Написав пару строк о Полански, я счел себя обязанным просматривать, что пишут о нем другие. Среди мнений в русской блогосфере было и такое: швейцарцы задержали Полански для того, чтобы насолить лично Бараку Обаме. Дескать, если он будет преследовать Полански, то поссорится с Голливудом и прочей либеральной элитой, а если не будет - то со всей остальной Америкой. Автор этого мнения, по-видимому, плохо представляет себе, как устроена правоохранительная система США, и почему как раз к Обаме "дело Полански" никакого отношения не имеет. Чтобы объяснить, в чем тут ошибка, я бы хотел рассказать про другого преступника: Хозе Эрнесто Меделлина. Мне кажется, что эта история хорошо характеризует понимание американцами "вертикали власти".
Хозе Эрнесто Меделлин был, несомненно, нехорошим человеком. Когда ему было восемнадцать, он и ещё пять членов уличной банды зверски изнасиловали и убили двух девочек, четырнадцати и шестнадцати лет. Википедия приводит подробности убийства; это тяжело читать. Убийц довольно быстро нашли и осудили. Сам Меделлин был приговорен к смертной казни.
Но дело в том, что Меделлин был гражданином Мексики, а не США. Согласно Венской конвенции, власти, арестовав иностранного гражданина, обязаны известить консула его страны. Конечно, консул не всесилен, но кое-что он может сделать - например, подыскать и оплатить хорошего адвоката. Однако в данном случае консулу не сообщили, а самому Меделлину не объяснили, что как у гражданина Мексики, у него есть дополнительные права. Мексиканцев эта история, понятно, возмутила - тем более, что в самой Мексике смертной казни нет. Они подали на США в Международный суд в Гааге и выиграли дело. Гаагский суд признал, что США не могут казнить Меделлина. И вот тут мы должны обсудить позицию администрации Буша-младшего.
На самом суде в Гааге юристы администрации, как и положено, защищали позицию Техаса. Но после того, как решение суда было принято, у Буша было много оснований ему подчиниться. Да, конечно, Буша-младшего не назовешь поборником дипломатии, и он много раз ссорился с союзниками - но именно поэтому портить отношения с ними в очередной раз ему явно не хотелось. Дальше, конвенции - дело обоюдное. Американцы путешествуют по всему миру, и демонстративное нарушение Венских соглашений Штатами вовсе не повышает безопасность наших сограждан за границей. Наконец, президентом Мексики был друг и политический союзник Буша, Висенте Фокс - которого, кстати, иногда обвиняли в проамериканизме. История о том, как он смог защитить соотечественника, пригодилась бы и самому Фоксу, и его правой Партии национального действия.
Так или иначе, но администрация выступила с меморандумом о том, что в соответствии с международными обязательствами США казнь Меделлина должна быть отложена, и что Буш, как президент, имеет право вмешиваться в суды над иностранными гражданами, если нарушены их права, защищенные договорами США.
Однако техасские судьи сказали, что у них в Техасе свои законы, и всякие конвенции да гаагские суды им не указ. В просьбе пересмотреть дело было отказано. Адвокаты Меделлина дошли до федерального Верховного суда. Администрация Буша выступила на их стороне.
Несмотря на это, Верховный суд не согласился с Бушем. Он постановил, что Венская конвенция не имеет прямого действия в США: конгрессу следовало принять отдельный закон после её ратификации.
Оставалось ещё одно средство: в США исполнительная власть обладает безусловным правом заменить наказание более мягким (и даже полностью помиловать преступника, но в данном случае об этом речи не было). Однако есть важное обстоятельство: президент может это сделать только по отношению к осужденным федеральным судом. А по отношению к осужденных судом штата такие полномочия принадлежат губернатору. Белый Дом и федеральный Минюст обратились к губернатору Техаса с просьбой отложить казнь или заменить её тюрьмой.
Но если у Буша были основания не хотеть казни Меделлина, то у губернатора Перри были основания желать обратного. Образ независимого губернатора, не сдающегося перед президентом, техасцам вполне нравится. К мексиканцам многие избиратели Перри особой любви не испытывали. Поэтому он отказал Бушу в его просьбе - причем довольно демонстративно: губернатор смягчил наказание двоим из трех приговоренных к казни участников изнасилования и убийства, заменив им казнь пожизненным заключением (ещё трое были приговорены к лишению свободы с самого начала). И только в отношении Меделлина приговор был приведен в исполнение.
Это произошло летом 2005 года. В это время популярность Буша была ещё довольно велика. К тому же Буш сам из Техаса, и даже побывал коллегой Перри, а в 2005 году он являлся официальным главой Республиканской партии, к которой Перри принадлежал (в США по традиции президент считается номинальным главой своей партии). Тем не менее губернатор с легкостью не выполнил его просьбу.
Я читал статью довольно левого автора, который обвинял Буша в демонстративном пренебрежении международным правом. Мне не хотелось бы защищать W, но в данном случае приходится. Я не понимаю, что ещё мог сделать президент? Объявить Перри мятежником и въехать в Остин на белом коне? Мне кажется, что он исчерпал все возможные средства. Просто такая у нас в Америке вертикаль власти.