?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Брэд Де Лонг цитирует очень интересный и не известный мне ранее блог Ex Urbe. В данной записи его автор, профессиональный историк, рассуждает об исторической правде в исторических фильмах.

Ex Urbe говорит, что для специалиста любой такой фильм полон ошибок:

Представьте себе сцену, в которой два мужчины эпохи Возрождения сидят в болонском кабаке с проституткой. Когда эту сцену смотрю я, с моим профессиональным знанием периода и места, я замечаю, что горит неправдоподобно много свечей, гораздо больше, чем мог себе позволить такой кабак, плюс за обед заплачено примерно столько, сколько лендлорд зарабатывает за месяц, а на проститутке нет голубой вуали, обязательной для проституток по законам Болоньи того времени. Но если я покажу её двадцати другим историкам, они заметят много других вещей: что такие подсвечники нельзя было сделать при тогдашнем уровне технологии, что рисунок на ткани фламандский, что на окнах не должно быть занавесок, что еда, которую они едят, из правильного времени, но генуэзская, а не болонская, однако повар из Генуи не мог работать в Болонье из-за вражды между городами и т.д. и т.п. Это мы знаем. Но человек из того периода заметит ещё тысячу вещей: что свечи делались другого диаметра, что животных забивали иначе, что форма у стейков была другой, что ни одним кабак того времени не мог обойтись без какой-то непременной детали: чистильщицы шляп, котят, хлеба особенной формы. Все исторические сцены неверны, как неверна была бы сцена из нашего времени, где пара из высшего общества идет в ужинать формальный ресторан, где им предлагают бумажные меню и работает all-you-can-eat буфет. Тут каждая деталь возможна, но смесь неправильна.

Более того, пишет автор, слишком точное соблюдения деталей сделает фильм плохим:

Аудитория будет постоянно отвлекаться деталями вроде чересчур темных для фильма комнат, уродливых дырок вместо зубов, детей, которым в качестве одноразовых игрушек дают певчих птичек со сломанными крыльями или Марии-Антуанетты, облегчающейся на пол Версаля (несмотря на сотни туалетов, одной из примет роскоши Версаля были слуги, регулярно убиравшие человеческие испражнения из коридоров, иногда дважды в день, но никак не реже раза в неделю). Мы не можем сделать исторически точного кино - оно никому не понравится.

Это же верно и для костюмов. Автор рассказывает, что консультировала какой-то фильм, где пришлось отказаться от исторически правильных штанов викингов с широкими оранжевыми и белыми лампасами, долженствующими демонстрировать богатство хозяев: аудитория не поняла бы, почему викинги ходят в клоунских панталонах. Или представьте себе наряды средневековых принцесс в современном кино. Они там обычно нежно-голубых или розовых цветов, символизирующих хрупкую зарождающуюся женственность. Но для людей того времени неяркие краски были признаком бедности.

Отказываясь от точности, автор, однако, менее склонен прощать отсутствие того, что он называет историчностью: правды поведения персонажей. Заметка посвящена сравнению двух сериалов о семье Борджиа: французско-немецко-чешского и американского, снятых в одном и том же году. Автор приводит первые эпизоды обоих.

В европейском сериале один из Орсини застает свою жену в постели с Джиованни Борджиа - последний спасается в окно. Аудитория ждет, что начнутся крики, слезы, может быть, если сценаристы захотят изобразить плохого человека, муж побьет жену, и она будет ходить до конца эпизода в синяках. Ну, или если они захотят изобразить совсем уж негодяя, он в драке случайно сломает ей шею, и будет смотреть на труп то ли с сожалением, то ли нет. Ничего этого не происходит. Орсини хватает кочергу, проламывает жене череп и спокойно уходит из комнаты, предоставляя слугам убрать труп. В дальнейшем персонажи обсуждают возможные последствия вражды Орсини и Борджиа, но никто не сомневается в том, что муж поступил совершенно правильно. Это исторично: на дворе Возрождение, и люди этой эпохи вели себя именно так - что приводит в шок современную аудиторию.

В первом эпизоде американского сериала идут выборы папы. Кардинал (судя по сценарию, Джулиано делла Ровере) встречает в коридоре Родриго Борджиа и сообщает, что узнал, что Родриго берет взятки. Современная аудитория шокирована (взятки!). Но шокирован и делла Ровере: он сообщает, что будет бороться с Родриго изо всех сил. Это дело принципа: взяточник не должен сидеть на троне святого Петра! После выборов тот же кардинал шокирован, узнав, что у новоиспеченного папы любовница и незаконные дети. Это все, конечно, может шокировать аудиторию в 21 веке, но не в 1492 году - когда любовницы и дети имелись у всех пап на протяжении как минимум столетия. Ex Urbi особенно веселит, что нежным цветком оказался именно делла Ровере: исторического кардинала делла Ровере (а затем "Папу-воина" Юлия II), такие штуки уж никак не могли шокировать: у него хватало своих детей, на взятки он одалживал у иностранных правителей сотни тысяч дукатов, и т.д. "Это не историчность, - пишет автор. - Это присваивание выдуманным персонажам исторических имен и вкладывание в них лекций о том, что их шокирует".

Автор пишет, что создатели американского сериала, похоже, решили, что публика просто не поверит, если ей показать "настоящее" Возрождение. "Как, почти все кардиналы брали взятки? Как, многие, вероятно и большинство, влиятельных клириков открыто жили с любовницами? Как, каждый из этих людей совершил убийство или приказал своим головорезам его совершить? Подождите, у них у всех были свои головорезы? Даже у монахов?" Это выглядит преувеличением, и создатели сериала решили сгладить впечатление.

Европейский сериал, пишет Ex Urbi, не сглаживал. Драка в кабаке не переходит от оскорблений к крикам, оттуда к киданию стульями, а оттуда к вооруженной схватке. Вместо этого немедленно после оскорблений участники начинают резать друг друга: это Возрождение! В американском сериале четырнадцатилетняя Лукреция Борджиа возмущается тем, что отец организовывает ей брак по расчету, как возмутилась бы современная девушка. В европейском она непрерывно требует, чтобы ей этот брак организовали и убеждена, что иначе она останется старой девой. И т.д.

В заключение автор пишет, что оба сериала достаточно хороши в качестве развлечения. Но европейский интереснее: его персонажи, по мнению автора, глубже.

Comments

( 119 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
levkonoe
Jul. 30th, 2013 09:51 pm (UTC)
Это он не охватил новые российские сериалы, где в избе раскольника обнаруживается камин, княжна Мери выходит к Печорину в халатике, а Турбины с компанией дружно шкрябают ложками по тарелкам и шумно всасывают чай...
mme_n_b
Jul. 31st, 2013 12:38 am (UTC)
Это Вы Тайны Русского Двора не смотрели, на их фоне и Мери, и Турбины - просто праздник достоверности.
(no subject) - levkonoe - Jul. 31st, 2013 05:47 am (UTC) - Expand
shandi1
Jul. 30th, 2013 09:51 pm (UTC)
Да, меня в свое время поразило обсуждение романа об эпохе Ивана Грозного, который убивал довольно много и изощренно по меркам своего времени и был практически пацифистом, если сравнивать с известными диктаторами XX века. Соответственно, были две альтернативы - либо писать исторически точно, но при этом оставив читателя в недоумении - что ж такого грозного в этом царе? Либо гиперболизировать масштабы его зверств, чтобы читатели испытывали примерно такой же ужас, как современники. Проще говоря - выбор между аутентичными фактами и аутентичным восприятием.
ashmanov
Jul. 31st, 2013 08:32 pm (UTC)
Ровно тот самый эффект неисторичности и натягивания анахронических реалий, раскрытый в статье.

Вообще-то Иван Грозный был мямлей, пацифистом и крайним гуманистом по меркам своего времени. Вегетарианцем на фоне чавкающих трупоедов. Хорошо бы помнить, что он жил в эпоху Варфоломеевской ночи и свирепых религиозных войн в Европе, а также огораживаний и виселиц в Англии.

Edited at 2013-07-31 08:33 pm (UTC)
(no subject) - shandi1 - Jul. 31st, 2013 08:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vihrbudushego - Aug. 1st, 2013 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - shandi1 - Aug. 1st, 2013 05:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - vihrbudushego - Aug. 1st, 2013 05:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - shandi1 - Aug. 1st, 2013 05:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - vihrbudushego - Aug. 1st, 2013 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - shandi1 - Aug. 1st, 2013 07:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - vihrbudushego - Aug. 1st, 2013 08:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - shandi1 - Aug. 1st, 2013 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - vihrbudushego - Aug. 1st, 2013 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - shandi1 - Aug. 1st, 2013 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - vihrbudushego - Aug. 1st, 2013 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - shandi1 - Aug. 1st, 2013 12:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vatnik1971 - Aug. 1st, 2013 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dr_stockmann - Aug. 3rd, 2013 11:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - shandi1 - Aug. 13th, 2013 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ggoriy - Aug. 1st, 2013 09:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - shandi1 - Aug. 1st, 2013 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - ggoriy - Aug. 1st, 2013 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - shandi1 - Aug. 1st, 2013 12:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spiculator - Aug. 1st, 2013 07:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - supermipter - Aug. 2nd, 2013 04:33 pm (UTC) - Expand
kouzdra
Jul. 30th, 2013 10:15 pm (UTC)
Вспомнилось по ассоциации из Рассела - глава про Бэкона:

находился он на этом важном посту всего лишь два года, после чего был обвинен в том, что брал взятки от тяжущихся сторон. Он согласился, что обвинение правильно, указывая лишь на то, что эти подарки никогда не влияли на его решения. Относительно этого каждый может составить свое собственное мнение, так как нет никаких доказательств относительно решений, к которым пришел бы Бэкон при других обстоятельствах. Его присудили к штрафу в 40 000 фунтов стерлингов, к заключению в Тауэр впредь до распоряжения короля, к постоянному удалению от двора и к лишению прав занимать государственные должности. Этот приговор был приведен в исполнение лишь в незначительной части. Его не заставили уплатить Штраф, и содержался он в Тауэре только четыре дня. Но он был вынужден отказаться от общественной деятельности и провести остаток своих дней в писании важных книг.

Этика юридической профессии в те дни была невысока. Почти каждый судья принимал приношения обычно от обеих сторон. В настоящее время мы считаем, что для судьи брать взятки ужасно, но еще более ужасно, взяв их, вынести решение против того, кто их дал. Но в те дни приношения были делом обычным и судья показывал свою "добродетель", именно не поддаваясь их влиянию. Бэкон был осужден случайно, в партийной ссоре, а не в силу его исключительной виновности. Он не был человеком высоких моральных достоинств, как его предшественник Томас Мор, но не был от также и исключительно испорчен. С точки зрения морали он был обычным человеком, не лучше и не хуже, чем масса eго современников.

Спустя пять лет, проведенных в уединении, он умер от простуды, схваченной им во время опытов по консервированию кур путем замораживания их в снегу.
kouzdra
Jul. 30th, 2013 10:39 pm (UTC)
PS: Но надо понимать, что разрыв между нормативным и реальным поведением был и тогда - собственно безбожный Макиавелль именно этим и потроллил вполне современную себе и эпохе Борджиа общественность - назвав просто вещи своими именами. И с этой точки зрения нынешние времена не так уж и сильно от тогдашних отличаются.

А зритель ожидает (и кино изображает) именно нормативное поведение.
(no subject) - freedom_of_sea - Jul. 31st, 2013 07:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - kouzdra - Jul. 31st, 2013 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - sidorow - Jul. 31st, 2013 03:56 pm (UTC) - Expand
invicturum
Jul. 30th, 2013 10:40 pm (UTC)
Видимо я не случайно не выдержал и пяти минут американского сериала. Такое ощущение что тамошняя аудитория во всех декорациях воспринимает только буквальное воспроизведение собственного общества с актуальной моменту повесткой дня. А вот про европейский сериал не слышал, надо будет заценить, спасибо.
ursusrussus
Jul. 31st, 2013 10:45 pm (UTC)
Судя по картинам старых мастеров на библейские темы - традиция модернизации союетов очень древна.
spamsink
Jul. 31st, 2013 12:17 am (UTC)
В заключении автор пишет

И никто не удивился - это 21-й век потому что.
yeziz
Jul. 31st, 2013 11:20 am (UTC)
нет, не потому, что 21-й. а потому, что (см. первоисточник):
"Final evaluation: In the end, both these shows are successfully entertaining, and were popular enough to get second and third seasons in which we can enjoy such treats as Machiavelli and Savonarola (Showtime’s planned 4th season has been cancelled, though there are motions to fight that). Showtime’s series is more approachable and easier to understand, but Borgia: Faith and Fear much more interesting, in my opinion, and also more valuable."

то есть, "автор написал в своем заключении к написанной им статье", а не "в заключение, автор написал". угу?

но Ваша наблюдательность делает Вам честь

Edited at 2013-07-31 11:21 am (UTC)
dmpogo
Jul. 31st, 2013 02:53 am (UTC)
меня от всех этих недавних period драм отвращает именно вкладывание современной тематики в костюмированные уста.
Первый раз был развлекательно, в последующое - уже скучно.
el_d
Jul. 31st, 2013 03:19 am (UTC)
Американский, увы, превращает зрителя в кукабарру на пятнадцатой минуте.

С уважением,
Антрекот
scholar_vit
Jul. 31st, 2013 03:29 am (UTC)
А европейский?
(no subject) - el_d - Jul. 31st, 2013 03:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - boolka - Jul. 31st, 2013 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nornore - Jul. 31st, 2013 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Jul. 31st, 2013 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - maxel77 - Aug. 1st, 2013 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - el_d - Aug. 1st, 2013 08:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - maxel77 - Aug. 1st, 2013 08:37 am (UTC) - Expand
anna_bpguide
Jul. 31st, 2013 06:55 am (UTC)
кажется, я знаю два действительно исторических фильма - это Королева Марго с Изабель Аджани и Царь Эдип Пазолини.
(no subject) - sidorow - Jul. 31st, 2013 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anna_bpguide - Jul. 31st, 2013 04:06 pm (UTC) - Expand
ztatyan
Jul. 31st, 2013 07:06 am (UTC)
Исторические фильмы здесь просто усиливают эффект, который хорошо виден в произведениях про современность. Действительность как таковая слишком скучна или грязна для показа на экране или странице романа. Приходится придумывать что-то вполне неправдоподобное, с тем чтобы можно было удержать зрителя. Возьмите какой угодно сериал, ну хотя бы "Sex and the city". Ну что тут правдоподобного, кроме того, что такую обувь действительно выпускали известные дизайнеры? Я там не жил никогда, но много ли в NY женщин, накупивших башмаков на $50,000? Короче, в кино обязаны все переврать, чтобы вышло складно. В исторических фильмах заметные анахронизмы разрушают наше вовлечение в действие, поэтому здорово, что прилагают такие усилия, чтобы их избежать. Главное - работает ли это для конкретного зрителя. Может, разница в подходе двух сериалов в том, что они рассчитаны на разную аудиторию?
seadevil001
Aug. 1st, 2013 02:09 am (UTC)
Где-то попадалась злобная рецензия на ситкомы, в том числе и этот, что люди там изображенные имеют жилье и шмутки, доступные зарабатывающим не менее чем раз в 10 больше.
(Suspicious comment)
(no subject) - seadevil001 - Aug. 5th, 2013 11:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - prizrachek - Aug. 2nd, 2013 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - ztatyan - Aug. 2nd, 2013 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - alex_de_la_fang - Aug. 2nd, 2013 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - prizrachek - Oct. 7th, 2013 07:46 am (UTC) - Expand
the_egghead
Jul. 31st, 2013 08:45 am (UTC)
есть отличный скетч от MonkeyDust на тему американского кино о Средних веках (да и любого исторического кино): http://vk.com/video17079698_148958322
В последнее время фильмы все больше и больше похожи на эту пародию
kavnn
Jul. 31st, 2013 11:32 am (UTC)
Не только исторических но и фантастических
Джордж Мартин в свое время целый абзац посвятил изображению любовной связи между средневековым принцем и крестьянкой в современных произведениях, когда он за ней ухаживает, получает отказ, затем возобновляет свои попытки, между тем как в реальной жизни он бы просто приказал слугам захватить ее к себе в замок.

И все равно в сериале вместо дочери из знатного но обедневшего рода Вестерлингов, Робб Старк женится на непонятной девушке из простонародья.
ext_2030754
Jul. 31st, 2013 10:24 pm (UTC)
Re: Не только исторических но и фантастических
В сериале она тоже не простолюдинка.
odin_ded
Jul. 31st, 2013 12:26 pm (UTC)
А я как раз читал этот блог раньше (по ссылке от asymco), и хотел бы уточнить, что блогер Ex Urbe - женщина, поскольку в рассказе гостевого блогера упоминалась как "she", поэтому в вашем посте следует заменить слово "консультировал" на "консультировала".

Кстати, вспомнил как Ex Urbe рассказывала про папские выборы, когда Борджию выбрали Папой, и одним из исторических анекдотов запомнился рассказ как среди кардиналов был 96-летний патриарх Венеции, очень влиятельный и богатый к тому времени, которого было невозможно купить, и всего лишь желавший поскорее вернуться в свой замок, но страдавший отсутствием привычных сладостей в кухне Ватикана. Так Борджия отдал тому свой марципан в обмен на голос.
scholar_vit
Jul. 31st, 2013 06:49 pm (UTC)
Спасибо
(no subject) - msh777 - Aug. 6th, 2013 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - odin_ded - Aug. 6th, 2013 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - msh777 - Aug. 6th, 2013 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tellon - Aug. 6th, 2013 05:55 pm (UTC) - Expand
janez
Jul. 31st, 2013 09:29 pm (UTC)
Когда мне было лет 12, я открыла для себя научную фантастику. И некоторое время удивлялась - ну зачем придумывать истории про гуманоидов на других планетах, когда очевидно, что разумность именно приматов совершенно случайна. Давайте будем научны, давайте писать больше вещей типа Соляриса (фильма Такрковского я тогда не видела и считала, что Солярис - это про разумные формы). Потом, когда я добралась до фэнтези, до меня дошло - читателей ничего не интересует больше, чем их сегодняшние человеческие проблемы, поэтому НФ будет всегда антропоцентрична.

После этого и неисторичность "исторических" сериалов пошла легче. Вот, скажем, типичный британский (3 сезона по 4 серии) сериал Garrow's Law. Действие происходит в 18 веке, а вся проблематика - угнетение меньшинств, трудовое право, феминизм и т.д. - современные. А почему? Потому что проблемы 18-го века могут вызвать только любопытство, "Какой курьез!", а сопереживание - только проблемы века 21-го.
namestnik
Aug. 1st, 2013 06:48 am (UTC)
Я тоже считаю, что разумность именно приматов случайна, но у меня, пожалуй, нет хороших аргументов.

Может быть, поделитесь литературой или другими источниками этой идеи?
(no subject) - bloody_icon - Aug. 1st, 2013 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - namestnik - Aug. 1st, 2013 11:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - namestnik - Aug. 1st, 2013 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - bloody_icon - Aug. 1st, 2013 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - (Anonymous) - Aug. 1st, 2013 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - torbasow - Nov. 12th, 2013 05:26 pm (UTC) - Expand
nick_redfield
Jul. 31st, 2013 11:59 pm (UTC)
Отличный обзор!
"...последний спасается в окно" - замечательная фраза!
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 119 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek