?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Via mikluha_maklai: Пишут, что ВШЭ затеяла реформу российской школы. В коротком интервью на Ленте.Ру масса словесной шелухи вроде "Синергетика - это самоорганизующееся развитие" и т.п. Несколько интересных положений, однако, из него можно извлечь.

1. "[O]бразование должно быть платным и неповсеместным". На вопрос: "Как вы относитесь к тому, что в школах все больше платных услуг? Образование коммерциализируется и становится менее доступным", интервьюируемый, "идеолог проекта, заместитель научного руководителя НИУ Высшая школа экономики, доктор экономических наук Лев Любимов" отвечает: "Правильно. Так и должно быть. Сто лет тому назад общее образование получал небольшой процент населения. Было сложно и не всем доступно. Выучить Василия Васильевича Розанова, чтобы он преподавал литературу в гимназии, - это стоило дорого. Когда школа стала массовой, издержки на нее просто на порядок увеличились. И она стала давить на бюджеты. Темп роста издержек опережал темп роста национального дохода. А значит, страдало качество." Последнее предложение есть типичный пример non sequitur, ну да ладно.

2. Учителя сейчас зарабатывают чересчур много. "Им есть что терять. Средняя зарплата учителя в Москве сейчас - 70 тысяч. У директора - в три раза больше." Так Василия Васильевича Розанова нанимать будут или как?

3. Впрочем, и народец-то отъелся на дармовщину - это непорядок. "Сейчас модно жаловаться, что народ у нас живет бедновато. Когда я слышу это, сразу же прошу: 'Покажите, кто конкретно бедствует'. Взять наш кластер. Например, школу в весьма 'аристократическом' районе Капотня, где, как мне сказали, живет рабочий класс. Собираем родителей десятиклассников. Все свободное пространство вокруг школы уставлено иномарками. Десятки и десятки штук. Это рабочий класс или кто? А вы говорите - денег нет. В свои взрослые удобства и удовольствия родитель вложится. А в ребенка, как он считает, пусть государство вкладывается. Странная логика - как у мачехи с отчимом. Ты на своего ребенка потрать сначала, а потом иди в бутик за рубашкой по десять тысяч."

Замечательные идеи.

Comments

kondybas
Feb. 21st, 2015 09:02 am (UTC)
Хотя в жизни все строго наоборот.
donmigel_62
Feb. 21st, 2015 09:08 am (UTC)
Например?
kondybas
Feb. 21st, 2015 09:17 am (UTC)
Например, попробуйте в своей квартире перечислить все используемые материалы и технологии. Рожденные в мире чистогана запишите в правую колонку, а в мире всеобщей справедливости - в другую. Повторите упражнение на производстве или в больнице до просветления.
donmigel_62
Feb. 21st, 2015 09:36 am (UTC)
Не-не, вы совсем в другую степь пошли.
Есть АО "Государство", работники этого АО всё время платят деньги в "общак", для того, чтобы нанятые смотрящие справедливо этот общак распределяли в том числе на образование, медицину, социалку и развитие, и конечно приумножали. На каком то этапе, нанятые смотрящие, стали считать деньги из этого "общака" своими и предлагают образовательным учреждениям заниматься не образованием, а получением прибыли. Что при таком подходе получается из образования, фундаменталки и культуры, жители 1\8 части суши наблюдают собственными глазами.
kondybas
Feb. 21st, 2015 09:46 am (UTC)
Не путайте попилы бюджетов с честной предпринимательской деятельностью - и все у вас будет хорошо.
donmigel_62
Feb. 21st, 2015 09:51 am (UTC)
Не путайте государственное образование, финансирование фундаментальных научных исследований с частной предпринимательской деятельностью, а так же государственный бюджет и частные лавочки, и тогда, возможно, у вас всё будет хорошо.
roman_elvin
Feb. 21st, 2015 09:45 am (UTC)
Да просто у образования есть положительные экстерналии - если купил банан, то польза и издержки для общества полностью охвачены твоим удовольствием и работой/закупками продавца, а если купил образование, то для общества в целом пользы больше, чем для тебя одного. Поэтому оптимальной для общества будет некоторая субсидия на образование.

Материалы и технологии в квартире ближе к банану, чем к образованию :). Хотя - многие технологии тоже пришли из нерыночных источников, таких как правительственные/военные разработки, многие другие - с рынка, но тоже не с идеально конкурентного, а из условий монопольного overinvestment in R&D (AT&T Bell Labs, например).
kondybas
Feb. 21st, 2015 09:52 am (UTC)
Есть товары потребления, есть средства производства. Банан съедается - и на этом все, а дрелью можно мучить чужих соседей, зарабатывая на все новые и новые бананы.

То же и в нематериальной сфере производства. Увеселительная культурка производит энтертейнинг, потребляемый не отходя от кассы, образовательная культурка (в теории) должна давать согражданам каждому по ментальному перфоратору. Пресловутые "экстерналии" - всего лишь разница в природе производимого.
roman_elvin
Feb. 21st, 2015 09:58 am (UTC)
Мне кажется, одно дело инвестиции vs потребление, другое - учтена в цене вся польза для общества или нет.
Если взять, наоборот, вред - угольная ТЭС является инвестицией, приносит, действительно, пользу обществу (электроэнергию), в ее стоимость заложена будущая польза для общества _в лице покупателей_ (ожидаемые потоки денежных средств от потребителей электроэнергии). Но есть еще влияния на третьих лиц, не участвующих в ценообразовании - своими выбросами ТЭС принесет обществу еще и вред. Поэтому для оптимального для всего общества уровня производства и цен нужен налог.
roman_elvin
Feb. 21st, 2015 10:01 am (UTC)
Аналогично с образованием - есть удовольствие от процесса или там от занятия дитяти чем-нибудь на 11 / 5 лет, есть польза для образуемого в виде большей ценности на рынке труда или лучшего повседневного problem-solving и взгляда на мир, есть неучтенная в цене/производстве польза для третьих лиц от более образованного населения.
kondybas
Feb. 21st, 2015 10:22 am (UTC)
Что-то мне подсказывает, что сейчас мы услышим о справедливой доле с каждого банана, заработанного фигурным бурильщиком стен, в пользу производителя дрелей...

Edited at 2015-02-21 10:23 am (UTC)
vitus_wagner
Feb. 21st, 2015 10:45 am (UTC)
В квартире - ближе к образованию. Вот в собственном доме - еще куда ни шло. А в многоквартирном доме от протекшего у одного унитаза пострадают еще семеро. От плохой теплоизолянции в одном окне будут мерзнуть все окрестные квартиры.
cae32
Feb. 21st, 2015 11:03 am (UTC)
Сколько у вас детей и в какие платные школы они ходят? В какие вузы собираются поступать и сколько это примерно будет для вас стоить?

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek