scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Categories:

Опять о еврейском детсаде: ещё одна история из жизни

Тут мне говорят, что предыдущей заметкой о еврейском детсаде я закрыл вопрос. Тем не менее, расскажу-ка я ещё одну историю. А потом объясню, как бы на месте хозяев детсада поступил бы я, и почему.

Мой сын учится в одной из лучших государственных школ в США. Дело не только в программе, хотя программа там очень хороша: просто когда конкурс 10 человек на место, уровень школы не может не быть высоким. Но сейчас речь пойдёт не о школьных курсах физики и математики или гуманитарных предметах (хотя там есть что рассказать), а о так называемом восьмом уроке. Дело в том, что в школе есть правило: дети регулярно должны оставаться после обычных семи уроков и посещать занятия кружков и клубов. Клубов там много (неполный список есть вот тут). Помимо привычных шахматных, математических, театральных (в школе три театра!), там есть и политические клубы (республиканцы, демократы, либертарианцы, сторонники освобождения Тибета и мира во всём мире...), бридж-клуб, поэтическое общество и даже союз любителей мультфильмов про Симпсонов. Руководству школы всё равно, в какой клуб ты ходишь (а самому школьнику новый организовать очень просто), но куда-нибудь ты ходить обязан. За прогулы восьмого урока наказывают точно так же, как за прогулы остальных занятий.

Так вот, некоторое время мой сын ходил в Союз Черных Школьников. Я очень удивился: в нашем роду, как в анекдоте, были только белые медведи, и бурых или гризли не затесалось. "Зачем ты туда ходишь?" - спросил я. "Мне интересно, о чём они говорят". "А еврейский клуб у вас есть?" - "Да". - "А черные туда ходят?" - "Конечно". Тут я почувствовал себя ещё в одном анекдоте - помните, про негра с газетой на иврите. "Зачем они туда ходят?!" - "А им тоже интересно".

Поразмыслив, я ещё раз порадовался тому, в какую хорошую школу попал мой сын.

Возвращаясь к истории про еврейский сад, где отказали русским детям - по-моему, они поступили неправильно. Я не говорю про юридический аспект вопроса - я ничего не знаю про законы РФ в этой области. Я говорю про моральный аспект.

На мой взгляд, правильнее было бы сказать: "Знаете, у нас еврейский религиозный садик. Мы учим иврит, читаем Тору, дети едят кошерное, празднуют еврейские праздники. Вы уверены, что хотите воспитывать русского ребёнка в этом духе?" 99 шансов за то, что родители бы сами извинились и повесили трубку. Но в том редчайшем случае, когда они захотели бы на это пойти - ребёнка следовало взять. Разумеется, не делая ему никаких исключений и послаблений: пусть вместе со всеми учит Тору и носит кипу на русых кудрях. Когда он вырастет, евреем он, конечно, не станет. Но зато есть шанс, что будет в России больше на одного человека, который видит в наших обычаях, вере и обрядах не нечто неизвестное, чуждое и пугающее, а что-то близкое и тёплое. Знакомое с детства.

А это, на мой взгляд, хорошо для всех нас.

Tags: ethics, лытдыбр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →