?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тут мне в очередной раз намекнули, что я патерналист. По этому поводу я хотел бы рассказать одну историю.

Я с детства очень люблю типографское дело. Печатные станки, переплетный инструмент. Я бывал в разных музеях промышленности: авиации, золотодобычи, пивоварения, коньячного дела, даже в музее маслоделия в Ирландии, - но больше всего я люблю музеи-книгопечатни. А уж экскурсия по настоящей типографии...

Так вот, давным-давно, ещё в школе, на одной экскурсии в типографии я увидел совершенно патерналистское устройство. Оно подавляло свободу личности настолько сильно, что могло вызвать инфаркт у пары поклонников Эйн Рэнд и нескольких верных мизесианцев в придачу.

Это устройство работало в большой гильотине, которая разрезала толстые стопки отпечатанных листов. Рабочий клал стопку на специальный стол, выравнивал её, а затем нажимал на кнопку. Точнее, нажимал бы - если бы не это устройство. Из-за него гильотину включали две кнопки, причем разнесенные достаточно далеко. Поэтому рабочий не мог включить резак одной рукой: он должен был непременно нажать одну кнопку правой, а другую левой. Это сильно замедляло работу: приходилось класть стопку под нож, нажимать обеими руками кнопки, затем поворачивать стопку и опять нажимать. То есть ни о какой свободе индивидуума одной рукой поправлять стопку и подавать бумагу, а другой резать, речь не шла.

Мне сказали, что в типографии бывали люди, которые обманывали технику, подперев одну кнопку палкой. И у них получалось работать гораздо быстрее. До тех пор, пока они не оставались без руки, конечно. Ну что ж, за свободу надо платить, правда?

Comments

( 129 comments — Leave a comment )
bagira
Feb. 24th, 2009 03:55 am (UTC)
как workers' compensation attorney могу засвидетельствовать, что рабочие к подобным хитростям прибегают часто, но если их ловят--мгновенное увольнение. Потому что потеря руки стоит очень дорого для хозяина.

А сама я когда-то работала в библиотеке и резала книги старой-ручой гильотиной.
scholar_vit
Feb. 24th, 2009 04:05 am (UTC)
Завидую (не работе адвоката, а работе в библиотеке)
(no subject) - bagira - Feb. 24th, 2009 04:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Feb. 24th, 2009 04:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - bagira - Feb. 24th, 2009 04:14 am (UTC) - Expand
spamsink
Feb. 24th, 2009 04:04 am (UTC)
Я не увидел здесь патернализма. Я увидел здесь минимизацию расходов работодателя.
scholar_vit
Feb. 24th, 2009 04:07 am (UTC)
В Свободном Обществе расходов работодателя тут нет: это риск работника и его выбор.
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 04:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 05:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 05:27 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 05:49 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 05:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 05:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 07:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Feb. 24th, 2009 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Feb. 24th, 2009 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - syarzhuk - Feb. 24th, 2009 09:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Feb. 25th, 2009 02:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Feb. 24th, 2009 06:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 06:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Feb. 24th, 2009 06:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 06:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Feb. 24th, 2009 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 06:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Feb. 24th, 2009 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Feb. 24th, 2009 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 07:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - schlaflosig - Feb. 25th, 2009 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 25th, 2009 04:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schlaflosig - Feb. 25th, 2009 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 26th, 2009 04:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - schlaflosig - Feb. 26th, 2009 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 26th, 2009 05:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - schlaflosig - Feb. 26th, 2009 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 26th, 2009 06:01 am (UTC) - Expand
Третий вариант - (Anonymous) - Feb. 24th, 2009 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vital_sol - Feb. 24th, 2009 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Feb. 24th, 2009 05:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Mar. 3rd, 2009 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Mar. 3rd, 2009 06:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Mar. 4th, 2009 06:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Mar. 4th, 2009 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Mar. 4th, 2009 08:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Mar. 4th, 2009 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Mar. 4th, 2009 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Mar. 4th, 2009 04:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Mar. 6th, 2009 05:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Mar. 7th, 2009 03:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Mar. 7th, 2009 02:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Feb. 24th, 2009 05:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 06:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Feb. 24th, 2009 06:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - simonff - Feb. 24th, 2009 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - faceted_jacinth - Feb. 24th, 2009 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Feb. 25th, 2009 03:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - faceted_jacinth - Feb. 25th, 2009 10:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - grey_horse - Feb. 25th, 2009 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Feb. 24th, 2009 05:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 05:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Feb. 24th, 2009 05:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 05:23 am (UTC) - Expand
В любом обществе - freedom_of_sea - Feb. 24th, 2009 09:17 am (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - faceted_jacinth - Feb. 24th, 2009 10:05 pm (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - freedom_of_sea - Feb. 25th, 2009 07:23 am (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - faceted_jacinth - Feb. 25th, 2009 11:10 am (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - freedom_of_sea - Feb. 25th, 2009 12:16 pm (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - faceted_jacinth - Feb. 25th, 2009 01:12 pm (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - freedom_of_sea - Feb. 25th, 2009 02:05 pm (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - faceted_jacinth - Feb. 25th, 2009 03:45 pm (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - freedom_of_sea - Feb. 26th, 2009 07:19 am (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - faceted_jacinth - Feb. 26th, 2009 08:56 am (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - freedom_of_sea - Feb. 26th, 2009 09:38 am (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - faceted_jacinth - Feb. 26th, 2009 12:29 pm (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - freedom_of_sea - Feb. 26th, 2009 12:37 pm (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - faceted_jacinth - Feb. 26th, 2009 07:49 pm (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - freedom_of_sea - Feb. 27th, 2009 09:18 am (UTC) - Expand
Re: В любом обществе - faceted_jacinth - Feb. 27th, 2009 11:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - faceted_jacinth - Feb. 24th, 2009 09:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - taki_net - Feb. 24th, 2009 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - spamsink - Feb. 24th, 2009 04:55 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
scholar_vit
Feb. 24th, 2009 05:11 am (UTC)
Exactly
(Deleted comment)
(no subject) - scholar_vit - Feb. 24th, 2009 06:53 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - scholar_vit - Feb. 25th, 2009 06:10 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - e2pii1 - Mar. 3rd, 2009 06:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - e2pii1 - Mar. 4th, 2009 04:57 am (UTC) - Expand
ivanov_petrov
Feb. 24th, 2009 05:55 am (UTC)
вспомнил, как работал в типографии.

честно говоря - трудно было.
scholar_vit
Feb. 24th, 2009 03:15 pm (UTC)
Это да. А кем Вы работали?
(no subject) - ivanov_petrov - Feb. 24th, 2009 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Feb. 24th, 2009 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivanov_petrov - Feb. 24th, 2009 05:14 pm (UTC) - Expand
roman_sharp
Feb. 24th, 2009 06:43 am (UTC)
История занимательная.
vit_r
Feb. 24th, 2009 09:04 am (UTC)
Действия идут на автомате. То есть никакой свободы воли в случае с работой нет.

В принципе, система должна вообще механически исключать попадание конечностей в рабочую зону. Но это слишком дорого. Проще сделать "инструкцию" и наказывать за её невыполнение.
a_p
Feb. 24th, 2009 09:05 am (UTC)
я в студенчестве на летних подработках такой пользовался (в полуподпольном цехе по производству переводных картинок и полиэтиленовых пакетов), только у нас была, в качестве патерналистского перегиба :), ещё и педаль внизу (правда, всего одна).
pupsikk
Feb. 24th, 2009 09:07 am (UTC)
---Ну что ж, за свободу надо платить, правда?

Прaвдa.
Крупный недoстaтoк пaтернaлизмa в тoм, чтo oн идеaлизирует хaляву. И кoгдa в силу кaких-тo причин oпекa исчезaет, тo пoлучaется нехoрoшo - выясняется, чтo хaлявa зaкoнчилaсь...
player1 [lj.rossia.org]
Feb. 24th, 2009 09:16 am (UTC)
Ну, не надо быть антипатерналистом, чтобы заметить. что нормальным
решением было бы приделать к этой машинке что-то типа защитного
кожуха, под который бумагу без особого неудобства запихнуть можно, а
вот руку -- только если очень захотеть.

Антипатерналист же скажет, что если бы иметь дело с этой машинкой
пришлось по-настоящему Свободному Человеку™, то он скорее всего именно
это бы и сделал -- если, конечно, сохранность рук его действительно
заботит . Несвобода тут, стало быть, ровно в том, что у рабочего нет
возможности самому усовершенствовать устройство в плане техники
безопасности, и приходится вместо этого терпеть неудобное решение,
которое за него придумало начальство.

При этом человек, вынужденный терпеть неудобства, всегда ищет, как от
этих неудобств избавиться, пусть и ценой безопасности, такова уж
человеческая природа. Ровно это мы здесь и наблюдаем на примере
граждан, повышающих производительность своего труда с помощью палки.
Но если у многих начинает появляться желание плюнуть на свою
безопасность и обойти систему, которая эту самую безопасность
обеспечивает, говорить это может только об одном: система эта плохая.

Последний же абзац, где Вы злорадствуете по поводу неразумных овец, не
осознавших мудрой заботы начальства и поплатившихся за это, прекрасно
иллюстрирует утверждение, что когда патерналист кого-нибудь нагибает
"ради их же безопасности", его в действительности меньше всего
интересует безопасность нагибаемых, а интересует только возможность
кого-нибудь нагнуть. И что если нагибание проблемы не решает, то
патерналист не будет искать другое решение, а будет валить всю вину на
Неправильный Народ™, который не осознаёт Безграничной Мудрости™
Царя-Батюшки™, Партии™ и Правительства™ и от этого всё только портит.

Ну то есть, чтобы показать благотворность патернализма на данном
примере, желательно было бы доказать, что та же умная голова, которая
придумала систему с двумя кнопками, способна придумать работающий
способ обеспечить безопасность, а не просто найти объяснение, почему
те, кто остался без рук, Сами Виноваты™. Причём придумать быстрее
самих рабочих, и придумать не оттого, что люди, которым надоела
неудобная система, которая всё равно приводит к потерям рук, взяли
умную голову за определённую часть тела и заставили наконец сделать
что-нибудь полезное.
tymofiy
Feb. 24th, 2009 05:38 pm (UTC)
Душевно приложил. Кожух — это первое что приходит в голову. Второе — датчик.

В общем, история есть яркий пример того как несовершенное решение продавливается сверху под соусом «заботы о людЯх»
(no subject) - trolll - Feb. 24th, 2009 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - player1 [lj.rossia.org] - Feb. 24th, 2009 08:15 pm (UTC) - Expand
taki_net
Feb. 24th, 2009 10:15 am (UTC)
Отличная история!
lugovskaya
Feb. 24th, 2009 11:03 am (UTC)
Боря, история красивая, но некорректная.

Данное устройство небезопасно (1) - в качестве меры предосторожности его делают неудобным (2). Тебе не кажется, что разумнее не добавлять второй недостаток, а постараться избавиться от первого?

"А мой дедушка хотел, чтобы не было бедных"...
v_phi
Feb. 24th, 2009 11:36 am (UTC)
как сделать хорошо
варианты:

1) кибернетический - система видит, что человек поправляет стопку бумаги
или тянет руку, чтобы это сделать, и резко тормозит падающий нож,
чтобы бедняга успел руку отдернуть.
В описываемую эпоху было недоступно.

2) эргономический - нож опускается не кнопкой, а интуитивно-дружественным
рычагом, который кажется одним целым с ножом,
но на самом деле управляет мощным двигателем.
Еще для эргономики надо,
чтобы тем же рычагом можно было легко остановить движение ножа вниз.
Расчет на то, что из-под своей руки с ножом другая рука всегда убежит
(ну, может, один палец не успеет. Пальцем больше, пальцем меньше...)
Я не исключаю, что решение возможно, но требует хороших конструкторов.
Конструкция будет дорогая в разработке, производстве и обслуживании,
но, возможно, оправдается повышением производительности труда.

Я бы скорее этот подход рекомендовал для массовых технологий, типа мобильной связи за рулем.
Проблема, мне кажется, та, что пассажиры за разговором с водителем
интуитивно оберегают его внимание от чрезмерного отвлечения.
Давно пора внедрить в мобильную связь эргономичное информирование звонящего
о степени занятости вызываемого абонента.
(no subject) - scholar_vit - Feb. 24th, 2009 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lugovskaya - Feb. 25th, 2009 01:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Feb. 25th, 2009 05:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - valiok - Feb. 25th, 2009 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Feb. 25th, 2009 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - player1 [lj.rossia.org] - Feb. 26th, 2009 12:01 am (UTC) - Expand
vap
Feb. 24th, 2009 11:51 am (UTC)
В патерналистском обществе обязательно будет введена сертификация гильотин, и одним из необходимых признаков для получения сертификата будет наличие двух кнопок.
Наличие же кожуха, полностью исключающего попадание конечностей в рабочую зону, будет исключать получение сертификата - ведь безопасность с его помощью обеспечивается не предусмотренным нормативными документами путем.
Итог: по-настоящему безопасных гильотин нет, а руки периодически появляющимся "рационализаторам" регулярно отрубает.
И что характерно, в патерналистском обществе вообще никто получается не виноват - инструкция есть? Есть. Кто нарушил? Пострадавший рабочий. Как наказать? Не выплатить инвалиду компенсацию и страховку и уволить нафиг.
cema
Feb. 24th, 2009 02:00 pm (UTC)
Да, вполне.
alogic
Feb. 24th, 2009 12:42 pm (UTC)
Ну должен же кто-то быть патерналистом, для биологического разнообразия.
e2pii1
Mar. 3rd, 2009 06:41 pm (UTC)
<<
увидел совершенно патерналистское устройство. Оно подавляло свободу личности настолько сильно, что могло вызвать инфаркт у пары поклонников Эйн Рэнд и нескольких верных мизесианцев в придачу.
>>

Разумеется нет. Никаких проблем у Эйн Рэнд и нескольких верных мизесианцев c етим устройством: хозяин имеет право поставить любое устройство; свобода рабочего - не наниматься на это место. К сожалению вы опять написали о либертарианстве в стиле журнала крокодил 195х годов.

Кстати, вы писали что либертарианство уже обанкротилось. Зачем же вы опять пинаете труп ?
glebin
Mar. 8th, 2009 01:59 am (UTC)
Да, две кнопки -- это не unix-way.
( 129 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek