?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Решил вынести из комментариев к предыдущей записи.

До меня, наконец, дошло, зачем Доминику Серрану понадобилось кощунство в постановке "Тартюфа". Спасибо _shadow_ за реплику, натолкнувшую меня на эти мысли.

Мольеровский спектакль был штукой смелой и опасной. Сам Мольер за него долго расплачивался - см. например, замечательное описание событий в булгаковском романе. Но наверняка было страшновато и публике: она смеялась и одновременно ужасалась собственному смеху.

А теперь представим себя на месте режиссера, которому захотелось показать публике этот спектакль именно таким, каким он был в постановке Мольера. Передать ощущение смеха сквозь ужас, это "куда я попал? как такое возможно?" И тут возникает проблема: табу мольеровской публики для сегодняшней публики отнюдь не табу. Происходящее на сцене уже не шокирует. Спектакль воспринимается в лучшем случае как веселый фарс, в худшем - как скучная морализаторская пьеса о коварстве лицемерия.

Доминик Серран придумал, как обойти эту проблему: он ломает табу публики сегодняшней. Он создает спектакль, который смотреть смешно и страшно сейчас.

Очень сильный ход.

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
xgrbml
Jul. 4th, 2015 05:59 am (UTC)
А что именно в тексте "Тартюфа" было в XVII веке нарушением табу? Честно говоря, как-то странно звучит это высказывание.
malpa
Jul. 4th, 2015 07:51 am (UTC)
Присоединяюсь к вопросу.
scholar_vit
Jul. 4th, 2015 05:45 pm (UTC)
Там ниже интересная дискуссия по этому вопросу
(no subject) - malpa - Jul. 4th, 2015 05:51 pm (UTC) - Expand
kot_kam
Jul. 4th, 2015 09:27 am (UTC)
Осмеяние священнослужителей, я полагаю. Над врачами и педантами смеяться было вполне безопасно, а вот над благочестивыми ханжами - не то, чтобы очень.
xgrbml
Jul. 4th, 2015 09:31 am (UTC)
А где там осмеяние священнослужителей?
(no subject) - vryadli - Jul. 12th, 2015 01:46 am (UTC) - Expand
ppk_ptichkin
Jul. 4th, 2015 12:32 pm (UTC)
Всё по совокупности.

Собственно, википедия:

"Though Tartuffe was received well by the public and even by Louis XIV, it immediately sparked conflict amongst many different groups who were offended by the play. The factions opposed to Molière's work included part of the hierarchy of the French Roman Catholic Church, members of upper-class French society, and the illegal underground organization called the Compagnie du Saint-Sacrement. Tartuffe's popularity was cut short when the Archbishop of Paris issued an edict threatening excommunication for anyone who watched, performed in, or read the play."
(no subject) - xgrbml - Jul. 4th, 2015 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Jul. 4th, 2015 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Jul. 4th, 2015 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Jul. 4th, 2015 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Jul. 4th, 2015 05:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 4th, 2015 05:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Jul. 4th, 2015 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jul. 4th, 2015 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Jul. 4th, 2015 06:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Jul. 4th, 2015 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Jul. 4th, 2015 06:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Jul. 4th, 2015 07:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Jul. 4th, 2015 07:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Jul. 4th, 2015 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - xgrbml - Jul. 4th, 2015 07:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppk_ptichkin - Jul. 5th, 2015 02:01 am (UTC) - Expand
malpa
Jul. 4th, 2015 07:53 am (UTC)
Он создает спектакль, который смотреть смешно и страшно сейчас.

Страшно? Тошно - понимаю, но страшно?..
scholar_vit
Jul. 4th, 2015 05:49 pm (UTC)
А тут уж все дело в режиссере и актерах. Поставить это так, чтобы было не тошно, а именно страшно - это очень трудно, но я уже сказал, что они там дико талантливы.
radiowestin
Jul. 4th, 2015 09:24 am (UTC)
тоже об этом подумала. очень хотела бы посмотреть.
scholar_vit
Jul. 4th, 2015 05:50 pm (UTC)
Увы, театр - это искусство эфемерное...
kot_kam
Jul. 4th, 2015 09:25 am (UTC)
Согласен, но есть одно большое "но". Во времена Мольера нарушение табу, мягко говоря, не было "общим местом" (точнее, было, было даже целое течение "либертинов", но это были все же скорее маргиналы, чем мейнстрим, тем более при Мольере их, насколько я помню, уже сильно поприжали). А у нас по табу весь ХХ век протоптался, и по этим самым в том числе. Поди еще найди такое табу, которое можно было бы нарушить так, чтоб это хоть кого-то шокировало. Это, знаете, все равно что на леопарда какого-нибудь охотиться: полторы тысячи лет назад, с копьем и луком, или сейчас, с автоматическим оружием, когда этих леопардов на весь мир двести штук осталось. Ах, поглядите, какой я отважный: леопарда добыл табу нарушил! Да их, эти табу, давно пора в Красную книгу заносить.

Edited at 2015-07-04 09:28 am (UTC)
ppk_ptichkin
Jul. 4th, 2015 12:35 pm (UTC)
Ну вот у нас Страшный Верхоный Суд на прошлой неделе нарушил одно табу - и такая истерика в определённых частях общества.
scholar_vit
Jul. 4th, 2015 05:55 pm (UTC)
Это все, конечно, верно, но есть одно обстоятельство, о котором я уже написал чуть выше. И режиссер, и актеры, и весь театр: бутафоры, костюмеры, художники и т.д., - оказались дико талантливыми людьми. И им удалось нарушение табу сделать не скучным эпатажем, а шоком для зрителя.

Кстати замечу, что ставить классиков - страшное дело. Казалось бы, что невозможно заставить публику плакать или смеяться над строчками, которые она наизусть знает. Но чудо все-таки бывает.
dmpogo
Jul. 4th, 2015 09:03 pm (UTC)
Да, какое сейчас табу, если мы все Чарли ?
vryadli
Jul. 10th, 2015 11:19 pm (UTC)
Но не ТимХанты. вот где табу, которые надо нарушить, чтобы страшно стало.
(no subject) - dmpogo - Jul. 11th, 2015 04:02 am (UTC) - Expand
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek