scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Categories:

О сэре Артуре Конан-Дойле, судье Муре и Маргарет Этвуд

В комментариях к моей предыдущей записи привели интересный факт: новости о том, что кандидат в Сенат, судья из Алабамы Рой Мур обвиняется в попытке растления четырнадцатилетней девочки, а также его собственное признание, что он в тридцатилетнем возрасте встречался с шестнадцатилетними девочками (это не преступление в Алабаме) не уменьшили, а увеличили желание евангеликов голосовать за него. Разумеется, тут сыграла роль ненависть к "Lügenpresse" вроде Washington Post: раз они об этом пишут, то мы назло проголосуем. Но на мой взгляд, тут был еще один фактор.

Но вначале давайте уйдем на полтораста лет в прошлое. Первым произведением сэра Артура Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе был, как известно, "Этюд в багровых тонах" (1887). Именно там содержится масса сведений о Холмсе, бережно собранных и каталогизированных его поклонниками; именно оттуда классическая фраза: "Я вижу, Ватсон, вы прибыли из Афганистана". Однако интересно другое: эта повесть — злая инвектива против мормонов, главных злодеев сюжета. Настолько злая, что современные поклонники Шерлока из мормонов даже сочинили легенду о том, что к концу жизни Конан-Дойл раскаялся и просил прощения у церкви Святых Последних Дней.

Судя по всему, обычаи тогдашних мормонов, в частности, многоженство, вызывали (не совсем здоровое) любопытство у английских читателей, которое молодой писатель использовал для вящего успеха своего произведения. В его повести мормоны тщательно следят за молодыми девочками, предназначая их в гаремы своих старшин и их детей.

Честно говоря, я всегда относился к этому сюжету как к обычному разжиганию страха перед "чужим"; точно так же, как в "Долине ужаса" страшными чужими выступают ирландские иммигранты. Хорошо известно, что одним из обычных элементов ксенофобии является описание "чужого" как сексуального хищника. Наиболее распространенной причиной линчевания в США было обвинение черного в том, что он не так посмотрел на белую женщину. Одним из первых антисемитских законов в гитлеровской Германии был запрет евреям нанимать арийскую женскую прислугу. Здесь еврей рассматривается как сексуальный хищник, готовый растлить невинную белокурую служанку. Интересно, что это представление о чужом как о сексуальном хищнике и сексуальном гиганте работало в обе стороны. Реб Арье Лейб у Бабеля говорит о высшем проявлением молодости и силы двадцатипятилетнего Бени Крика: "Вы можете переночевать с русской женщиной и русская женщина останется вами довольна". Очевидно, русские женщины и удовлетворяющие их русские мужчины в глазах ребе Лейба сексуальнее его соплеменников.

Однако я теперь все больше понимаю, что дело не только в сенсационности молодого детективиста. Похоже, американские христианские фундаменталисты, причем не только (а в последнее время не столько) мормоны, сколько евангелические христиане действительно заморочены на отношениях между взрослыми мужчинами и молодыми девушками и даже девочками. Недавняя статья Кэтрин Брайтбилл подтверждает это наблюдение. Брайтбилл пишет, что среди фундаменталистов распространено мнение, что нормально, правильно и хорошо, когда взрослый мужчина подбирает себе девочку лет пятнадцати, воспитывает ее и готовит в будущие жены. Иногда это сопровождается сексуальными отношениями, но виновата в "грехе" всегда девочка: она обязана быть скромной и добродетельной, и заниматься сексом только после брака. Масса проповедников и публичных фигур христианских правых объясняет, что браки взрослых с девочками — самые правильные и богоугодные. Они это делали задолго до новостей об эскападах судьи Мура: это часть их мировоззрения (см. подробности в статье по ссылке выше). Фил Робертсон объяснял, что жену надо выбирать до того, как ей исполнилось двадцать: идеальный возраст, по его словам, пятнадцать-шестнадцать лет. Подчеркну, что тут речь о возрасте девушки: мужчина должен быть вполне взрослым.

Я полагаю, что дело не в какой-то особенной склонности американских правых христиан к педофилии. Дело во власти. Да, они заморочены, но не столько на сексе, сколько на иерархии и подчинении женщины. Маргарет Этвуд в "Рассказе служанки" это очень хорошо показывает. Описанное там общество основано на подчинении женщины, но как мало в нем сексуального удовольствия даже для мужчин! Сцена полового акта между Командором, служанкой и хозяйкой является, пожалуй, одной из самых антипорнографических сцен такого рода в мировой литературе: она не только не способна возбудить читателей, но, пожалуй, гарантированно снимет уже имеющееся возбуждение.

Мне кажется, что для американского христианина-фундаменталиста главное в отношениях между взрослым мужчиной и девочкой, это неравенство. Взрослый может всласть командовать, и девочка вынуждена подчиняться. Интересно, что Мур подчеркивает, что встречаясь с девочками, он "всегда спрашивал разрешения у их родителей": девочка тут вещь, собственность родителей, которую дали Муру поиграть. Тут все удовольствие именно в этом, а не просто в трении гениталий. И похоже, сторонники Мура это прекрасно понимают, и готовы с энтузиазмом голосовать за него.

Бог, которому они поклоняются, это бог неравенства и унижения.

This entry was originally posted at https://scholar-vit.dreamwidth.org/523483.html. Please comment there using OpenID.

comment count unavailablecomments

Tags: americana, atwood, conan_doyle, politics, religion, sex
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments