scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Рынок, религия, количество соседей и справедливость

Человек - существо этичное. Выживание людей было бы невозможно, если бы не тот факт, что люди друг к другу относятся, в общем, справедливо. Интересно понять, как сформировалась наша этика, какие факторы повлияли на неё. Среди этих факторов предлагались влияние рынка, влияние религии, влияние самой жизни в обществе. В недавней статье в Science (J. Henrich et al, Markets, Religion, Community Size, and the Evolution of Fairness and Punishment, Science, 327, 1480--1484) делается попытка экспериментального исследования этого вопроса.

Я уже писал о работах этой группы. Вкратце напомню (по ссылке подробнее), что рассматриваются три игры. В игре "Диктатор" (DG) участнику А предлагают сумму эквивалентную среднюю дневному заработку в данной местности, и предлагают поделиться ей с участником Б. А получает то, что он оставил себе, Б берет свою долю, игра заканчивается. В игре "Ультиматум" (UG) все почти так же, но Б заранее пишет, сколько он готов взять (с интервалом в 10%: 0%, 10%, ...). Если А предлагает долю, которую готов взять Б, они делят сумму и игра закончена. Но если эта сумма заранее отвергнута Б, то ОБА не получают ничего. Наконец в игре "Наказание" (TPG) участников трое: А, Б, В. А делит сумму, как в игре "Диктатор". Б тут пассивный участник. Участник В - рефери. Он получает половину дневного заработка и заранее говорит, какая доля Б считается справедливой. Если А поступил (по мнению В) справедливо, все получают свои деньги и расходятся. Но если А неправ, то его наказывают: забирают у него 30% ставки. При этом у самого рефери забирают 20% его платы: наказание стоит денег для наказывающего.

Итак, авторов интересовало влияние рынка, религии и размера общины, в которой жили участники эксперимента. Вовлеченность в рыночные отношения они измеряли так: поскольку большинство участников относилось к примитивным культурам, торговали они в основном едой. Поэтому авторы мерили долю калорий ежедневного рациона, которые в данной культуре приходится на купленную или выменянную пищу, а не на пищу, выращенную или пойманную самими. Влияние религии измерялось ещё проще: если участник характеризовал себя как христианина или мусульманина, он получал 1 балл, в противном случае 0 баллов. Можно поспорить с такой методикой: местные племенные религии тут трактуются так же, как отсутствие религии, но авторы мотивируют свой выбор тем, что изучали именно "мировые религии".

Результаты таковы. Вовлеченность культуры в рынок положительно коррелирует с чувством справедливости, объясняя от половины до 70% вариации. Рост вовлеченности в рынок от 0 до 100% приводит к увеличению доли Б от 32% до 45%.

С религией сложнее. В UG она положительно коррелирует с чувством справедливости: её наличие приводит к увеличению доли Б на 6--10% исходной ставки. В DG корреляция уменьшается, а в TPG становится статистически незначительной.

Размер общины влиял в основном на наказание в TPG: чем больше община, тем охотнее рефери прибегали к наказанию. Переход от маленькой группы в 50 человек к солидному селу в 5000 человек приводит к драматическому изменению в поведении рефери. Авторы объясняют это тем, что в маленькой общине "все друг друга знают", а с ростом общества репутация становится все менее важной, и поэтому все более важны другие способы поддерживать порядок - например, готовность других членов общества вмешаться и остановить несправедливость, даже если они сами при этом могут потерять.

Ещё одно интересное наблюдение: в TPG, то есть при наличии наказания, средний размер доли, которую А предлагает Б, слегка меньше, чем без оного (в DG). Кроме этого, как уже говорилось, в TPG исчезает роль религии, но зато появляются серьёзные корреляции с доходом и богатством участника А (отрицательная с доходом и положительная с богатством). Все это авторы пока объяснить не могут.

Tags: anthropology, economics, ethics, science
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments