?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Интересная статья в New York Times Ellen Bresler Rockmore. Эллен Рокмур - преподаватель риторики в Дартмутском университете в Нью-Гэмпшире.

Автор начинает с истины, хорошо известной всем пишущим людям (меня этому учил мой руководитель в студенческие годы, когда я работал над своей первой статьей): страдательный залог часто затемняет смысл текста, размывает ответственность, снижает напор. Сравните активный залог: "Сотрудники ЦРУ пытали заключенных", - и пассивный залог: "В ЦРУ применялись пытки по отношению к заключенным" (похоже, пытки сами "применялись").

Рокмур анализирует абзац из нового учебника истории для школ Техаса.

Некоторые рабы сообщают, что их хозяева относились к ним хорошо. Чтобы сохранить свои деньги, некоторые рабовладельцы снабжали рабов адекватной пищей и одеждой. Тем не менее, суровое обращение с рабами было довольно распространено. Порки, клеймения, и даже худшие пытки были частью истории американского рабовладения.

Авторы учебника говорят как о положительных, так и об отрицательных чертах рабовладения. Однако о положительных чертах говорится в активном залоге (рабовладельцы снабжали рабов одеждой), причем в роли грамматического подлежащего тут выступают люди (рабовладельцы!). В противоположность этому отрицательные черты "сами проявлялись", помимо воли рабовладельцев: "было распространено", "были частью истории". Рокмур пишет, что авторы учебника строго соблюдают это правило, рождая фразы типа "Семьи часто разрушались, когда один из членов семьи продавался другому владельцу" - сравните с ненаписанной фразой: "Рабовладельцы часто разрушали семьи рабов, продавая одного из членов семьи другому хозяину".

Рокмур пишет, что авторы учебника пытались изложить историю рабства так, чтобы не обидеть школьный совет Техаса, и пассивный залог был частью общего снижения тона.

Она заканчивает статью так: "[Авторы учебника] должны были научить техасских школьников истории, не задевая консервативных политических взглядов, противоречащих истории. В процессе этого им пришлось выбирать грамматические обороты. Хотя мы не всегда осознаем это, грамматический выбор может оказаться моральным, и авторы сделали его неправильно."

Comments

enemyoflj
Oct. 23rd, 2015 05:18 pm (UTC)
Есть какая-то забавная гармония в том, с каким упорством вы воспроизводите одну из самых спорных практик столь неприятной вам культуры: вывод своего нынешнего состояния из психологической травмы в детстве. Когда у нас будет, как в Скандинавии, 239-ю школу ожидает многомилионный иск.
kouzdra
Oct. 23rd, 2015 06:12 pm (UTC)
Это не травма - это просто опыт наблюдения intelligentsia в естественном виде - и не в "парадной" обстановке - ну в смысле не с пением "возьмемся за руки друзья" - а с реальными потрохами этого гадюшника.

Иск тут не за что подавать - напротив очень полезно - вышла прививка от "разумного" и "занашувашу-свободного" и полезный крэш-курс как с intelligentsia обращаться практически - потом на собственной шкуре это выучивать сильно дороже - в сравнительно безопасном возрасте - случай когда идиот поведшийся на это все загремел на зону на 4 года у нас в СА был - причем вроде бы в уже почти безопасные времена - а он просто был дурак как и активисты майдана и во весь этот "засвободный трэш" верил - ну и погорел - причем как-то вовсе по наиву.

Впрочем украинцы щас тоже чисто "понаиву" и погорели - у мну события начала 2014 - ну офигение - "ну дуракие же - у вас же граната в руках - она же взорвется"
enemyoflj
Oct. 25th, 2015 11:56 am (UTC)
Ну разумеется, вы не называете это травмой. Я же говорю, это другая культура, то, что у них называется formative traumatic experience, у нас называется свадьба товарища Полянского. Бросается в глаза не то, как вы это называете (если бы вы, не дай бог, в молодые годы отсидели несколько лет в колонии строгого режима, то, конечно, не описывали бы себя как жертву, а говорили бы, как важен был этот опыт). Удивительно то, что пара лет пребывания во вполне обыкновенном советском учреждении оказывается таким значимым отрицательным опытом. Для человека, к 14 годам научившегося говорить "нет", невзирая на последствия, как-то мелковато.
(Мои слова про обыкновенное советское учреждение вполне подкрепляются цитатой из второго коммента - учреждение вдали от Белого Дома, которое организовал М.Г.Иванов, оказалось макетом рая для своих ещё хлеще, чем то, из которого он ушёл.)
kouzdra
Oct. 25th, 2015 12:13 pm (UTC)
Удивительно то, что пара лет пребывания во вполне обыкновенном советском учреждении оказывается таким значимым отрицательным опытом.

Обычный (причем групповой) педфейл - ну попытались привить "мягкие-ламповые-ценности" тем кому они просто уже не нужны. Обычная технологическая ошибка - попытка работать "по методикам" с теми кто уже их знают и защитными техниками уже вполне индоктринированы - за мою индоктринацию видимо действительно в ответе в основном "Всеми Любимый и Уважаемый"

Бросается в глаза не то, как вы это называете (если бы вы, не дай бог, в молодые годы отсидели несколько лет в колонии строгого режима, то, конечно, не описывали бы себя как жертву, а говорили бы, как важен был этот опыт)

Я потом и "отсидел пару лет" в заведении им суворова-резуна - опыт тоже был забавнейший.

Да - полезно - потому что учишься как в этой среде управляться - и да и потом пригождается.
kouzdra
Oct. 25th, 2015 12:16 pm (UTC)
PS: То есть технологический факап упомянутого заведения собственно вот 100% аналог "западников" (включая автора - который "и даже США предлагали дружить") - мысль что "интеграция" в данное заведение может быть "просто не нужна" авторами завлекаловки не прсматривается

PS: А учреждение конечно совершенно не обычное - обычное - это моя средняя школа 534 - выход из которой в одну из фымыша традиционно трактуется как "выход из ада" - вот у мну в целом обратное впечатление - в "быдлошколе" в общем не без конфликтов - но умеренно.

Edited at 2015-10-25 01:09 pm (UTC)
kouzdra
Oct. 23rd, 2015 06:19 pm (UTC)
Интересно, что в том же 1986 году на меня вышли представители той самой школы близ Большого Дома, которую я покинул в 1983 году. Представляли они не официальную администрацию, а, так сказать, инициативную группу трудящихся. Было предложено вместо новой школы вместе реформировать знаменитую старую, так сказать, устроить правильный переворот и поделить его плоды. Сомнение вызывало лишь то, что в свое время эти же люди осуждали меня (не организовывали осуждение, но осуждали) на открытых партийных собраниях: например, за «организацию оплевывания старшеклассниками памятника Дзержинскому», «неслучайную организацию беседы о Вагнере в день национального траура» (не об Оффенбахе же!) и «отсутствие слез и скорби в день похорон Брежнева». Абсурд? Тогда это звучало иначе. Вряд ли сохранились протоколы открытых партийных собраний, но свидетели живы...

© один из очень популярный тогда учителей 239 которого из школы выкинули сразу после моего выпуска.

На что мне тут обижаться - что мне дали возможность посмотреть на этот гадюшник изнутри и не в лакированном виде - так это польза.

Таким я как я есть я стал конечно не из-за 239 (в общем-то "рукшинская банда" была такой уже до того как) - но "школа у большого дома" дала конечно обширную практику по обращения с этого вида представителями "фермы жывотных"

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek