scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Путешествие по Шотландии, Уэльсу и немного по Англии

Это продолжение. Начало вот тут

ГЛАВА 3. От Глазго до Эдинбурга

Из Лондона мы улетели в Глазго. Про Глазго я много рассказывать не буду: там пришлось работать, и на осмотр города времени не осталось. К тому же шли сплошные дожди. Впрочем, как ответил один мой друг на вопрос о достопримечательностях Глазго, лучшее, что можно посмотреть в этом городе -- это поехать в Эдинбург. Глазговцы на это замечание отвечают, что при дележе Эдинбургу достались лучшие здания, а Глазго -- лучшие люди. Возможно, они и правы: с эдинбуржцами случая пообщаться у нас не было, а глазговцы -- люди очень хорошие. Хотя, может быть, на меня действует эйфория от того, что они наблюдали именно то, что я предсказал: извечная мечта теоретика.

Принимали нас там очень хорошо. Аудитория мне понравилась. Л., вроде, тоже. А ещё мне понравился обычай заканчивать семинары в пивной. Один из студентов задал после семинара вопрос о случайных блужданиях. Я начал со стандартного примера об одномерных случайных блужданиях: "Представьте себе, что пьяный ирландец выходит из паба..." "Я ирландец," -- сказал студент. Судя по тому, что он угостил меня потом пивом, обиделся он всё же не сильно.

Кстати о пиве. Именно там мне объяснили, что такое I.P.A., Indian Pale Ale. Меня это название всегда смущало: неужели британский эль варят в Индии? Оказывается, это такое пиво, которое может доехать до Индии, не испортившись: его варили как раз в метрополии и везли жаждущим томми в колонии. То есть это не импортный, а экспортный вариант. Это очень слабое пиво, которое хорошо пить в жару.

Раз уж заговорили о пиве, поговорим о еде. В Шотландии, как и в Уэльсе и Англии, в стоимость гостиницы обычно входит завтрак. И не булочки с маслом, как в Европе (и увы, в Америке), а настоящий британский завтрак. После которого хватит сил покорить мир и создать империю. Это называется fully cooked breakfast. Выглядит это так: вы заходите в столовую, берёте сок, кофе, чай, фрукты (а если вы американец или извращенец -- хлопья с молоком). В других местах этого бы хватило на завтрак, но тут, как в рассказа Чехова о масленице, это всего лишь закуска, подготовка к ЕДЕ. Пока вы всё это едите, официантка спрашивает, в каком виде вы предпочитаете яйца: жареными, вареными, вкрутую. Яйца приносят с грибами, колбасой, беконом (эх, хорошо, что я не соблюдаю кашрут, а Л. -- халял), картофельными оладьями. В Шотландии в набор входит черный пудинг -- толстая кровяная колбаса, и smoked haddock: род морского окуня. В Уэльсе и Британии вместо них вам подадут фасоль. И всего это много, и всё это приготовлено без оглядки на всякие безумные диеты. Вкусно!

Сразу скажу, что в Шотландии иногда вместо всего этого великолепия предлагают fresh kippers. Не соглашайтесь ни за что! Блюдо это представляет из себя копченую селедку, которую хорошо разогрели. Запах у него такой... Ну такой... В общем, лично я не только не могу его есть, но и не могу есть ничего, если за соседним столом кто-то ЭТО ест.

Ещё одно блюдо, которого стоит избегать в Шотландии -- шотландский бульон. К знаменитому куриному бульончику, еврейскому пенициллину, это блюдо имеет мало отношения. Это на самом деле очень густой перловый суп. С детства ненавижу перловку.

Зато хаггис -- это, что бы вам про него ни говорили, очень вкусно. И пироги с мясом. И просто мясо -- в любом виде.

Ладно, что-то я разговорился. А до обеда ещё часа полтора.

Поговорим лучше о шотландских дорогах.

Основное правило поведения на дорогах Шотландии -- не забыть помахать рукой встречному водителю. Дороги тут невероятно узкие, горные, так что без вежливости все бы уже давно по могилкам лежали. Всё же у меня захватывало дух, когда Л. гнала по извилистой дороге, где с одной стороны -- обрыв, а с другой с чудовищной скоростью проносятся грузовики. Ширина полосы тут поменьше, чем в Америке. И машинки все маленькие и верткие. Но все равно страшновато. Тем более, что едешь по левой, а не правой стороне дороги. Кстати, именно из-за этого мы решили снять машину с автоматической, а не ручной коробкой передач: все-таки когда ручка передач слева, а не справа, как-то непривычно.

А в более диких местах Шотландии появляются roads with passing places. Это однополосные дороги -- хорошо хоть, пошире, чем полосы на двухполосных дорогах в других местах. Время от времени на них есть кармашки сбоку. Завидев встречную машину, надо проверить, с какой стороны карман. Если слева (вы ещё не забыли, что тут едут по левой стороне?), надо заехать в карман, помахать водителю встречной машины и подождать, пока он проедет. А если справа, то надо помахать водителю встречной машины, подождать, пока он заедет в карман, ещё раз помахать и проехать мимо.

Положение осложняется, если на дороге лежат черноголовые шотландские овцы. Овцам махать вроде бы не положено. Но они обычно сами лениво уходят с дороги. Впрочем, овцы выходят только на маленькие дороги. Шотландские автострады (то есть двухполосные дороги) отделены от овец заборчиком. А на боковых дорогах к фермам стоят калитки. Калитки не от людей: замков на них, как правило, нет, -- а от овец и коров. Они щеколду поднимать пока не научились. Ещё там есть решётки -- cattle grids. Прямо на дороге лежат такие штуки. Овцы и коровы не любят ходить через решётку: копыта проваливаются. Собственно, автомобили их тоже не любят и раздражённо стучат колёсами по решётке, но что поделать?

На такой горной дороге хорошо остановиться (благо, специальных мест для остановки там много) и посмотреть вниз. Я, наверное, не смогу рассказать: до сих пор дух захватывает. Вот представьте себе длинные узкие ледниковые озёра -- лохи. Прямо от их берегов поднимаются крутые зелёные горы. На горах белые пятна овец: овцы здесь альпинистки, и поднимаются прямо на отвесные склоны. И солнце над всем этим... Нет, не могу описать.

Если бы я был каким-нибудь шотландским таном, и меня бы привели на такое вот место в горах, показали бы это и сказали: "Вот это твоя земля" -- черта с два бы я это кому-то отдал. Долго бы сражался с любым захватчиком.

От Глазго до острова Скай можно доехать за полдня, но мы не торопились: катались на пароходике по Лох Ломону, ездили по берегам других многочисленных мелких лохов.

В этих краях есть огромный Аргилльский лес, занимающий добрую треть Западной Шотландии. Есть и Аргилльские луга -- ну прямо как луга и леса маркиза Карабаса. Естественно, мы не смогли удержаться и заехали в замок этих самых Аргиллов, предводителей гордого клана Кэмпбеллов. Нынешние герцоги, судя по фотографиям в их замке -- славные ребята. Ездят на яхтах, занимаются спортом, лазают по горам, -- в общем, что ещё там положено делать герцогам в 21 веке. Музей в замке напоминает старый еврейский анекдот: "Рабинович, что бы вы делали, если бы вы были царь? -- Я бы жил лучше, чем царь: я бы ещё немного шил". Вот и Аргиллы живут чуть лучше, чем просто герцоги: когда хозяев дома нет, в замок за небольшие деньги пускают посетителей.

А замок классный. Огромные залы с кучей оружия на стенах. Реликвии Кэмпбеллов: очевидно, Кэмпбеллы -- это не только невкусный суп, но и боевая доблесть. Гостиные с мебелью, вызывающей описанное Ильфом и Петровым чувство: "Живут же люди". Экспозиция, посвященная казни какого-то предка, который принял не ту сторону в очередном конфликте. Подарки королевы более поздним герцогам, с лучшим политическим чутьём.

Интересна старая кухня замка, где одновременно жарили на вертеле нескольких поросят.

Посмотрев на всё это, поев в кафе замка (именно там мы познакомились с шотландским бульоном -- см. выше об этом ужасном блюде) и разжившись сувенирами в местной лавчонке, мы поехали дальше.

Продолжение вот тут

Tags: лытдыбр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments