.
То есть, перед присяжными вопрос лишь один: преднамеренное ли было убийство. Если преднамеренное, то наказание одно, если непредумышленное, то другое.

А теперь посмотри, насколько убедительна речь прокурора, и насколько несерьезно неубедительна речь адвоката.
Если оставить в стороне риторику и бантики, позиция обвинения сводится к следующему:
"Этот человек ввязался в разборки Раймона, взял у него пистолет, пришел с пистолетом туда, где был араб, и застрелил его. Это бесчувственный человек (назавтра после смерти матери завел любовницу и пошел с нею в комедию), так что не делайте скидок на человеческую природу, дескать, убийство требовало бы большей подготовки и решимости, потому что у этого человека свои масштабы и критерии морали, отличные от наших. Забейте на мораль и оцените только факты. Он явно хотел того, что делал, и делал это сознательно. Четыре пули в труп это, знаете ли..."
Адвокат вообще ничего толком не сказал, кроме невнятного блеяния о честном труженике и "не бейте его, он и так раскаялся".
Собственно, адвоката тоже можно понять - у него нет аргументов. Ни то, что Мерсо прежде не видел этого араба, ни то, что пистолет ему не принадлежал, ни то, что араб был initial aggressor, с точки зрения предумышленности во французском праве, воды не держит.
Короче, deadbeat, и никакой insanity defense. Утверждать, что Мерсо не способен сформулировать умысла на месте адвоката я бы тоже поостерегся - он вполне вменяем, и, как правильно говорит прокурор, "ему известно значение слов". Вот бедолага адвокат и руководствуется максимой if you have law, pound the law, if you have facts, pound the facts, if you have none - pound the table! Потому и кричит к концу речи.

В общем, ежу очевидно, что было совершено предумышленное убийство, каковы бы ни были личные качества Мерсо. Так что, новый Христос он там или нет, в стране, где за предумышленное убийство положена смертная казнь, ему крышка.

Edited at 2008-08-29 02:31 am (UTC)
scholar_vit
Aug. 29th, 2008 02:46 am (UTC)
Совершенно согласен. Я, собственно, именно на это и намекал, и не употреблял "юризмов" по той же причине, по которой не пытаюсь поставить Мерсо диагноз - я не профессионал. Но я знал, что ты придешь и скажешь именно это :)
(no subject) - ikadell - Aug. 29th, 2008 04:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 29th, 2008 11:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ikadell - Aug. 30th, 2008 04:06 am (UTC) - Expand
kouzdra
Aug. 29th, 2008 04:49 am (UTC)
В вашем описании коллизия кажется совершенно надуманной - по моим наблюдения у общества (по крайне мере того, которое я знаю) реальные болевые точки совершенно другие - и вот на них нажимать действительно не стоит (даже без всяких убийствов).

Возможно, что буржуазное общество отличается крайне повышенным градусом ханжества - но вряд ли это можно рассматривать как его достоинство.
cartesius
Aug. 29th, 2008 05:59 am (UTC)
Меня больше заинтересовало, каким образом Мерсо стал таким. Такое впечатление, что этот человек родился в момент начала романа, как он с такой психологией умудрился выживать в обществе, работать лично мне совершенно непонятно.

Кстати, тоже интересная параллель с Иисусом: если бы он вел себя всегда так, как в 33-летнем возрасте, казнить его должны были значительно раньше.

Может это стремление к правде и к отказу от притворства в самом деле сродни внезапной болезни: жил себе человек, да жил, и вдруг решил жить по своим собственным законам...
scholar_vit
Aug. 29th, 2008 11:13 pm (UTC)
По-моему, это только доказывает толерантность окружающего его общества.
e2pii1
Aug. 29th, 2008 01:53 pm (UTC)
<<
Ситуация меняется, когда Мерсо убивает человека. На суде прокурор приводит поведение Мерсо в качестве доказательства, что подсудимый - бездушный мерзавец, и потому заслуживает казни.
>>


Аналогичная история в современных реалиях: сотрудник в американской конторе послал во внутренней рассылке шутку "25 причин почему пиво лучше чем женшина" - а потом это сыграло роковую роль в деле о сексуальном харассменте на миллион долларов.
ikadell
Aug. 29th, 2008 04:05 pm (UTC)
О каком деле Вы говорите? Расскажите подробнее, если это правда, это ужасно интересно!
(no subject) - e2pii1 - Aug. 31st, 2008 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 31st, 2008 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Sep. 1st, 2008 02:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - worldtensor - Sep. 3rd, 2008 05:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 3rd, 2008 03:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Sep. 3rd, 2008 04:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Sep. 3rd, 2008 09:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Sep. 3rd, 2008 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Sep. 3rd, 2008 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ikadell - Sep. 3rd, 2008 05:32 pm (UTC) - Expand
syarzhuk
Aug. 29th, 2008 03:42 pm (UTC)
У группы The Cure вся эта книга пересказана в песне Killing An Arab за 2 минуты 20 секунд. По-моему, получилось лучше оригинала.
Правда, я и Book-a-minute люблю нежною любовью :)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 93 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek