?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О мужестве

Из письма Людвига фон Мизеса Айн Рэнд.

У вас хватило мужества сказать массам то, что ни один политик никогда им не говорил: "Вы – люди второго сорта, и каждым улучшением в вашей жизни, которое вы воспринимаете как само собой разумеющееся, вы обязаны усилиям людей, которые лучше вас".

Насчет "никогда не говорили" фон Мизес преувеличивает: упомянутая максима была общим местом вплоть до относительно недавнего времени.

Comments

( 29 comments — Leave a comment )
taki_net
Jun. 13th, 2013 05:16 pm (UTC)
Нет, не совсем так, до сравнительно недавнего времени общим местом было, что "лучшие люди" заботятся только о себе, улучшают свою жизнь, а на "вас" им наплевать, и правильно.

В такой форме, как описывает Мизес - мысль восходит, конечно, не к Рэнд, а к Марксу ("только сознательные представители высших классов могут объяснить пролетариату, что ему делать, сам он не может придумать освобождающей его теории").
kouzdra
Jun. 13th, 2013 05:20 pm (UTC)
Гораздо раньше - чуть не от трех сословий
abba65
Jun. 13th, 2013 05:50 pm (UTC)
Просвещенный абсолютизм же!
То есть уже в 18 веке общим местом было, что "лучшие люди" заботятся о народе. Хотя бы на уровне риторики.

Новизна подхода Айн Рэнд (в понимании Мизеса) в другом - в назывании народа "вторым сортом". Это и в 18-19 веке было не очень-то прилично, а в 20-м - просто нецелесообразно.
Но Айн Рэнд плевать хотела на приличия и целесообразность.
scholar_vit
Jun. 13th, 2013 05:45 pm (UTC)
Мне кажется, что это не так. Аристократ в идеале (как он себя видит) имеет не только права, но и обязанности. Средневековое миропонимание исходит из взаимности обязанностей выше- и нижестоящих. В раннекапиталистической этике есть обязанность богатых жертвовать на бедных, искусство, науку и т.д. "Волчья" этика, где greed is good - это очень новое явление.
m61
Jun. 13th, 2013 06:42 pm (UTC)
По-моему, у Маркса мысль практически диаметрально противоположна. У него обращение идет к "высшим" - чтобы они помогли "низшим".

У Рэнд же (по крайней мере, в пересказе фон Мизеса) обращение идет, наоборот, к "низшим" - чтобы они, нигадяи этакие, были по гроб жизнь благодарны "высшим", носили цак и три раза делали ку.
taki_net
Jun. 13th, 2013 07:01 pm (UTC)
Это да.
gena_t
Jun. 14th, 2013 02:45 am (UTC)
Просто раньше большинство "низших" и читать обычно не умели. Вот соответствующего рынка и не было. А когда научились - появилась Рэнд.
teabushmanmike
Jun. 13th, 2013 07:43 pm (UTC)
> к Марксу

Я думал, это Ленин придумал, а не Маркс.
wingover
Jun. 16th, 2013 05:33 am (UTC)
"Несколько
лет тому назад к нам из Семьдесят пятого полка перевели майора
Блюгера. Тот, бывало, раз в месяц соберет нас, выстроит в каре
и начнет вместе с нами философствовать: "Что такое офицерское
звание?" Он ничего, кроме сливянки, не пил. "Каждый офицер,
солдаты,-- разъяснял он нам на казарменном дворе,-- сам по себе
является совершеннейшим существом, которое наделено умом в сто
раз большим, чем вы все вместе взятые. Вы не можете представить
себе ничего более совершенного, чем офицер, даже если будете
размышлять над этим всю жизнь. Каждый офицер есть существо
необходимое, в то время как вы, рядовые, случайный элемент,
ваше существование допустимо, но не обязательно. Если бы дело
дошло до войны и вы пали бы за государя императора --
прекрасно. От этого немногое бы изменилось, но если бы первым
пал ваш офицер, тогда бы вы почувствовали, в какой степени вы
от него зависите и сколь велика ваша потеря. Офицер должен
существовать, и вы своим существованием обязаны только господам
офицерам; вы от них происходите, вы без них не обойдетесь, вы
без начальства и пернуть не можете."
freedom_of_sea
Jun. 17th, 2013 08:00 am (UTC)
это же Адам Смит!
"своим хлебом насущным вы обязаны не доброте булочника, а его жадности"
alexey_ivanov
Jun. 13th, 2013 05:42 pm (UTC)
Не бывает людей "второго сорта".
Бывает поведение второго сорта, образ жизни второго сорта.
Принципиальная разница здесь в том, что это вопрос личного выбора, а не предопределённость.
fumiripits
Jun. 13th, 2013 06:58 pm (UTC)
+1.5
Звучит здраво.
3seemingmonkeys
Jun. 16th, 2013 08:46 am (UTC)
а личный выбор не предопределен?
alexey_ivanov
Jun. 16th, 2013 10:00 am (UTC)
Если выбор предопределён, то это не выбор. :)
meshko
Jun. 13th, 2013 06:33 pm (UTC)
Какие лапочки.
jozhin
Jun. 13th, 2013 06:56 pm (UTC)
Странно, вот нашелся недавно такой политик - Обама. Только сформулировал помягче, но вроде как жж-либертарианцам не понравилось.
Видимо, невнимательно читали переписку энгельса с каутским.
(Deleted comment)
jozhin
Jun. 14th, 2013 03:41 am (UTC)
Думаете, если бы Обама сказал об ылите, жж-правым фраза бы понравилась?
enemyoflj
Jun. 13th, 2013 08:12 pm (UTC)
Перевод "люди второго сорта" для "inferior" слишком эмоционально нагружен.
scholar_vit
Jun. 13th, 2013 08:17 pm (UTC)
Наоборот, этот перевод несколько сглажен. Более точным был бы перевод "унтерменши".
urod
Jun. 14th, 2013 02:53 am (UTC)
Правильнее "вы - низшие".
enemyoflj
Jun. 14th, 2013 04:56 pm (UTC)
Ну ещё дальше. Оксфордский словарь объясняет inferior как "a person lower than another in rank, status, or ability". Не меньше, но и не больше. Вы прочитали текст Мизеса, прибавили к нему последующий и предыдущий опыт, в том числе и такой, к которому Мизес непричастен, и вставили этот опыт в свой перевод. На ИноСМИ всё время так переводят, только они язык хуже Вас знают :)
maksymonyshko
Jun. 13th, 2013 11:43 pm (UTC)
Да, на палю их! Улучшения сами по себе появляются, все давно знают.
nec_p1us_u1tra
Jun. 14th, 2013 07:59 am (UTC)
Красавы.
Интересно, что комментатор выше не понимает, в чем соль фразы. Понимали ли сами авторы переписки?
flammar
Jun. 15th, 2013 02:12 am (UTC)
Пост-кальвинистическое: Каждым улучшением, которое могло бы состояться, но не состоялось, массы обязаны той же иллите. И таких неслучившихся улучшений в разы больше, чем случившихся.
frau_derrida
Jun. 15th, 2013 02:13 am (UTC)
рэнд себя, видимо, относила к лучшим людям, которые смогли своими усилиями облегчить жизнь массам? иначе "вы" в этой фразе никак не объяснить.
живо интересуюсь, что конкретно она смогла улучшить в жизни людей. а то невооруженным глазом как-то не видно.
freedom_of_sea
Jun. 17th, 2013 08:06 am (UTC)
вы просто слепы
ведь своим творчеством она повлияла на сотни миллионов умов, сдвинув их мировоззрение (и тем самым экономическую политику десятков государств) немного вправо.

Тем самым миллиарды людей испытали на себе благотворное воздействие капитализма в виде повышения уровня жизни и прогресса. В том числе те люди, кто на дух не переносит ни капитализм, ни саму Рэнд.
frau_derrida
Jun. 17th, 2013 05:42 pm (UTC)
Re: вы просто слепы
flammar
Jun. 16th, 2013 08:46 pm (UTC)
Называется, "у еврейки хватило мужества поддержать холокост"... Когда надо оправдать подобную гадость, всегда в качестве рупора вытаскивают из загашника специально припасённого еврея. Этим и объясняется накачка популярности Алисы Розенбаум.

Edited at 2013-06-16 08:47 pm (UTC)
( 29 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek