?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О советской школе

Как свадьба сына товарища Полянского для Хрущева, диалоги yakov_a_jerkovа с разнообразными ЖЖ-шными персонажами являются для меня некоторым источником познания жизни. Вот и сейчас я узнал, что (а) в советской школе преподавали историю партии; (б) начала анализа в советской школе, наоборот, не преподавали; (в) советская школа не учила писать "стандартное эссе из пяти абзацев". Кстати, последнее замечание почти верно: шаблоны сочинений в американской и советской школе несколько отличались. Впрочем, его автор, очевидно, не отличает дрессировки (пиши по заданному шаблону) от обучения (посмотри на незнакомый шаблон и напиши по нему).

Надо сказать, что мне много приходилось слышать обвинений по адресу советской школы, но вот с упреком в плохой математической подготовке старшеклассников (да еще по сравнению с американской школой!) сталкиваюсь впервые. Я не знаю, из какой параллельной вселенной попали в наш мир оппоненты yakov_a_jerkovа. В нашем мире то, что картина несколько другая, совершенно очевидно - в особенности любому, кто учил своих детей или подрабатывал математическим репетиторством в СССР и США.

У советской школы моего времени была масса недостатков. Она была очень идеологизирована: история и литература в ней преподавались как источник иллюстраций к тезису о классовой борьбе. Советская школа прививала мысль, что в каждом вопросе, сколь угодно сложном, возможно лишь одно, единственно верное, мнение, а все остальные - происки врагов и обман. Советская школа приучала к лицемерию: ученики прекрасно понимали ритуальный характер заклинаний, которые следовало произносить на уроках. Она воспитывала нечестность: на списывание смотрели сквозь пальцы, а когда от оценок на контрольных зависела "честь школы", списывание нередко негласно поощрялось. (Впрочем, после того, как зарплаты учителей и администрации американских школ стали зависеть от результатов тестов, эта зараза угнездилась и тут). Советская школа истребляла любые поползновения на самоорганизацию и самоуправление. Все детские организации: октябрятская, пионерская, комсомольская, - были имитацией, симулякром под жестким контролем сверху. Советская школа подавляла все необычное, выделяющееся из ряда: так как в ней практически не было элективных занятий, все учились по одной и той же программе и обтесывались по одной и той же схеме. Советская школа не воспитывала добрых чувств и сострадания к инвалидам и детям с задержками в развитии: их называли "дефективными" (словечко-то какое!), отделяли и оставляли гнить в "спецклассах" и "спецшколах". Все это правда. Но вот математике и физике советская школа все-таки учила.

Разумеется, находились учителя, которые не только учили детей "наукам", но и воспитывали из них порядочных людей. Я многим обязан таким учителям и очень им благодарен. Но в целом советская школа соответствовала советской идеологии. Она относительно неплохо воспитывала у учеников чисто сциентистские, аналитические способности, необходимые будущей обслуге военно-промышленного комплекса - и довольно последовательно калечила их души и препятствовала социализации в любом обществе, кроме советского "человейника".

Не случайно советский выпускник в США с легкостью становился программистом, инженером или овладевал другой научно-технической специальностью, без особого труда обгоняя местных жителей. Но, на мой взгляд, так же не случайно, что "русская" община в Америке не обладает никаким политическим весом, в отличие от почти любой другой общины. Даже в Нью-Йорке, где "на четверть бывший наш народ", она практически не представлена в городских властях. (Израильский феномен, где "русим" в последнее время стали заметны в политике, заслуживает отдельного разговора - но тут я, увы, недостаточно знаю предмет).

У советской школы было достаточно своих недостатков, чтобы приписывать ей те, в которых она была неповинна. Тот факт, что оппоненты yakov_a_jerkovа это делают, говорит о том, что они не видят этих действительных недостатков - или не считают их недостатками.

Comments

( 215 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
o_aronius
Aug. 26th, 2012 10:58 pm (UTC)
с упреком в плохой математической подготовке старшеклассников (да еще по сравнению с американской школой!) сталкиваюсь впервые

Самые сложные задачи школьного учербника математики соответствовали уровню А учебника Сканави, тогда как для поступления в большинство столичных ВУЗов нужен был уровень Б, а в самые престижные - уровень В. Поэтому в мои годы (1988-90) практически все, кроме физматшкольников, готовились к поступлению с репититорами и/или на специальных подготовительных курсах при ВУЗах - школьной математики не хватало.
scholar_vit
Aug. 26th, 2012 11:00 pm (UTC)
Речь идет о поступлении в американские вузы...
(no subject) - vgramagin - Aug. 26th, 2012 11:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 26th, 2012 11:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Aug. 27th, 2012 12:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - maxuzzz - Aug. 27th, 2012 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 28th, 2012 06:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - rkatsyv - Aug. 27th, 2012 12:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Aug. 27th, 2012 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Aug. 27th, 2012 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Aug. 27th, 2012 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vgramagin - Aug. 27th, 2012 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Aug. 27th, 2012 12:21 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
_shadow__
Aug. 26th, 2012 10:58 pm (UTC)
у советской школы были еще провалы, в т.ч.:
- отсутствие представления о работе с плохо обусловленными задачами; выбрать нужные данные из заведомо избыточного набора условий либо самостоятельно оценить недостающий параметр - такую подлянку и на олимпиадах давать считалось западло. Расширенным следствием является совершеннейшее неумение применять теоретические знания в повседневности.
- отсутствие междисциплиарных связей. Скажем, формула для космической скорости бралась с потолка - в то время как в курсе алгебры уже вполне было пройдено интегрирование.
scholar_vit
Aug. 26th, 2012 11:02 pm (UTC)
И опять, это справедливые упреки - но речь идет о сравнении с американской школой, и потому они выглядят как жалобы на мелкий жемчуг.
(no subject) - _shadow__ - Aug. 26th, 2012 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - m61 - Aug. 27th, 2012 12:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - _shadow__ - Aug. 27th, 2012 12:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - m61 - Aug. 27th, 2012 12:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - anton_lipovka - Aug. 27th, 2012 02:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - _shadow__ - Aug. 27th, 2012 04:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Aug. 27th, 2012 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - asox - Aug. 27th, 2012 06:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - aintlion - Aug. 27th, 2012 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Aug. 27th, 2012 02:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - m61 - Aug. 27th, 2012 10:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jozhin - Aug. 27th, 2012 05:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrewsweekly - Aug. 28th, 2012 09:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jozhin - Aug. 29th, 2012 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asox - Aug. 27th, 2012 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - _shadow__ - Aug. 27th, 2012 07:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - asox - Aug. 27th, 2012 12:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _shadow__ - Aug. 27th, 2012 02:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asox - Aug. 27th, 2012 10:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Aug. 29th, 2012 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _shadow__ - Aug. 29th, 2012 07:19 pm (UTC) - Expand
geneus
Aug. 26th, 2012 11:01 pm (UTC)
>Не случайно советский выпускник в США

Утверждение неверно.

Большинство советских выпускников (берем все население, а не только евреев) знали математику не лучше выпускников США, а зато социальные навыки у них были хуже.
Сoветский троечник или хоршист-гуманитарий, если он добрался до США, не только не мог "с легкостью стaть программистом, инженером или овладеть другой научно-технической специальностью", но и другие американские хорошие специальности (маркетинг, менеджмент, юриспруденция) ему не давались. Оставалось работать руками.

Советская школа действительно имела более глубокую программу по калькулюсу, чем американская и таким образом среди хороших учеников (часто "хороших еврейских мальчиков" и девочек) было много хорошо готовых к инженерной карьере. Но в СССР такое количество инженеров на момент его заката было и даром не нужно, а вот тем, кому инженерная карьера противопоказана этот упор на точные науки был только вреден.

Впечатление о больших приимуществах советского образования при эмиграции в США складывается от того, что контингент эмигрантов был весьма однобок.

Я, ксtати, преподавал некоторе время математику в СССР.
o_proskurin
Aug. 26th, 2012 11:36 pm (UTC)
Робко вступлюсь за гуманитариев: юриспружденцией овладевают вполне. Только среди моих ЖЖ-френдов по крайней мере трое американских юристов (среди Ваших - по крайней мере двое) получили российское/советское филологическое образование.

Edited at 2012-08-26 11:37 pm (UTC)
(no subject) - geneus - Aug. 27th, 2012 12:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - o_proskurin - Aug. 27th, 2012 02:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - reader59 - Aug. 27th, 2012 12:26 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - o_proskurin - Aug. 27th, 2012 02:40 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - geneus - Aug. 27th, 2012 02:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - vryadli - Aug. 29th, 2012 07:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - geneus - Aug. 29th, 2012 07:12 pm (UTC) - Expand
Хм... - vryadli - Aug. 29th, 2012 07:48 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - scholar_vit - Aug. 27th, 2012 03:49 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ny_quant - Aug. 27th, 2012 04:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - a_konst - Aug. 27th, 2012 05:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - 0lenka - Aug. 27th, 2012 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - bydl0coder - Aug. 28th, 2012 01:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - geneus - Aug. 27th, 2012 04:20 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
prof_yura
Aug. 26th, 2012 11:12 pm (UTC)
Как свадьба товарища Полянского

Как свадьба дочери товарища Полянского.
scholar_vit
Aug. 26th, 2012 11:14 pm (UTC)
Да, конечно! Спасибо!
(no subject) - scholar_vit - Aug. 27th, 2012 01:17 am (UTC) - Expand
ppk_ptichkin
Aug. 26th, 2012 11:20 pm (UTC)
ppk-ptichkin.livejournal.com/163335.html
scholar_vit
Aug. 26th, 2012 11:31 pm (UTC)
да, где-то так
(Deleted comment)
(no subject) - ppk_ptichkin - Aug. 27th, 2012 01:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - boltatel - Aug. 27th, 2012 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Aug. 27th, 2012 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 27th, 2012 04:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Aug. 27th, 2012 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 27th, 2012 04:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Aug. 27th, 2012 05:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 27th, 2012 04:17 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Aug. 26th, 2012 11:20 pm (UTC)
Упреки советской школе в плохом преподавании математики по сравнению с Америкой я видел еще в начале 90-х, кажется, в письмах читателей в АиФ. Претензии - отсутствие в программе комплексных чисел и комбинаторики/вероятностей.
izard
Aug. 27th, 2012 02:53 am (UTC)
+1. Провинциальная матшкола. Не было ни комплексных чисел, ни вероятностей, ни статистики. Смотрел учебники старших классов новозеландские и немецкой гимназии - у них есть начала тервера и статистики.
(no subject) - stolbvoy_d - Aug. 27th, 2012 04:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - izard - Aug. 27th, 2012 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Aug. 27th, 2012 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aintlion - Aug. 27th, 2012 03:19 pm (UTC) - Expand
stolbvoy_d
Aug. 26th, 2012 11:21 pm (UTC)
"Советская школа подавляла все необычное, выделяющееся из ряда: так как в ней практически не было элективных занятий, все учились по одной и той же программе и обтесывались по одной и той же схеме."

Чушь. Я ходил (в разных классах)на 4 факультатива (математика, английский, химия и биология). На обычных уроках математики всегда получал отдельное задание.
Если это не элективные занятия, то, что?
scholar_vit
Aug. 26th, 2012 11:33 pm (UTC)
В школе, где учился мой сын, практически все предметы были элективами.
(no subject) - stolbvoy_d - Aug. 27th, 2012 04:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Aug. 27th, 2012 02:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - b0p0h0k - Aug. 27th, 2012 06:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - stolbvoy_d - Aug. 27th, 2012 06:49 am (UTC) - Expand
ugputu
Aug. 26th, 2012 11:53 pm (UTC)
а. Большую часть 9 и 10 класса мы учили именно что историю Партии, хотя и под вывеской Всемирной истории. Скажем, она (вместе с конспектированием работ Ленина и изучением прочей малойземли) занимала 80%+ времени. Потом, в институте, я учил ее еще раз, и опять под вывеской "обычной" истории (был уже 1989-й год и название, в отличие от преподавателя, поменяли).
б. Давали, но лучше бы этого не делали. Я из школы из начал анализа не вынес ничего вообще. Опять же, в институте это исправили, но школьных часов и школьного учителя хватило ровно на то чтобы объяснить мне, что это что-то сугубо загадочное и непонятно зачем нужное.
в. Стандартное эссе тоже не писали. Сочинение обязано было проходить тест по длине - не меньше стольки-то страниц, и потому суть работы сводилась к творению правильного наполнителя к выученным готовым тезисам, плюс поиск простейших форм изложния, потому что иначе оценку урежут из-за неизбежных синтаксических ошибок.
К умению импровизировать на заранее неизвестную тему, выстраивать мысли последовательно в соответствии со стандартной стуктурой (хотя в советской школе формально план был обязательной частью сочинения), и записывать полученный результат компактно и хорошим языком, все это не имело отношения.
agasfer
Aug. 27th, 2012 02:33 am (UTC)
Вы когда учились? В мое время был предмет "обществоведенье", но никаких работ Ленина мы в школе не конспектировали ни по этому предмету, ни по истории.
(no subject) - ugputu - Aug. 27th, 2012 03:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Aug. 27th, 2012 12:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - Aug. 27th, 2012 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Aug. 27th, 2012 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ny_quant - Aug. 27th, 2012 04:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - jozhin - Aug. 27th, 2012 05:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - agasfer - Aug. 27th, 2012 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 28th, 2012 07:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - ygr - Aug. 27th, 2012 09:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - asox - Aug. 27th, 2012 06:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - Aug. 27th, 2012 03:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - asox - Aug. 28th, 2012 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ugputu - Aug. 28th, 2012 10:41 pm (UTC) - Expand
kuksha
Aug. 27th, 2012 12:13 am (UTC)
Mne kazhetsia, sravnivat' sovetskuju s amerkanskoj shkoloi ne ochen' korrektno. Vse my tut (v LJ ili v emigratsii) uchilis' bolee ili menee v prilichnyh shkolah v bol'shih gorodah. Da, u nas vseh byla odna programma, no razgovor tut mezhdu lud'mi otnositel'no uspeshno ee odolevshih. V amerikanskih shkolah gorazdo bolee shirokij spektr. I te, kto hotiat sil'nuju matematiku, poluchajut ee v shkole na urovne horoshego sovetskogo vuza. Da, stil' obuchenia neskol'ko drugoi - bolee natselennyj na reshenija zadach, a ne strogie dokazatel'stva, no uzh chto luchshe ja sudit' ne berus' (esli sovsem chestno, to detal'nye svedenia u menia ob avstralijskih shkolah, no podozrevaju, chto sistema pohozha na amerikanskuju). V sovetskoj zhe shkole slishkom mnogie vypadali za obochinu, kak mne kazhetsia, a mogli by vpolne uspeshno zanimat'sia matematikoi i fizikoi urovnem poprosche
kuzimama
Aug. 27th, 2012 12:56 am (UTC)
при всех недостатках, советская система обучения была систематизирована (пардон за каламбур): мат-аппарат бежал впереди физики и химии, и когда требовалось рассчитать "давление в сфере, заполненной подкисленной водой, подвергшейся электролизу", все в классах физики и математики уже было разжевано, требовался лишь синтез знаний.
по контрасту с этим, американская система (со слов супер интенданта наших школ, очень завидовавшего "советской системе обучения") напоминала набор почтовых ящиков: "в один кладем физику, в другой химию. ящики независимы и оттого надежд на интеграцию полученных знаний нет"
scholar_vit
Aug. 27th, 2012 01:00 am (UTC)
На самом деле ситуация ещё хуже: обычно учебник по математике или физике - толстенный талмуд, написанный "коллективом авторов" величиной со средних размеров взвод, которые друг с другом явно поссорились и давно не разговаривают. Поэтому координации между главами X и Y в одном и том же учебнике тоже нет.


Edited at 2012-08-27 01:02 am (UTC)
(no subject) - kuzimama - Aug. 27th, 2012 03:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Aug. 27th, 2012 03:40 am (UTC) - Expand
agasfer
Aug. 27th, 2012 02:24 am (UTC)
"Она воспитывала нечестность: на списывание смотрели сквозь пальцы, а когда от оценок на контрольных зависела "честь школы", списывание нередко негласно поощрялось"--с этим я не согласен, не знаю, откуда вы это взяли.
scholar_vit
Aug. 27th, 2012 02:25 am (UTC)
Ну, я немного знал, что говорили между собой учителя во время контрольных, которые шли в гороно...
(no subject) - agasfer - Aug. 27th, 2012 02:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - odin_ded - Aug. 27th, 2012 04:39 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - agasfer - Aug. 27th, 2012 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - soglyadataj - Aug. 27th, 2012 01:52 pm (UTC) - Expand
kouzdra
Aug. 27th, 2012 03:50 am (UTC)
Я кстати, задним числом, очень положительно оцениваю именно идеологическую составляющую советской школы, да и качество советских учебников истории по крайней мере при поверхностном сравнении, выше нынешних. А уж историю партиии и конспектирование первоисточников полагаю вообще крайне полезным делом - именно в качестве прививки от политической демагогии - не столько даже той, сколько нынешней - потому как отношение к нынешней она воспитывала крайне критическое.

Кстати, как и традиции списывания - готовность "обмануть ЮНЕСКО" imho позитивное качество - такая нечестность нам нужна :)

Насчет селективности же - не знаю - по крайней мере в Лениграде было полно кружков и секций (в том числе и в моей обычной средней школе 534) - желающие вполне находились. Вот всякая "туристско-литературная" и вообще "общестенная" активность в интеллигентской 239 у меня вызывала крайнее отторжение - отсутствие этого вида "школьной жизни" как массового явления я одобряю
sidorow
Aug. 27th, 2012 11:08 am (UTC)
Да ну - без насилия же. Литературные вторники - повод показать, какой ты крутой читатель, писатель или артист (а кому это не надо, тот и не участвует, и не ходит). Туристская активность это ещё более нужная вещь - повод ВЫПИТЬ! А также пообжиматься с противоположным полом в разной степени, вплоть до максимальной. Кому не надо, тот ботан убогий, это раз, а во-вторых - и тут не обязаловка.
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Aug. 27th, 2012 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 12:58 pm (UTC) - Expand
(Anonymous)
Aug. 27th, 2012 04:12 am (UTC)
А что, в американских школах поощряется индивидуальность? В этом я сильно сомневаюсь.

Ни один знакомый американец мне такого не говорил. Наоборот, один рассказывал, что его чуть ли не лечили таблетками и назначали какой-то специальный психотерапевтический курс за то, что он нарисовал какую-то картинку порнографического содержания.

Я в принципе сомневаюсь, что школа как институт (извините, за некую каламбурную тавтологию) нацелена на развитие в человеке яркой индивидуальности. Конечно, могут быть исключения, прежде всего, зависящие, от личности учителя, но в принципе школа всегда рассматривалась как сборочный конвейер, завод выпускающий максимально похожие друг на друга детали социального механизма. И так было во всех странах. Вспомните хотя бы знаменитую песню Пинк Флойда We Dont Need the Education.
boltatel
Aug. 27th, 2012 05:12 am (UTC)
Любое совместное обучение детей или подростков подавляет индивидуальность. Подростковая компания по природе своей - авторитарная среда: кто выбивается - затравят. Учителя могут или возглавить процесс, или пустить его на самотёк; но сделать всех разными возможно только при домашнем обучении. Оно разрешено в США и было запрещено в СССР.
(no subject) - stolbvoy_d - Aug. 27th, 2012 06:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - boltatel - Aug. 27th, 2012 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - stolbvoy_d - Aug. 27th, 2012 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 05:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - boltatel - Aug. 27th, 2012 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 08:50 am (UTC) - Expand
ny_quant
Aug. 27th, 2012 04:26 am (UTC)
Не было никакой советской школы. Были элитные школы в столицах и остальные. Если присмотреться поближе, среди остальных некоторые тоже были как бы ничего, но это тоже в столицах и крупных городах. А если отъехать хоть на 100 км от города, там было не лучше, чем в Миссисипи.
stolbvoy_d
Aug. 27th, 2012 05:01 am (UTC)
Я ходил (в разных классах)на 4 факультатива (математика, английский, химия и биология). На обычных уроках математики всегда получал отдельное задание. Географически, как раз около 100 км от большого города.
(no subject) - ny_quant - Aug. 27th, 2012 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stolbvoy_d - Aug. 27th, 2012 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ny_quant - Aug. 27th, 2012 04:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jozhin - Aug. 27th, 2012 05:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - ny_quant - Aug. 27th, 2012 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jozhin - Aug. 28th, 2012 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 28th, 2012 07:17 am (UTC) - Expand
boltatel
Aug. 27th, 2012 04:32 am (UTC)
Математике и физике качественно учили в ФМШ - это да. А вот насколько качественным было обучение этим предметам в обычных советских школах по сравнению с американскими - вопрос открытый.
kouzdra
Aug. 27th, 2012 04:36 am (UTC)
Вопрос, кстати, неочевидный - то есть учили в них лучше, но вот совершенно неочевидно, что если действительно этим заниматься, то они были полезны хоть чем-то, кроме как место, где можно с некоторым фаном перекантоваться до конца уроков.
(no subject) - boltatel - Aug. 27th, 2012 04:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 04:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - boltatel - Aug. 27th, 2012 05:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 05:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - boltatel - Aug. 27th, 2012 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 08:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - boltatel - Aug. 27th, 2012 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Aug. 27th, 2012 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Aug. 27th, 2012 10:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Aug. 27th, 2012 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 27th, 2012 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Aug. 27th, 2012 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 28th, 2012 05:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - asox - Aug. 27th, 2012 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - boltatel - Aug. 27th, 2012 08:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - asox - Aug. 27th, 2012 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - boltatel - Aug. 27th, 2012 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - asox - Aug. 27th, 2012 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mans626262 - Aug. 27th, 2012 06:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Aug. 28th, 2012 08:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - katherine_kinn - Aug. 27th, 2012 10:22 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 215 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek