scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Category:

Смок Беллью 21 века

Герой Джека Лондона Смок Беллью сумел победить рулетку в салуне "Олений рог". Старое колесо рассохлось, и движения шарика стали предсказуемыми. Смок выиграл сорок пять тысяч долларов, а потом владельцы игорных домов города заплатили ему тридцать тысяч за "систему" - и очень обрадовались, узнав, что "никакой системы не существует", и за другим столом Смок "не выиграл бы и кислого яблока".

Я вспомнил этот эпизод, когда сын прислал мне ссылку на статью в Wired. Герой этой статьи, Мохан Шривастава, живет в Торонто и занимается геологической статистикой. Как-то он случайно обратил внимание на билеты "мгновенной лотереи" - знаете, где нужно соскрести защитный слой и узнать размер выигрыша. Билеты лотереи в Онтарио выглядели как вариант игры в "крестики-нолики": слева были квадратные решетки с разными числами в ячейках, а справа последовательность чисел, покрытая защитным слоем - "призовые числа". Если три призовых числа окажутся идущими на решетке подряд, как крестики или нолики в игре, билет выигрывает.

Шривастава предположил, что компьютер рисует эти числа не совсем случайным образом. Его исследования показали, что это действительно так: числа, которые встречались слева реже других, имели больше шансов попасть в "призовую последовательность" справа. В статье не говорится прямо, зачем это делается - но мне кажется, что это такая попытка минимизировать выигрыш. В итоге получалось, что если на билете какие-нибудь три числа встречались слева только по одному разу, они с высокой вероятностью оказывались под защитным слоем справа. Поэтому если такие числа шли слева подряд, то билет оказывался выигрышным.

Естественно, первая мысль Шриваставы была: "Теперь я разбогатею!" Но затем он стал считать. Если покупать лотерейные билеты по магазинам и тратить на подсчет вероятности выигрыша каждого билета по 45 секунд, то ежедневный заработок составит около $600. Это не так уж плохо, но как консультант он зарабатывал больше - и работа была поинтереснее. Вместо этого Шривастава сообщил о своем открытии организаторам лотереи - в надежде, что они предложат ему работу. Кстати, достучаться до руководства оказалось непросто: они просто не отвечали на звонки и письма. В конце концов Шривастава послал им пакет с двумя пачками новеньких лотерейных билетов: отдельно кандидаты на выигрыш, отдельно на проигрыш. Он отправил его в 10 утра - и в полдень ему позвонили лотерейщики, а на следующий день все билеты "крестиков-ноликов" были изъяты из продажи: Шривастава верно предсказал 19 из 20 выигрышных билетов. В статье не сказано, сколько заплатили Шриваставе и предложили ли ему постоянную должность консультанта. Впрочем, статья в Wired, надо думать, обеспечит ему хорошую рекламу.

Шривастава заинтересовался другими типами "мгновенных лотерей" и нашел способы выиграть во многих из них. Что не удивительно: эти игры в США и Канаде разрабатывают всего несколько компаний, которые затем продают их организаторам лотерей (обычно это правительства штатов и провинций).

Интересно, что соображения Шриваставы о невыгодности бизнеса работают только для кустарной постановки дела: когда изобретатель ходит по магазинам и вручную отбирает билеты. Простенький сканер с лаптопом позволяет сильно сократить время на проверку каждого билета. Конечно, в магазине могут косо посмотреть на типа с компьютером, отбирающего лотерейные билеты - но есть способы это обойти. Например, некоторые организаторы конференций и совещаний закупают лотерейные билеты оптом на призы для участников, а потом возвращают обратно нераспроданные остатки. Вполне можно представиться таким организатором, закупить пару тысяч билетов, отобрать нужные и вернуть остаток. Ещё проще, если ты сам - владелец или работник магазина.

Шривастава говорит, что статистика выигрышей в некоторых лотереях наводит на мысль, что именно это и происходит. Вполне возможно, что кто-то натолкнулся на открытие давно - и в отличие от Шриваставы, не стал сообщать об этом лотерейщикам.

Открытие Шриваставы - подтверждение известного криптоаналитикам факта, что невозможно по-настоящему случайный процесс сделать "ещё случайнее". Вмешательство в такой процесс понижает энтропию - а значит, дает шанс тому, кто играет против него. Компания, разработавшая лотерейный билет, хотела снизить вероятность выигрыша, и для этого сделала билеты неслучайными - и тем самым повысила вероятность выигрыша.

Tags: jack_london, lottery, mathematics, wired
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments