?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Константин Великий нарушил многие традиции Римской империи. Наиболее значительны два нововведения. Первое, христианство, известно всем. Но второе тоже интересно: до Константина императоры старались не праздновать победы в гражданских войнах. Таким победам не посвящали монументов: римлянам казалось неправильным гордиться убийством римлян. Разумеется, сами войны императоры вели - но памятники ставили все же только победам над варварами. Величественная триумфальная арка Константина, сооруженная в честь разгрома Максенция, стала первым отступлением от этой традиции.

Можно, конечно, считать, что эти два нововведния совпали случайно. А можно и подумать, не связаны ли они между собой?

Если считать, что богов много, то вполне естественно предположить, что одни из них поддерживают тебя, а другие - твоего противника. Точно так же, как в Троянской войне боги были на обеих сторонах. Причем противника в гражданской войне поддерживают не чуждые странные боги, как в войнах с варварами, - а свои же римские, вполне могущественные на римской земле. Поэтому слишком громко праздновать победу - опасно. Можно невзначай и обидеть какого-нибудь бога.

Если же Бог - один, и поддерживает тебя, то ситуация меняется. Далеко не случайно знаменитое "Сим победиши" Константин увидел именно перед битвой гражданской войны: сражением с Максенцием у Мульвийского моста. Получается, что мы обидим Бога не празднованием победы, а наоборот, её замалчиванием: это будет уже неблагодарностью по отношению к Нему. И тот факт, что побежденный - римлянин, не так важен для универсальной религии. Христианское "несть ни еллина, ни иудея" получило своеобразное дополнение: оказалось, что если позволено убивать, то значит, убивать можно и еллина, и иудея, и обрезанного, и необрезанного, и варвара, и скифа, и раба, и свободного.

Comments

( 67 comments — Leave a comment )
alexakarpov
Oct. 27th, 2010 09:57 pm (UTC)
оказалось, что если позволено убивать, то значит, убивать можно и еллина, и иудея, и обрезанного, и необрезанного, и варвара, и скифа, и раба, и свободного

так это и до христианства "оказалось" так. Вы же сами выше написали - "разумеется, сами войны императоры вели" - но опять съехали на кровожадность христиан ))

Edited at 2010-10-27 10:49 pm (UTC)
psr1913plus16
Oct. 27th, 2010 10:37 pm (UTC)
Да. Все они равноудалены в качестве ближних.
edictum
Oct. 27th, 2010 10:40 pm (UTC)
Это как раз то, о чём говорит чудесная jaschil_14hane  вот в этой передаче
И то, о чём говорит Жижек в своей книжке "О насилии", когда он говорит, что для христианства "все люди - братья, а не принимающие братства - не люди" :)
Это, разумеется, не так. Но в истории почти что так.
Это связано с тем, что то же самое "несть эллин и иудей" и вообще Евангелие насколько оно демократично в смысле, что включает всё человечество, настолько же недемократично в смысле возможности понимания и усвоения. Потому что, посудите сами: там предлагается модель поведения, при которой война, к примеру, вообще невозможна.
alexakarpov
Oct. 27th, 2010 10:50 pm (UTC)
Потому что, посудите сами: там предлагается модель поведения, при которой война, к примеру, вообще невозможна.

лол
(no subject) - edictum - Oct. 27th, 2010 10:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 27th, 2010 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - edictum - Oct. 27th, 2010 11:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 27th, 2010 11:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Oct. 28th, 2010 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 28th, 2010 12:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Oct. 28th, 2010 12:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 28th, 2010 01:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - edictum - Oct. 28th, 2010 01:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 28th, 2010 01:45 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - alexakarpov - Oct. 29th, 2010 12:53 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - alexakarpov - Oct. 29th, 2010 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Nov. 5th, 2010 12:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Nov. 5th, 2010 12:34 am (UTC) - Expand
(Screened comment)
(no subject) - alexakarpov - Oct. 29th, 2010 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Nov. 5th, 2010 12:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - edictum - Oct. 28th, 2010 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 28th, 2010 12:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - edictum - Oct. 28th, 2010 12:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - andreylv - Oct. 28th, 2010 02:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 28th, 2010 03:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - edictum - Oct. 28th, 2010 01:44 pm (UTC) - Expand
вот - edictum - Oct. 28th, 2010 08:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 29th, 2010 12:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - syarzhuk - Nov. 4th, 2010 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Nov. 4th, 2010 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - syarzhuk - Nov. 4th, 2010 02:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Nov. 4th, 2010 03:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Oct. 28th, 2010 01:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 28th, 2010 04:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Oct. 28th, 2010 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 29th, 2010 02:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Oct. 29th, 2010 02:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 29th, 2010 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aintlion - Oct. 28th, 2010 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygam - Oct. 28th, 2010 05:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aintlion - Oct. 28th, 2010 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 29th, 2010 12:51 am (UTC) - Expand
(Screened comment)
(no subject) - scholar_vit - Oct. 29th, 2010 03:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - olegmimenko - Oct. 29th, 2010 04:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 29th, 2010 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alexakarpov - Oct. 29th, 2010 01:03 pm (UTC) - Expand
vvz
Oct. 27th, 2010 11:12 pm (UTC)
Борис, а как же быть с аркой Августа в Форуме, построенной после битвы при Акции? Вообще-то именно в честь победы в гражданской войне ее и построили. И до христианства еще 60 лет ;-)
scholar_vit
Oct. 27th, 2010 11:33 pm (UTC)
В битве при Акции участвовал египетский флот Клеопатры, так что Август там не только Антония поборол.

Утверждение, что до Константина монументальных памятников победам в гражданской войне не было, я взял из книги Adrian Goldsworthy, How Rome Fell: Death of a Superpower, Yale University Press, 2009. Если оно неверно, то претензии к профессору Goldsworthy.
(no subject) - vvz - Oct. 28th, 2010 01:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Oct. 28th, 2010 02:05 am (UTC) - Expand
callasfan
Oct. 28th, 2010 01:25 am (UTC)
Спасибо за ссылку за книгу.
У меня сложилось впечатление, что то, что Константин сделал христианство ведущей религией - точка зрения церкви. У историков я читала, что он прекратил гонения на христиан, но в его правление были равновеликие христианству религии, например, культ Митры. А христианству было дозволено быть наравне с другими, дозволено проповедовать его. Крестился он на смертном одре только.
vvz
Oct. 28th, 2010 01:49 am (UTC)
Константинов Миланский эдикт о терпимости был вторым после эдикта Галерия двумя годами раньше (но тот не возвращал имущество). Но профессору Голдсуорси такие детали неинтересны :-)

На самом деле, Константин значительно упростил жизнь христианам, отменив многие законы (типа закона против безбрачия) и запретив вносить языческие статуи в публичные места. Так что христианство утвердилось в Империи, действительно благодаря его действиям.
(no subject) - scholar_vit - Oct. 28th, 2010 02:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - vvz - Oct. 28th, 2010 10:46 am (UTC) - Expand
jaerraeth
Oct. 28th, 2010 07:12 am (UTC)
> до Константина императоры старались не праздновать победы в гражданских войнах

Помянутая у Джованьоли (через Плутарха) арка емнип Лепида в честь победы Суллы над Марием.
maa13
Oct. 28th, 2010 11:19 am (UTC)
Извините, я вам тут комментарий в ответ случайно направил, просто случайно не то нажал.

Текст тот же, что и в комментарии ниже, но это не ответ на ваш комментарий, это отдельный комментарий.
maa13
Oct. 28th, 2010 11:16 am (UTC)
Интересная заметка.
Как известно, татаро-монголы боялись мести чужих богов и поэтому были всегда очень терпимы к религиям завоеванных народов.
Священных символов и служителей культа других народов они не трогали.

Христианство другие религии всегда однозначно считало ложными и требовало их полного уничтожения с приведением к универсальному религиозному знаменателю.

То есть, если утрировать, то мир татаро-монгол - это мир множественных трансцендентальных истин, из которых каждая реальна, актуальна, действенна.

Мир христианства - это мир одной универсальной трансцендентной истины, за границами которой не может существовать ничего значимого.

И вполне возможно, что распространив правила милосердия на всех людей, христианство уничтожило страх перед сакральностью чуждого, превратив чуждое из страшного другого бога в однопорядкового своего.
А однопорядковый свой - это уже совсем другой объект интерпретаций и действий.
Однопорядковый свой может быть характеризован только в терминах истинный-ложный (истинноверующий и заблудший и что-то подобное).
А ложный надо уничтожать.
И т.д., и т.п.

Поэтому ваше замечание достаточно логично и вполне укладывается в схему противопоставления языческого и христианского мировосприятия, имхо, несмотря на возможные эмпирические проблемы, как видно из комментариев выше.
(Screened comment)
alexakarpov
Oct. 29th, 2010 01:34 pm (UTC)
Re: Призрак Шахерезада
мне кажется, или это уже невежливо?
sergeyhudiev
Oct. 29th, 2010 01:58 pm (UTC)
Я родился и вырос при научном атеизме. Победу в гражданской войне очень даже прославляли и праздновали.
vryadli
Nov. 5th, 2010 12:50 am (UTC)
ну, хотя я и вырос довольно оболваненным советской пропагандой, отрицать многочелвенные параллели между христиансвом и большевизмом трудно даже мне.
(no subject) - sergeyhudiev - Nov. 5th, 2010 07:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Nov. 5th, 2010 03:13 pm (UTC) - Expand
rodgar
Oct. 29th, 2010 07:27 pm (UTC)
"Но второе тоже интересно: до Константина императоры старались не праздновать победы в гражданских войнах."
Это неправда. Юлий Цезарь, например, праздновал победу над Помпеем с размахом. Август праздновал победу над Марком Антонием с ещё большим размахом. Более того, совершенно непонятно, как эта внешняя деталь хоть как-то влияла на страстную любовь римлян к гражданским войнам.
ex_polit_mo
Oct. 31st, 2010 04:03 pm (UTC)
2010-10-31 19:00.01
Ваш пост попал на страницы информационно-аналитического проекта
Politonline.Ru. Можете убедиться:
http://www.politonline.ru/groups/
( 67 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek