scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Categories:

Стёб и Пропп

Прочёл обсуждение стёба у ivanov_petrov. Примечательно, что почти для всех участников стёб -- это однозначно плохо. Ничтожная литература. Лучше всего сформулировано вот тут:

Да, есть и очень крутая теория по поводу того, что смех - признак дьявольский, а истинно верующему более приличествует серьезность и печаль. Следует ли сразу заключить, что раз вокруг смеются, значит, мы в аду?

Характерно, что в сказках, если верить Проппу, всё с точностью наоборот: человек смеётся, чтобы доказать, что он жив. Мертвец, нежить серьёзен. Засмеявшись, спасёшься. Развеешь морок. Если вокруг смех, ты не в аду. Согласно одному из поверий, злой колдун не смеётся никогда, чтобы не показывать зубы: у него между зубов застряли кусочки человеческого мяса.

В русле этой традиции стёб -- это реакция живого человека на мертвечину. Распространение стёба в постсоветской литературе есть реакция на смердящий труп под названием "советская литература". А точнее, на всю советскую систему ценностей вместе с её антисоветским зеркалом ("советский, антисоветский -- какая разница?")

Но тогда почему сейчас, через полтора десятилетия, продолжается стёб? А потому что какова кухня, такова и песня. Если нет новой системы ценностей, а есть атомизированное общество, "умри ты сегодня, а я завтра", если есть всё тот же мертвый "дискурс", то живой человек может только смеяться. Именно потому, что он жив. А то, что он видит -- мертво.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments