?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В современных демократиях выработалось разделение между выборными политиками и профессиональными несменяемыми бюрократами, civil servants, работающими под их началом — ну или не всегда совсем под их началом, что обыгрывалось в знаменитых сериалах "Yes, Minister" и "Yes, Prime Minister". Интересно, что это разделение, как и многие другие черты демократии, появилось еще в древней Греции. В частности, в Афинах профессиональные госслужащие делали очень многое: выполняли полицейские функции, были нотариусами, писцами и архивариусами, проводили выборы, вели государственную бухгалтерию, следили за правильностью мер, весов и денег на рынке. Кстати, в экономическом доминировании Афин и распространенности знаменитой афинской тетрадрахмы по всему миру сыграл роль замечательный институт проверки денег, изобретенный в городе: любой желающий мог принести мешочек монет в государственную контору, и там эксперт бесплатно (или за номинальную плату) удостоверял их подлинность, опечатывая мешочек специальной нотариальной печатью.

Так вот, все эти служащие были государственными рабами, civil servants в прямом смысле этого слова. В London Review of Books рецензия на перевод с французского важной книги об этих рабах (Democracy's Slaves: A Political History of Ancient Greece by Paulin Ismard, translated by Jane Marie Todd. Harvard, 188 pp, £25.95, January, ISBN 978 0 674 66007 6. Review by Peter Green, LRB Vol. 39, No. 8, 20 April 2017, pages 23--24).

На невольничьем рынке покупали смышленых мальчиков (афиняне не хотели допускать династий госслужащих, поэтому новых всегда брали со стороны), обучали и давали соответствующие должности. У этих рабов был довольно высокий статус: им платили зарплату, пенсию, им можно было покупать движимое и недвижимое имущество, хотя они сами оставались имуществом государства. Им гарантировали личную неприкосновенность. Они были ценными специалистами.

С другой стороны, они оставались рабами: за преступления их можно было бичевать, лишить статуса, продать или послать на серебряные рудники. Возможно, этим объясняется один интересный факт. Афинские политики были замешаны в изрядном количестве скандалов. Там хватало коррупции, воровства и даже измены. А вот про аналогичные скандалы среди государственных рабов мы ничего не знаем. Похоже, их не было: рабам было, что терять, а приобрести они не могли ничего.

Я, правда, не понял, что происходило с детьми государственных рабов, если династии были запрещены. Вряд ли их продавали; возможно, они получали свободный или полусвободный статус.

В Риме времен Империи и Византии эти функции выполняли императорские вольноотпущенники и евнухи. А что происходило в Риме времен Республики, я не знаю. Многие функции civil servants там выполняли эдилы и квесторы, но это были политические, выборные должности. К тому же выбирались на них молодые люди в самом начале карьеры, по сути мальчишки. Были ли у них несменяемые профессиональные помощники? Если да, то в каком статусе?

This entry was originally posted at http://scholar-vit.dreamwidth.org/508340.html. Please comment there using OpenID.

comment count unavailablecomments

Tags:

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
gena_t
Apr. 15th, 2017 04:33 am (UTC)
Статус у детей должен был определяться по матери. Браки же у рабов не признавались.

А может этих госслужащих даже и кастрировали, в Византии же евнухов на больших должностях было много, может это ещё от греков пошло?

Edited at 2017-04-15 04:34 am (UTC)
siberian_laykee
Apr. 15th, 2017 05:27 am (UTC)
Госарбайтеры, в прямом смысле слова
Восхитился прочитав пост. Однако. И вспомнил историю про "госарбайтеров", но вначале маленькое замечание.
Не понаслышке будучи знаком с деятельностью низовых сотрудников администрации, скажу, что в современной России отношение к сотрудникам госаппарата очень схоже. Собственно, это было главной причиной, по которой я так и не примкнул.
Теперь про госарбайтеров. Когда мы создавали бизнес - инкубатор на площадях бывшего оборонного завода, некоторое время приходилось работать в условиях режимности.
Главный заводской КГБшник, зам по режиму и секретности, был дядькой старым, но бодрым. Встречает как то он меня на территории и спрашивает:
- я слышал, у тебя на объекте узбеки работают? (как-же, у кого я пропуска оформлял)
- да, есть немного.
- да мне бы пару госарбайтеров поздоровее.
- вам зачем (осторожно интересуюсь)
- в защиту поставить в баскетбольную команду, а то у нас одни старички.
- Нет, говорю, не получится. Они в баскетбол не играют. И кстати, они не Госарбайтеры, а Гастарбайтеры.
- Как это не госарбайтеры? Их же государство прислало работать? Значит госарбайтеры...
alex_khavr
Apr. 15th, 2017 06:06 am (UTC)
Вспоминаются только 6000 рабов, выкупленных Римом после Канн и записанных в армию. Но не уверен, что за ними сохранился рабский статус.

А так, своих "скифов" в Риме, насколько я помню, не было. Республика была именно "общим делом", занимались управлением непосредственно граждане. А если чей-то раб при этом нарушал закон, то карался всё равно хозяин.
messala
Apr. 15th, 2017 11:57 am (UTC)
Помощники могут быть какие угодно, в т.ч. и рабы, конечно. Вопрос в том, кто несет ответственность за принимаемые решения. В Риме это, конечно, всегда магистраты, т.е. выборные. Кроме цензоров, избиравшихся на 5 лет, все остальные магистратуры годичные. Пожизненные должности только у некоторых жрецов.

И ещё я не помню, чтобы в Риме были государственные рабы. Но тут могу ошибаться.
scholar_vit
Apr. 15th, 2017 01:09 pm (UTC)
Ну вот есть рыночный эдил. В его работе масса чисто технических вопросов, причем довольно сложных. Как хранить государственные эталоны мер и весов? Как их выверять? Что делать, когда они от времени изнашиваются? Как проверять торговцев: как часто, какая точность допустима, а за какую наказывать? Какие есть уловки торговцев, и как с ними бороться? Ничего этого эдил не знает, и опыта у него нет.

Эдил, конечно, отвечает за решения, но кто ему дает технические советы? Кто хранит институциональные знания и передает традиции от эдила к эдилу? Неужели каждый год с приходом нового эдила все начинается с нуля?

Или возьмем любого другого магистрата. Ему нужен архив старых решений. Кто его ведет? Кто обеспечивает преемственность? Кто знает, как ведется делопроизводство?

Личные рабы магистратов тут не годятся: им тоже нужно время, чтобы всему этому научиться, а тут глядишь, и год прошел.

Историки прошлого, конечно, всем этим не интересовались: они писали о тех, кто несет ответственность за принимаемые решения. Теперь взгляд стал шире, что показывает книга Паулина Исмара.
messala
Apr. 15th, 2017 01:25 pm (UTC)
Конкретно про эдилов не знаю. Скорее всего, по аналогии с преторами, он получает записи от своих предшественников. Возможно, и какой-то технический штат, но это наверняка наемные служащие, не рабы.

У преторов (судебных (в основном) магистратов) дело обстояло так. Каждый претор в момент вступления в должность издавал т.н. "вечный эдикт" - декларацию, как и что он собирается делать на своем посту, например, "в делах о купле-продаже отныне в обязанности судьи входит проверка того, не было ли сторонами совершено мошенничество с целью ввести в заблуждение контрагента", а раньше, до такой декларации, для такой проверки нужно было специальное заявление одной из сторон, exceptio doli.

Вечным этот эдикт назывался потому, что хотя формально новый претор не был связан обязательствами предшественника, по традиции они соблюдались. Вечный эдикт хранился, как и прочие документы Республики, в храме Сатурна вместе с государственной казной. Любой желающий мог получить копию с него (для этого были специальные писари). Учитывая тотальную вовлеченность римлян во всяческие судебные процессы, такие копии были если не у каждого активного гражданина, то уж точно у тех, кто собирался выдвигаться на должность претора.

Что касается хозяйственных должностей, то уверен, что там все было проще, немногие правила (если они были) должны были быть всем известны.
scholar_vit
Apr. 15th, 2017 01:49 pm (UTC)
Есть у меня подозрение, что именно жрецы или храмовые рабы и были техническими специалистами. В Риме, особенно времен Республики, масса государственных функций была связана с храмами. Похоже, что архивариусы, хранители эталонов и прочие специалисты именно там и работали.

Похоже. однако, что это не очень исследованная тема.
scholar_vit
Apr. 15th, 2017 01:56 pm (UTC)
Вообще у меня все больше вопросов о римской жизни, о которых книги как-то не пишут.

Ну вот все знают о ликторах. Ходил такой почетный караул/охранники за должностными лицами. А что это были за люди? Свободные? Патриции? Плебеи? Рабы? Как туда попадали? Кто им платил, и сколько? Где они жили: были какие-то ликторские казармы? Какие у них были обязанности?

Историков все больше интересуют "герои и цари: Рамзес, Наполеон, певцы, чей гордый прах покоит Пантеон". А мне интересен ликтор, писец, инженер, архивариус...
messala
Apr. 15th, 2017 02:01 pm (UTC)
Ликторы, естественно, не просто свободные - это весьма почетная должность. К тому же это, помимо почетного караула, еще и экзекуторы - палачи.

Что касается патрициев/плебеев, ко 2 веку до н.э. это разделение практически не имело какого-нибудь политического смысла (кроме того, что трибунскую должность мог занимать только плебей, а некоторые жреческие - только патриций).

И да, я выяснил - государственные рабы в Риме действительно были, и действительно составляли штат некоторых магистратов. Но исключительно технический - т.е. невозможно себе представить что-нибудь типа греческого раба-полицейского ("скифа"), разгоняющего бичом свободных граждан.
scholar_vit
Apr. 15th, 2017 02:10 pm (UTC)
Спасибо: очень интересно.
warlen
Apr. 20th, 2017 08:24 am (UTC)
Про ликторов даже в романе "Спартак" есть: там ликтор - заслуженный ветеран-легионер. Конечно, это всего лишь художественная литература, но вряд ли Джованьоли мог исказить историю в таком простом вопросе.
messala
Apr. 15th, 2017 01:32 pm (UTC)
И вот еще что. Римский магистрат значительно более свободен в проявлении инициативы и в административных полномочиях, чем нынешние чиновники или иные должностные лица. Он сам устанавливает правила.

К примеру, римские законы (принимаемые народным собранием) делились на три типа: lex perfecta (совершенный закон) - закон, где есть описание запрещаемого деяния, объявление о ничтожности этого деяния, санкция - т.е. наказание за такое деяние; lex minus quam perfecta (не особо совершенный закон) - то же самое, но без санкции; lex imperfecta (несовершенный закон) - содержал только обозначение запрещаемого деяния.

Так вот, большинство принимаемых законов было именно leges imperfectae, т.е. это было в сущности указание ответственным магистратам - "народ хочет, чтобы вот такого не было, а ты уж сам разберись, как этого добиться и как наказывать нарушителей".
strator
Apr. 15th, 2017 07:11 pm (UTC)
Любопытная, наверное, будет книжка.
Насчет госслужащих рабского статуса - они были но их было очень мало, скорее десятки, чем сотни человек. Основную работу по администрированию выполняли или выборные магистраты или коммерческие подрядчики. Магистраты действительно сменялись через год, но нужно иметь в виду, что они в основном происходили из семей потомственной аристократии и "искусству управления" учились с пеленок. Нужными знакомствами и связями обзаводились в детстве, юриспруденцию изучали в школе, а практикам учились на начальных этапах карьеры. Архивы в основном хранились в храмах и за ними присматривали жрецы. Соответственно, среди жрецов были компетентные специалисты, к которым можно было в случае необходимости обратиться за консультацией. Потом, были юристы, которые также работали в архивах, и историки. Помним про важность личных связей. Магистраты к работам часто привлекали младших родственников (тех самых, которые готовились к карьере) и домашних слуг. Ему по штату было положено два или три секретаря - обычно это были свободные, но бедные люди, работавшие за зарплату, которое им платило государство. Остальных слуг и помощников он должен был содержать за свой счет. Скорее всего опытные делопроизводители там были на особом счету и переходили из одной администрации в другую. Что касается ликторов - они также были свободными, получали зарплату, но это были лица низкого статуса и их профессия не пользовалась особым уважением.
Несвободных мы в относительно большом количестве найдем в личном хозяйстве императора. Ведь император был не только правитель, но еще и крупнейший собственник, ему принадлежали огромные владения по всем провинциям империи, плюс определенные промыслы, скажем, горнодобывающий и чеканка монеты, плюс армейские дела. У него как у собственника были интересы в разных местах. Вот представительство его интересов в городских советах, или в судах, а также ведение хозяйства в принадлежавших императорам имениях находилось в руках вольноотпущенников-виликов или прокураторов. Т.е. это были специально обученные рабы, отпущенные на волю. Занимаясь администрацией в современном смысле слова они пользовались огромной властью, но при этом юридический их статус был неполноправный. Соответственно, отчитывались они перед императором лично, он был их хозяин. У императора также были секретари, которые ведали его перепиской, финансами, распорядком дня, они тоже были вольноотпущенники. Они пользовались огромной властью и накапливали большие богатства. Со временем эти обязанности все чаще стали выполнять свободные люди, как правило выходившие из провинциальных администраций. В итоге, к концу античности сформировался вполне полноценный государственный аппарат.
Я это пишу по римскому материалу, в классических Афинах и на эллинистическом Востоке могли быть нюансы.
Могу отослать Вас к двум хорошим работам. Первая - статья Смышляев А.Л. Всадники во главе ведомств императорской канцелярии во II - начале III вв. // Вестник древней истории. 1981. № 2. Она где-то была в сети.
Втрая - монография Джонс А.Х.М. Гибель античного мира. Она также была в сети. Там очень подробный рассказ об этих службах и разных ветках администрации.
Если Вам будет интересен какой-то специальный вопрос по этой теме - спрашивайте, попробую помочь.
scholar_vit
Apr. 15th, 2017 09:18 pm (UTC)
Спасибо - очень интересно! Похоже, во время Республики храмовые специалисты были аналогом нынешних civil servants: неполитические служащие, работающие на государство, а не на победителя в выборах. Вообще я все больше понимаю, что роль храмов и жрецов в секулярной жизни Рима была совсем не такой, как кажется из популярных книжек.

За разрешение обращаться спасибо. Я на самом деле мало что про это знаю: так, читаю книжки. Вот книгу Исмара купил - будет интересно посмотреть...
chapaevv
Apr. 15th, 2017 08:56 pm (UTC)
Буарский эмират, конец 19 века:

"Серьезной проблемой, которую представилось решить Н. В. Чарыкову, было рабство. По ранее заключенному с русским правительством договору запрещалось рабство и работорговля, расформировывались невольничьи рынки. Однако нелегальная работорговля продолжалась, это и предстояло пресечь Н. В. Чарыкову. Как выяснил российский дипломат, рабы по своему этническому составу были почти исключительно персияне, но были и туркмены, эрсаринцы, мервцы и текинцы.
Как только в Бухаре открылось Русское политическое агентство и сюда в качестве политического агента прибыл Н. В. Чарыков, к нему посыпались ходатайства рабов об освобождении. Все они мотивировали свои ходатайства вышеупомянутым договором о прекращении работорговли и отмене рабства. Как докладывал русский политический агент: «я держался одного итого же порядка: требовать немедленного освобождения просителя, а в сомнительных случаях доставления раба ко мне для личного допроса, затем оказывал возможное содействие к проезду освобожденных в Хорасан». Русский дипломат выявил три разряда рабов:
«1) служащие в войсках (в числе сарбазов),
2) занимавшие различные государственные должности,
3) находившиеся в личном услужении у частных лиц.
Последний разряд был наиболее многочисленный и наиболее заслуживал сожаления». При этом Чарыков замечает, что «рабство в Бухаре, основанное на мусульманском законе, было гораздо человечнее, чем рабство негров в Америке». Отдельные рабы добивались высокого положения, так современный Чарыкову бухарский первый министр происходил из рабов.
Если третья категория рабов освобождалась безусловно, а вторая обусловлено, так как они распоряжались государственными деньгами и знали государственные секреты, то первая категория по просьбе эмира не освобождалась. Они получали, как решил Н. В. Чарыков, личную свободу, но не освобождались от воинской службы. Ибо число сарбазов - бывших рабов составляли 1/10 часть бухарского войска, и эмир не хотел эту часть терять."
scholar_vit
Apr. 15th, 2017 09:19 pm (UTC)
Спасибо!
warlen
Apr. 20th, 2017 08:34 am (UTC)
Интересно, что рабы "почти исключительно персияне". Насколько я знаю, в Бухаре ираноязычное население составляло привилегированный слой, а тюркоязычное было менее богатым и образованным. Но рабы почти все иранцы...
chapaevv
Apr. 20th, 2017 09:05 am (UTC)
Что ж, можно вспомнить другой исторический пример - кем были (по языку ли, национальности или религии) большинство рабов в России до 1861 г.
gena_t
Apr. 21st, 2017 12:23 pm (UTC)
Потому что шииты. По правилам мусульман нельзя в рабство брать, но шиитов сунниты за мусульман не очень считали.
warlen
Apr. 27th, 2017 11:08 am (UTC)
Спасибо!
Да, я совсем упустил из виду этот фактор, что таджики, хотя и родственны иранцам этнически, но по религии сунниты.
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek