scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Categories:

Об одном мифе постсоветской интеллигенции

Среди разнообразных мифов, бытующих в среде постперестроечной интеллигенции, был и такой: «не будет России счастья, пока на Красной площади лежит непогребенный покойник». Об этом говорилось много и с пафосом. Честно говоря, меня этот пафос всегда удивлял: в стране с советского времени осталось масса реальных нерешенных проблем. В конце концов, если уж говорить о погребении, то сколько безымянных останков лежит с войны да лагерей — может, стоит для начала их толком разыскать да похоронить? Почему такая зацикленность именно на этом трупе?

Некоторые из новообращенных православных говорили, что непогребенный Ленин противоречит христианским традициям. В недавней заметке yakov_krotov напоминает, что ни христианская традиция вообще, ни православная в частности, ничего подобного не содержат. Наоборот, для них характерно такое отношение к мертвому телу, скелету, костям, по сравнению с которым работа Лаборатории биологических структур покажется крайне уважительной и почтительной. Мощи святых и другие останки демонстрируются в церквях (в заметке выше приводятся замечательные фотографии скелетов, выставленных в различных храмах). Далее, многие христианские праведники изображаются «по-гамлетовски», с черепом в руках. Череп и скелет, как наглядное напоминание о неотвратимости смерти, был распространенным атрибутом монашеской кельи или жилища отшельника, как на известной картине ван Дейка:

Это не от неуважения к покойному: скорее, это демонстративный отказ от старого, магического почитания Смерти, противопоставление, как в 74 сонете Шекспира, «жертвы тленья» — и бессмертной души (в оригинале ещё жестче: dregs of life, the prey of worms, [...] too base of thee to be remembered).

Кстати, в другой заметке о. Яков приводит фотографию жилища о. Меня с книжной полкой, иконами и черепом; вполне традиционный предмет стал предметом оживленных споров в комментариях. Впрочем, одна из комментировавших утешила себя тем, что «череп не настоящий».

Мне кажется, что эти разговоры о непогребенном Ленине среди интеллигенции — симптом лености мышления. Очень легко объявить себя религиозным человеком. Кстати, лучше православным, чем, скажем, иудеем: ни обрезать ничего не надо, ни кашрут соблюдать. Приятное чувство преодоления советского наследия достается задешево. Но действительно ли оно преодолено — уже другой вопрос.

Tags: religion, russia, society
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments