scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Categories:

Исторические корни "451 по Фаренгейту"

В предисловии к своему сборнику ранних рассказов (Kurt Vonnegut, Bagombo Snuff Box, New York, Berkley Books, 2000, ISBN 0-425-17446-8) Курт Воннегут объясняет, что ключевой эпизод романа Бредбери: телевизионные "стены", вытеснившие книги, - был отражением вполне реальных событий.

Конец сороковых годов был золотым временем для начинающих авторов. Ветераны вернулись с войны, Великая Депрессия была далеко позади, промышленность развивалась невиданными темпами, общим настроением был оптимизм. Люди покупали, и реклама процветала. Обычным носителем рекламы был глянцевый журнал вроде Cosmopolitan. Чтобы привлечь читателей, журналы печатали рассказы, которые были главным после кино развлечением. Каждый день в кино все-таки не пойдешь, а журналы читала ежедневно вся семья - и рекламодатели это понимали. Нужно было много рассказов, и журналы платили. Сам Воннегут работал в отделе пиара в General Electric. Продав в 1950 году три рассказа, он заработал больше, чем годовая зарплата в GE. Тогда Воннегут бросил работу, переехал с семьёй на Кейп Код и решил зарабатывать писательским трудом.

И тут началась эра телевидения.

Публика стала смотреть телевизор, и рекламодатели поняли, что именно там деньги. Журналы стремительно "худели". Многие закрывались. Cosmopolitan, купивший в свое время несколько рассказов Воннегута, превратился в "harrowingly explicit sex manual" (позже Воннегут опишет этот период, в частности, в "Завтраке для чемпионов"). На самом деле рынок рассказов в США исчез почти полностью: публика тут предпочитает покупать романы, а форма рассказа была вызвана именно периодикой, и практически умерла вместе с ней. Впрочем, и рынок романов быстро обрушивался. Воннегут пишет, что за каждый из своих ранних романов он получал столько, сколько ещё недавно платили за рассказ. Он преподавал в школе, пытался продавать в Америке шведские Саабы и т.д. Даже после того, как Воннегута "переоткрыли" (Сэм Лоуренс в 1965 году стал переиздавать и пропагандировать писателя), и он вошел в канон американской литературы, ему все ещё приходилось читать по восемь курсов в год, чтобы заработать на жизнь. Стабильного заработка писателя, который давали до середины прошлого века рассказы в журналах и газетах, уже нет и вряд ли будет.

Важно понять, что переход был почти мгновенен: за каких-нибудь пару лет мир изменился.

И вот в 1953 году появился роман Бредбери, описавший Америку без книг. Он был во многом провидческим: в этом году во многих домах ещё не было телевизора. Но Бредбери понял, что происходит, и замечательно это описал. Как заметил Воннегут, Бредбери ошибся только в небольшой детали: на самом деле для гипнотического эффекта ТВ не нужны четыре телевизионные стены, достаточно маленького экрана. Впрочем, нынешние плазменные телевизоры с высоким разрешением доказывают, что ошибка не была такой уж большой.

Если бы я был pigbig, я заключил бы этот рассказ рассуждением о символическом капитале интеллигенции с цитатами из Бурдье. Но так как я Бурдье не читал, я этого делать не буду. Просто приведу этот интересный фактик.

Кстати, ещё один интересный факт. Вместе с Воннегутом в отделе пиара GE работал бывший актер Рональд Рейган. Его работа состояла в том, что он ездил по стране и читал лекции об опасностях социализма. Поскольку он был всегда в командировках, Воннегут с ним так и не встретился. "Наверное, поэтому я остался социалистом", - сухо заключает Воннегут.

Tags: bradbury, literature, vonnegut
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments