scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

О жертвоприношениях

Фрейд в «Психопатологии обыденной жизни» пишет (глава VIII):

[...] однажды утром, проходя по комнате в купальном костюме, с соломенными туфлями на ногах, я, повинуясь внезапному импульсу, швырнул одну из туфель об стену так, что она свалила с консоли красивую маленькую мраморную Венеру. Статуэтка разбилась вдребезги, я же в это время преспокойным образом стал цитировать стихи Буша:

У Медицейской же Венеры —
Крак! — где нога и где рука!

Это дикая выходка и спокойствие, с которым я отнесся к тому, что натворил, объясняются тогдашним положением вещей. У нас в семействе была тяжелобольная, в выздоровлении которой я в глубине души уже отчаялся. В это утро я узнал о значительном улучшении, и знаю, что я сам сказал себе: значит, она все-таки будет жить. Охватившая меня затем жажда разрушения послужила мне средством выразить благодарность судьбе и произвести известного рода «жертвенное действие», словно я дал обет: если она выздоровеет, я принесу в жертву тот или иной предмет! Если я для этой жертвы выбрал как раз Венеру Медицейскую, то в этом должен заключаться, очевидно, талантливый комплимент больной; но непонятным остается мне и на этот раз, как это я так быстро решился, так ловко метил и не попал ни в один из стоявших в ближайшем соседстве предметов.

Другой случай, когда я опять-таки воспользовался пером, выпавшим из моей руки, для того чтобы разбить одну вещицу, имел тоже значение жертвы, но на этот раз просительной жертвы, стремящейся отвратить нечто грозящее. Я позволил себе раз сделать моему верному и заслуженному другу упрек, основывавшийся исключительно на толковании известных симптомов его бессознательной жизни. Он обиделся и написал письмо, в котором просил меня не подвергать моих друзей психоанализу. Пришлось признать, что он прав, и я написал ему успокоительный ответ. В то время как я писал это письмо, предо мной стояло мое новейшее приобретение — великолепно глазурованная египетская фигурка. Я разбил ее указанным выше способом и тотчас же понял, что я сделал это, чтобы избежать другой, большей беды. К счастью, и статуэтку, и дружбу удалось вновь скрепить так, что трещина стала совершенно незаметной.

Вне зависимости от того, как относиться к психоанализу вообще, можно заметить, что благодарственные и просительные жертвы, действительно часто приносятся автоматически, помимо сознания. Я думаю, что многие читатели могут дополнить примеры Фрейда похожими случаями из собственной жизни.

В связи с этим вопрос: являются ли эти жертвы следствием врожденных свойств нашего сознания, или же воспитываются? Для авраамических религий жертвoприношения глубоко укоренены; неудивительно, что их совершают и Фрейд, и его читатели. Антропологи рассказывают о жертвоприношениях других культур. Это говорит в пользу универсальности жертвоприношений. С другой стороны, было бы крайне интересно узнать о существовании племени, где жертвоприношений нет. Как бы выглядели отношения в таком племени? Философия? Религия — и была бы у него религия?

Tags: anthropology, freud, religion, society
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments