?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть такой анекдот. После многих лет работы инженерам удалось создать умную бомбу. Но её испытания провалились: бомба отказалась покинуть самолет.

Я вспомнил о нем, читая статью Веса Дэвиса в New York Times. Статья рассказывает о крайне любопытном эксперименте, поставленном в компании AT&T.

Но сначала надо сказать несколько слов о самой компании. До судебного решения 1982 года, которое разделило AT&T/Bell, компания была монополистом на телефонном рынке США. Она могла себе позволить тратить большие деньги на науку - и была вынуждена их тратить, чтобы поддерживать положительно отношение к себе американской публики и правительства. Сотрудники знаменитых Bell Labs получили семь Нобелевских премий (для сравнения - советские физики получили десять), там были разработаны транзистор, лазер, Юникс, язык C, заложены основы теории информации, кодирования, радиоастрономии, открыто реликтовое излучение и многое другое (см. полный перечень в Википедии). После раздела AT&T уже никогда не было таких крупномасштабных инвестиций коммерческих компаний в науку - но нельзя не признать, что стоимость междугородных телефонных переговоров сильно упала.

Но вернемся к дням расцвета компании. В начале 50-х руководство заметило, что много менеджеров среднего звена вышло из инженеров и техников. По мнению компании, у них часто не хватало инициативы и широты взгляда. Социолог Балтцелл так писал о позиции директоров Bell: "Они полагают, что хорошо обученный человек знает, как отвечать на вопросы, а образованный человек знает, какие вопросы задавать".

Чтобы исправить положение, компания решила дать менеджерам гуманитарное образование. Возможно, сыграл роль опыт Британской империи, где будущие военные и гражданские администраторы изучали в школах и университетах греческий и латынь, читали Платона и Горация - это считалось необходимым для их будущей деятельности (об этом, кстати, написан прекрасный цикл Киплинга "Stalky & Co"). At&T совместно с Университетом Пенсильвании организовала Bell Institute of Humanistic Studies for Executives. Университетские профессора обучали менеджеров на интенсивных десятимесячных курсах. Студенты читали умные книги, ходили на концерты и в музеи. Так как деньги у компании были, это обучение напоминало известный фильм "Снова в школу", где сочинение о Воннегуте писал сам Воннегут: на разбор книг приглашались их авторы, со студентами встречались поэты и композиторы, историки и критики. Курс был достаточно серьёзным: менеджеры прочли, в частности, джойсовского "Улисса" (статья Дэвиса посвящена Дню Блума, 16 июня).

Результаты оказались достаточно интересны. Студенты стали читать гораздо больше, чем до эксперимента. Они стали любознательнее и увереннее, более интеллектуально независимыми. Психологи сочли эксперимент успешным.

Но оказалось, что у обучения была и оборотная сторона. Выяснилось, что поумневшие менеджеры стали больше ценить время, проведенное с семьей и друзьями, и меньше - карьеру в компании. Они хотели жить, а не приносить себя в жертву прибылям акционеров.

К 1960 году Institute of Humanistic Studies for Executives был закрыт.

Comments

( 63 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
illyn
Jun. 16th, 2010 04:45 pm (UTC)
Спасибо, интересно!

P.S. Так чем кончился-то эксперимент? Появилась ли широта взгляда и инициатива?
scholar_vit
Jun. 16th, 2010 04:47 pm (UTC)
Да, появилась. Но выпускники оказались более инициативны, чем хотелось бы компании.

(no subject) - vryadli - Jun. 17th, 2010 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ventall - Jun. 20th, 2010 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Jun. 20th, 2010 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ventall - Jun. 21st, 2010 02:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Jun. 21st, 2010 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - nhura - Jun. 21st, 2010 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Jun. 21st, 2010 11:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nhura - Jun. 22nd, 2010 12:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Jun. 22nd, 2010 01:29 am (UTC) - Expand
ivanov_petrov
Jun. 16th, 2010 04:48 pm (UTC)
Отличная история. У Райкина, кажется. в оны годы была реприза - пусть всё будет, но пусть чего-то не хватает. Про пользу блата. А тут - о пользе недоделанного образования. А то инвестиции в культуру оказываются неэффективными - как оно и должно быть.

Edited at 2010-06-16 04:48 pm (UTC)
scholar_vit
Jun. 16th, 2010 04:50 pm (UTC)
А как определять пользу? Как пользу для компании или для выпускников?
(no subject) - ivanov_petrov - Jun. 16th, 2010 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jun. 16th, 2010 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ivanov_petrov - Jun. 16th, 2010 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Лев Горенштейн [poxod.com] - Jun. 16th, 2010 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedosionist - Jun. 16th, 2010 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rekenavri - Jun. 16th, 2010 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedosionist - Jun. 16th, 2010 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jun. 16th, 2010 08:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedosionist - Jun. 16th, 2010 09:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jun. 16th, 2010 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nedosionist - Jun. 16th, 2010 09:51 pm (UTC) - Expand
И ответ был дан. - paidiev - Jun. 17th, 2010 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - furyz - Jun. 17th, 2010 07:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - cryogen_policy - Jun. 17th, 2010 02:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - furyz - Jun. 17th, 2010 08:51 pm (UTC) - Expand
kuzimama
Jun. 16th, 2010 05:00 pm (UTC)
всегда подозревал, что основная беда россии в огромном количестве гуманитариев!;)
Лев Горенштейн [poxod.com]
Jun. 16th, 2010 05:19 pm (UTC)
...которые не умеют строить дороги ;-)
(no subject) - omkh - Jun. 16th, 2010 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jun. 16th, 2010 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Лев Горенштейн [poxod.com] - Jun. 16th, 2010 09:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Jun. 20th, 2010 10:54 pm (UTC) - Expand
magpie73
Jun. 16th, 2010 05:21 pm (UTC)
Спасибо огрромное!Очень интересно. вот только еще было бы еще интереснее, если бы были проанализированы "отдаленные последствия". Ну, то есть, ясно, что участники эксперимента, получив ус иленное гуманитарное образование, стали менее "карберно-ориентированными". А креативность их при этом увеличилась?
scholar_vit
Jun. 16th, 2010 05:24 pm (UTC)
Увы, кроме цитированной статьи я ничего про этот эксперимент не знаю.
(no subject) - magpie73 - Jun. 16th, 2010 07:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - magpie73 - Jun. 17th, 2010 07:53 am (UTC) - Expand
neo_der_tall
Jun. 16th, 2010 05:39 pm (UTC)
поучительно.
буду много думать.
gur4el
Jun. 16th, 2010 06:35 pm (UTC)
после проведения психологических тренингов в компании. Сотрудники стали отлынивать от работы под предлогом, что у них сильный психологический стресс и им просто необходимо расслабиться. )
nedosionist
Jun. 16th, 2010 07:32 pm (UTC)
Похожая мысль, что рабов не обучают гуманитаному мышления, потому что иначе они перестают быть рабами, несколько затянуто расписана у Т. Вулфа, в Я - Шарлотта Симмонс.
rekenavri
Jun. 16th, 2010 08:39 pm (UTC)
Прямо по Шопенгауэру - философия не приносит денег, но избавляет от многих трат.
nufunnya
Jun. 16th, 2010 08:57 pm (UTC)
Любопытно еще и в том плане, что в 60-е обмен информацией был не так прост, как сейчас. Сегодня большинство менеджерских обязанностей - при наличии соответствующей инфраструктуры внутри компании - можно выполнять дома. Фактически в офисах остается только необходимый минимум персонала. Поэтому мне кажется, идея при правильном подходе может найти применение. Ну и разумеется правильное стимулирование, основанное на поведенческом, а не классическом менеджменте.

Спасибо за интересную историю )
white16
Jun. 17th, 2010 03:41 am (UTC)
Спасибо, замечательная история :)
lanatoly
Jun. 17th, 2010 06:33 am (UTC)
красиво
ivanov_petrov
Jun. 17th, 2010 06:34 am (UTC)
The Social Value of Education and Human Capital
Fabian Lange and Robert Topel
Conclusions: What Do We Know about the Social Value of Education?
A number of authors have argued that education has substantial external benefits.
This strand of the literature uses ordinary least squares (Rauch (1993)) or instrumental
variable methods (Acemoglu and Angrist (2000), Moretti (2003, 2004)) to examine
whether variation in education causes increases in aggregate wages after controlling for
private returns. We believe that this type of evidence is inherently flawed, as it does not
sufficiently account for endogeneity issues implied by a spatial equilibrium.

The strong positive link between productivity and education is also problematic
for adherents of the Job Market Signaling model. Job Market Signaling generates private
returns to schooling without the corresponding social returns. This means that if one
seriously entertains Job Market Signaling as an explanation for observed private returns
to schooling, then the problem of explaining observed aggregate returns becomes even
more severe.
scholar_vit
Jun. 17th, 2010 03:27 pm (UTC)
Я этой статьи не читал, но скажу :)

Чтобы "научно" измерить влияние образования на производительность интеллектуального труда, надо эту производительность объективно измерить. У уже цитированного Вами Райкина была миниатюра о том, что это практически невозможно. Производительность труда каменщика - пожалуйста. А инженера - сложно.

Со сходной проблемой столкнулись, когда стало нужно оценивать труд программистов. Сейчас многие измеряют его в строчках кода (SLOC). Написана куча книги про модель COCOMO, COCOMO II и т.д. Но проблема в том, что полезнее решить задачу с минимальным количеством кода, чем громоздить друг на друга операторы. Очень часто хороший короткий код написать куда труднее, чем посредственный длинный.

В моей жизни был период (два года), когда я работал программистом. Мне попался очень хороший руководитель. Он оценивал труд программистов по краткости их кода. Он давал задачу и говорил: "У тебя на неё максимум в N строк кода. Если не хватит - иди ко мне и докажи, что тебе надо больше. Если уложишься в меньше строк - молодец". В отличие от чудовищно раздутого и глючного кода соседних отделов, наши программы славились надежностью и эффективностью. Я спросил у него, откуда он берет N. Он ответил: "Я прикидываю, сколько кода написал бы я, и умножаю на полтора-два". Как из такого сделать объективный критерий?


Edited at 2010-06-17 03:29 pm (UTC)
(no subject) - ivanov_petrov - Jun. 17th, 2010 03:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - magpie73 - Jun. 20th, 2010 08:31 am (UTC) - Expand
klukin
Jun. 18th, 2010 12:02 pm (UTC)
Лазер всё-таки был разработан в Hughes Research Laboratories.
sssshhssss
Aug. 15th, 2010 10:49 am (UTC)
А разве не лично СТАЛИНЫМ?
ljournalist_bot
Jun. 20th, 2010 06:12 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
kda999
Jun. 20th, 2010 06:30 am (UTC)
Такие результаты могут спровоцировать менеджмент отступить назад, чуть ли не в Фордовские времена...
Ох уж эти благие намерения.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 63 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek