?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Посмотрел вчера "Dante's Inferno" в Synetic Theater (адаптация Пааты Цикуришвили и Натана Вайнбергера, постановка Пааты и Ирины Цикуришвили).

Synetic Theater был создан в 2001 году эмигрантами из Грузии Паатой и Ириной Цикуришвили; они же ставят большинство спектаклей театра. Постановки, за редкими исключениями, без слов: танец и пантомима. Я смотрел у них несколько спектаклей, хотя далеко не все.

Надо сказать, что "Ад" вызвал у меня такие же ощущения, как почти все спектакли Synetic Theater, за исключением, пожалуй, "Мастера и Маргариты". С одной стороны, спектакль практически безупречен. Танец, мимика поставлены очень хорошо. Ребята играют мастерски, почти акробатически. Сценография замечательна: декорации, костюмы, вся эта театральная машинерия, сделана прекрасно. Режиссура точна и выверена: ничего не провисает, каждая сцена на месте. Масса замечательных находок: подсвеченные снизу извивающиеся руки в колодцах, создающие впечатление языков огня; Лес Самоубийц, где фонарики Данте и Вергилия выхватывают лица обитателей; прекрасная сцена Чревоугодников с отвратительными полу-людьми, барахтающимися в рвоте; кружащийся BDSM-овский кошмар Любострастников, и так далее: я могу покадрово вспомнить спектакль, что для полуторачасового представления очень нетривиально. И тем не менее... Как говорил Маршак, "тяги нет". Не взлетает. Я не знаю, почему так, чего именно не хватает этому и другим спектаклям Цикуришвили, какой именно Божьей искры не оказалось. Меня не покидает ощущение, что авторам по большому счету неинтересен и Данте, и его мир: они очень профессионально все сделали, но написано чернилами, а не кровью. Возможно, именно это объясняет тот факт, что давний спектакль "Мастер и Маргарита" им удался гораздо больше: роман Булгакова для постсоветских эмигрантов оказался ближе и затронул реальные чувства.

Но я бы хотел поговорить не об этом, а о том, что именно изменили в дантовской концепции мира Цикуришвили и Вайнбергер, и почему.

У Данте, человека Средневековья, мир строго иерархичен и упорядочен. Вот "любовь, что движет солнце и светила". Она безусловно правит миром, включая его подземную часть. Именно поэтому Данте, посланный на экскурсию в Ад Беатриче, пользуется там, так сказать, дипломатическим иммунитетом: как сказал мой друг С., у Данте в загробном мире VIP-статус. Он может остановить любую душу и расспросить ее — и та обязана отвечать. Время от времени какие-нибудь демоны пытаются бросить вызов Данте и его спутнику, в ответ на что Вергилий парой слов объясняет, что они с Данте посланы сюда Высшей властью, перед которой бессилен Ад, — и демоны мгновенно признают, что, говоря современным сленгом, попутали рамсы и не на того батон крошат. Разумеется, тут есть элементы сверхкомпенсации: в реальном мире изгнанник Данте отнюдь не был VIP, и герой "Божественной комедии" в известной степени реализует его мечты о статусе. Тем не менее эта ситуация отражает картину мира, понятную любому человеку Средневековья. Дьявол имеет власть только над грехом и грешниками. Он может повредить человеку лишь постольку, поскольку душа человека (изначально) порочна. Беатриче, как символ беспорочности и чистоты, заведомо сильнее дьявола и его слуг. Больше того, пока Данте и Вергилий пользуются ее покровительством, им ничего не угрожает и не может угрожать даже в самых мрачных глубинах ада.

Мир авторов спектакля совсем не таков. В нем путешествие Данте и Вергилия опасно для них самих — и даже для Беатриче, которая, вопреки теологии Данте, появляется в ряде сцен в Аду. Вот отрывки из либретто: "Данте и Вергилий появляются в кругу Обманщиков, которые крадут последний подарок Беатриче — медальон. Для того, чтобы продолжить путь, Данте должен вернуть себе этот подарок, несмотря на гнев и возмущение мастеров обмана". "У последнего предела Ада Данте находит Беатриче. Дьявол появляется и атакует их, но Вергилий останавливает его — жертвуя собой и давая Данте и Беатриче возможность ускользнуть".

Несколько забавно логическое несоответствие: как именно Вергилий может "пожертвовать собой", если он уже мертв и находится в Аду? Но более интересно то, как именно мыслят авторы Ад: для них это царство, где всесилен Дьявол, причем не потому, что его обитатели — грешники, а потому, что это его территория. На этой территории силы зла сильнее сил добра (Беатриче вынуждена "ускользнуть", escape).

Это совсем иная картина мира, чем для средневекового человека. В этой картине мира Дьявол не поражен и низвержен, а силен и даже торжествует (по крайней мере, в своем царстве). В этом мире движет солнце и светила вовсе не любовь.

Мне кажется, что это изменение не от недомыслия, а потому, что мир человека двадцать первого века именно таков. И ради этого вывода, возможно, стоило пойти на спектакль.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
scholar_vit
Oct. 16th, 2016 08:49 pm (UTC)
Вы хотите сказать, что авторы спектакля могли вдохновляться компьютерной игрой, а не текстом Данте?

Любопытный вариант.
kot_kam
Oct. 16th, 2016 09:06 pm (UTC)
Нет, я хочу сказать, что это нормальное восприятие для современного человека. В смысле, кому интересно смотреть, как Данте просто ходит по аду и разговаривает, если ему самому там не могут навалять? ;-) Компьютерная игра - это просто крайнее воплощение того же подхода.
warlen
Oct. 16th, 2016 10:05 pm (UTC)
Конечно, мотивы авторов игры понятны: экскурсия - скучно, даешь приключения! И у авторов спектакля, вероятно, были такие же. Но отступление от канона настолько огромно, что просто смешно. Данте в аду только на экскурсии, на этом основан весь сюжет и это неотъемлемая часть образа. Разве что оформить это как сиквел: Данте спускается в ад второй раз, уже без санкции небес... Или как опцию: исповедовался в начале - проходишь весь ад в демо-режиме, нет - дерешься... Да нет, все равно получается лажа... Ну как он будет с демонами драться? Что может сделать смертный против демона? Авторам игры надо было сделать главным героем не Данте, а Иисуса. Игра о сошествии Христа в ад, как он выводит оттуда праведников. Это было бы не так глупо.
efimpp
Oct. 17th, 2016 03:00 am (UTC)
манихейцы недожаренные
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek