?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Via mikluha_maklai: Пишут, что ВШЭ затеяла реформу российской школы. В коротком интервью на Ленте.Ру масса словесной шелухи вроде "Синергетика - это самоорганизующееся развитие" и т.п. Несколько интересных положений, однако, из него можно извлечь.

1. "[O]бразование должно быть платным и неповсеместным". На вопрос: "Как вы относитесь к тому, что в школах все больше платных услуг? Образование коммерциализируется и становится менее доступным", интервьюируемый, "идеолог проекта, заместитель научного руководителя НИУ Высшая школа экономики, доктор экономических наук Лев Любимов" отвечает: "Правильно. Так и должно быть. Сто лет тому назад общее образование получал небольшой процент населения. Было сложно и не всем доступно. Выучить Василия Васильевича Розанова, чтобы он преподавал литературу в гимназии, - это стоило дорого. Когда школа стала массовой, издержки на нее просто на порядок увеличились. И она стала давить на бюджеты. Темп роста издержек опережал темп роста национального дохода. А значит, страдало качество." Последнее предложение есть типичный пример non sequitur, ну да ладно.

2. Учителя сейчас зарабатывают чересчур много. "Им есть что терять. Средняя зарплата учителя в Москве сейчас - 70 тысяч. У директора - в три раза больше." Так Василия Васильевича Розанова нанимать будут или как?

3. Впрочем, и народец-то отъелся на дармовщину - это непорядок. "Сейчас модно жаловаться, что народ у нас живет бедновато. Когда я слышу это, сразу же прошу: 'Покажите, кто конкретно бедствует'. Взять наш кластер. Например, школу в весьма 'аристократическом' районе Капотня, где, как мне сказали, живет рабочий класс. Собираем родителей десятиклассников. Все свободное пространство вокруг школы уставлено иномарками. Десятки и десятки штук. Это рабочий класс или кто? А вы говорите - денег нет. В свои взрослые удобства и удовольствия родитель вложится. А в ребенка, как он считает, пусть государство вкладывается. Странная логика - как у мачехи с отчимом. Ты на своего ребенка потрать сначала, а потом иди в бутик за рубашкой по десять тысяч."

Замечательные идеи.

Comments

donmigel_62
Feb. 21st, 2015 06:31 am (UTC)
В стране, где образование, наука и культура, ставятся на рельсы получения прибыли, не будет ни науки, ни культуры, ни образования. А страна будет обречена на деградацию.
alex_tomas
Feb. 21st, 2015 06:40 am (UTC)
это вы про сша? :)
donmigel_62
Feb. 21st, 2015 06:44 am (UTC)
Про любую гипотетическую. :)
vryadli
Feb. 22nd, 2015 08:23 pm (UTC)
С какой Вы планеты, если не секрет?
scholar_vit
Feb. 21st, 2015 07:12 am (UTC)
На самом деле прибыли при таком раскладе тоже не будет.
plumqqz
Feb. 21st, 2015 08:10 am (UTC)
У вас запятая лишняя.
donmigel_62
Feb. 21st, 2015 08:28 am (UTC)
Бывает. Я не гуманитарий.
kondybas
Feb. 21st, 2015 09:02 am (UTC)
Хотя в жизни все строго наоборот.
donmigel_62
Feb. 21st, 2015 09:08 am (UTC)
Например?
kondybas
Feb. 21st, 2015 09:17 am (UTC)
Например, попробуйте в своей квартире перечислить все используемые материалы и технологии. Рожденные в мире чистогана запишите в правую колонку, а в мире всеобщей справедливости - в другую. Повторите упражнение на производстве или в больнице до просветления.
donmigel_62
Feb. 21st, 2015 09:36 am (UTC)
Не-не, вы совсем в другую степь пошли.
Есть АО "Государство", работники этого АО всё время платят деньги в "общак", для того, чтобы нанятые смотрящие справедливо этот общак распределяли в том числе на образование, медицину, социалку и развитие, и конечно приумножали. На каком то этапе, нанятые смотрящие, стали считать деньги из этого "общака" своими и предлагают образовательным учреждениям заниматься не образованием, а получением прибыли. Что при таком подходе получается из образования, фундаменталки и культуры, жители 1\8 части суши наблюдают собственными глазами.
(no subject) - kondybas - Feb. 21st, 2015 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - donmigel_62 - Feb. 21st, 2015 09:51 am (UTC) - Expand
roman_elvin
Feb. 21st, 2015 09:45 am (UTC)
Да просто у образования есть положительные экстерналии - если купил банан, то польза и издержки для общества полностью охвачены твоим удовольствием и работой/закупками продавца, а если купил образование, то для общества в целом пользы больше, чем для тебя одного. Поэтому оптимальной для общества будет некоторая субсидия на образование.

Материалы и технологии в квартире ближе к банану, чем к образованию :). Хотя - многие технологии тоже пришли из нерыночных источников, таких как правительственные/военные разработки, многие другие - с рынка, но тоже не с идеально конкурентного, а из условий монопольного overinvestment in R&D (AT&T Bell Labs, например).
kondybas
Feb. 21st, 2015 09:52 am (UTC)
Есть товары потребления, есть средства производства. Банан съедается - и на этом все, а дрелью можно мучить чужих соседей, зарабатывая на все новые и новые бананы.

То же и в нематериальной сфере производства. Увеселительная культурка производит энтертейнинг, потребляемый не отходя от кассы, образовательная культурка (в теории) должна давать согражданам каждому по ментальному перфоратору. Пресловутые "экстерналии" - всего лишь разница в природе производимого.
(no subject) - roman_elvin - Feb. 21st, 2015 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - roman_elvin - Feb. 21st, 2015 10:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - kondybas - Feb. 21st, 2015 10:22 am (UTC) - Expand
vitus_wagner
Feb. 21st, 2015 10:45 am (UTC)
В квартире - ближе к образованию. Вот в собственном доме - еще куда ни шло. А в многоквартирном доме от протекшего у одного унитаза пострадают еще семеро. От плохой теплоизолянции в одном окне будут мерзнуть все окрестные квартиры.
cae32
Feb. 21st, 2015 11:03 am (UTC)
Сколько у вас детей и в какие платные школы они ходят? В какие вузы собираются поступать и сколько это примерно будет для вас стоить?

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek