scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Category:

Из записок преподавателя 1. История вундеркинда или Почти по Андерсену

Светлой памяти Владимира Ланцберга

Что-то меня всё чаще спрашивают о моей преподавательской деятельности. Ладно, на эту тему у меня есть разные истории. Если интересно, расскажу. А начну я с истории про одного вундеркинда.

В Одесском университете существовали (а может, и сейчас есть) воскресные школы для старшеклассников. Учили в них не закону божьему, как положено в воскресных школах, а вовсе математике и физике. Преподавали там студенты мехмата и физфака; математическая школа работала с девяти утра до полудня, а физическая с полудня до трёх. Все школьные годы у меня не было выходных: я шёл с утра в математематическую школу, а после обеда - в физическую. Поэтому когда я сам поступил в университет, для меня вопроса, чем занять воскресенье, не было: я настолько привык ходить в этот день в здание на Пастера 42, что стать преподавателем физической школы для меня было совершенно естественно. Так что мой реальный педагогический стаж начинается с первого курса. С тех пор больше четверти века, где и кем бы я ни работал, стараюсь преподавать. Чаще бесплатно - но я со времён воскресной школы привык к тому, что учить - это удовольствие, и деньги за это не положены.

Сегодня я хотел бы рассказать об одном моём ученике, И. Это был ярко выраженный представитель породы нахальных вундеркиндов (я и сам к ней принадлежал, но всё-таки, мне кажется, не до такой степени). Маленький, прыщавый, в замызганных очёчках, он приходил в школу с одной целью: доказать всем, что он самый умный, а преподаватели, наоборот, дураки. Он искал у меня ошибки и придирался к каждому слову. Он любил задавать вопросы - чаще всего явно искусственные и сочинённые только для того, чтобы поставить преподавателя в тупик. При этом он был совсем не глуп: обычный метод - дать классу задачки посложнее, чтобы нахал увидел, что есть много ребят, которые лучше его их решают, - тут не работал. Так как И. решал задачки быстро. Не быстрее всех, но очень прилично. Так что надо было с ним общаться, улыбаться и ни в коем случае не обижать: такие обижаются легко, и обычно это их сильно травмирует. Я мягко и спокойно отвечал на его безумные вопросы, поправлял его ошибки - и только всевидящий Бог знает, сколько раз я мечтал свернуть ему цыплячью шею.

Через некоторое время я узнал, что на моих уроках И. был как раз не очень вирулентным. Потому что приходил на них несколько уставшим. С утра он шёл в математическую школу (напомню, она была с девяти до полудня) и пил кровь не из меня, а из преподавателей этой школы. Узнал я это потому, что познакомился с милой девушкой с мехмата, которая преподавала в математической школе.

Надо сказать, что в отношениях между парнем и девушкой иногда бывает момент, когда вместе быть приятно, а о чём говорить, не очень ясно. Наступает неловкое молчание. У нас с этой девушкой такой проблемы никогда не было: мы всегда могли говорить об И. и о том, как он нас обоих достал. Как ему, наверное, икалось во время наших свиданий!

Впрочем, говорили мы не только об И. Были и другие темы. Так что через некоторое время то ли из-за этих разговоров, то ли по другой причине, но мы с этой девушкой поженились. И продолжаем жить вместе - страшно подумать, сколько лет.

Но вернёмся в те времена. Мы с женой закончили университет и потеряли И. из виду. Встретили мы его только через несколько лет, столкнувшись в театре в антракте какой-то пьесы или концерта. Жена не сразу узнала И. - так он изменился. Он стал выше: то ли вырос, то ли перестал сутулиться. Плечи развернулись. Куда-то исчезли прыщи. Он наконец-то вымыл свои очки, и под ними обнаружились умные и слегка насмешливые глаза. Мы поговорили: боже, как изменилась его речь! Ушла суетливая манера всё время доказывать, какой он умный: он говорил спокойно, вежливо и с достоинством. В поводу у И. была изумительной красоты девушка, не отрывавшая от него влюблённого взгляда. Я не знаю, была ли она причиной или следствием разительных перемен, произошедших с парнем.

В точном соответствии с андерсеновским сюжетом перед нами стоял красивый и гордый лебедь. Но знали бы вы, как трудно его было выдержать, когда он был гадким (очень гадким) утёнком.

Tags: teaching
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments