scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Category:

Из записок преподавателя. 2. О списывании

Каждый преподаватель когда-то сам был студентом. Поэтому я решил, что мои студенческие истории тоже могут идти под этой рубрикой. Тем более, что o_proskurin завёл интересный разговор о списывании (см. тут и тут). Так что я тоже решил поделиться.

На большинстве устных экзаменов кафедры теоретической физики списывание было абсолютно невозможно. Даже для самого опытного шпаргальщика и бомбиста. По очень простой причине: списывание есть нелегальное пользование письменными материалами. А на этих экзаменах ими разрешалось пользоваться вполне легально. Можно было приносить конспекты и учебники. Самые либеральные преподаватели разрешали выходить в коридор и, как говорят на теле-ЧГК, пользоваться помощью зала. Во время таких экзаменов возле кафедры толпился народ, оказывая гуманитарную помощь выскакивающим с лихорадочным румянцем студентам. Я в студенческие годы довольно часто ходил туда консультировать: объясняя материал, сам его лучше понимаешь.

Впрочем, эти вольности не делали экзамен легче. Когда человек, не знающий материала, садится пусть даже с самым правильным ответом к преподавателю, а тот вежливо выслушивает и начинает спрашивать: "А вот эта формула откуда? А что было бы, если мы предположили этот параметр не малым?", - то пробелы в понимании обнаруживаются быстро и чётко.

Но нет правил без исключений. Один из наших преподавателей требовал ходить к нему на экзамен "голым", без конспекта и учебника. И "консультации" запрещал. Разумеется, сам он тоже выходил к доске без всяких конспектов. Кстати, был одним из лучших лекторов, которых я когда-либо слушал.

Однажды, правда, он оскоромился. Есть такое преобразование Боголюбова в БКШ. Там надо запомнить пару коэффициентов, выводить которые всегда лень. Излагая его, преподаватель вынул из кармана пожелтевший листок календаря десятилетней давности и списал оттуда формулы на доску. Я сидел на первой парте и тут же заметил: "Как же так? Вы нам шпаргалками пользоваться запрещаете, а сами?" Преподаватель ответил: "Хорошо. Если вам попадётся преобразование Боголюбова, я разрешаю посмотреть конспект".

Дальнейшее противоречит теории вероятности, но клянусь, так оно и было на самом деле. Мне в билете попался вопрос про преобразование Боголюбова. Память у меня была неплохой, и конспект мне не понадобился. Я сел отвечать. Надо сказать, что я тогда был ещё более нахальным, чем сейчас, поэтому дойдя до этого места, я сказал: "А вот тут делается преобразование Боголюбова, коэффициенты которого я, в отличие от Вас, помню."

"Достаточно," - сказал преподаватель. И замолчал. Я тоже молчал. Наконец, он поднял глаза. "Скажите, - спросил он, - у вас были неприятности из-за вашего длинного языка?" "Да," - вздохнул я. "То ли ещё будет," - сказал он, выводя пятерку в моей зачетке.

И оказался пророком.

Tags: teaching
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments