?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вопрос к френдам

Около месяца-двух назад кто-то из френдов приводил в качестве иллюстрации отсутствия у человека вероятностной интуиции задачку про безопасность двух- и четырехмоторного самолёта. Что-то я не могу найти ссылку. Не напомните, у кого это было?

Comments

( 85 comments — Leave a comment )
hasbulat
Jan. 16th, 2006 06:57 pm (UTC)
Мог бы быть я, имею обыкновение, знаете ли, лезть в материи, которыми не владею, а сия относится именно к таковым. :)
scholar_vit
Jan. 16th, 2006 07:01 pm (UTC)
А ссылку не помните?
(no subject) - hasbulat - Jan. 16th, 2006 07:22 pm (UTC) - Expand
bgmt
Jan. 16th, 2006 07:07 pm (UTC)
писал я, а у кого не помню - может у yqama? Если что, могу снова сформулировать.
taki_net
Jan. 16th, 2006 07:16 pm (UTC)
Хотя бы - что за задача?
(no subject) - bgmt - Jan. 16th, 2006 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - french_man - Jan. 16th, 2006 07:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - french_man - Jan. 16th, 2006 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sanzoku - Jan. 16th, 2006 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - french_man - Jan. 16th, 2006 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sanzoku - Jan. 16th, 2006 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 16th, 2006 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - french_man - Jan. 16th, 2006 09:13 pm (UTC) - Expand
не совсем так - bgmt - Jan. 16th, 2006 09:15 pm (UTC) - Expand
Re: не совсем так - geish_a - Jan. 23rd, 2006 08:15 am (UTC) - Expand
Re: не совсем так - bgmt - Jan. 23rd, 2006 09:05 am (UTC) - Expand
Re: не совсем так - geish_a - Jan. 23rd, 2006 05:23 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
Re: не совсем так - geish_a - Jan. 23rd, 2006 07:15 pm (UTC) - Expand
Re: не совсем так - scholar_vit - Jan. 23rd, 2006 08:29 pm (UTC) - Expand
Re: не совсем так - geish_a - Jan. 23rd, 2006 08:40 pm (UTC) - Expand
Re: не совсем так - scholar_vit - Jan. 23rd, 2006 09:14 pm (UTC) - Expand
Re: не совсем так - geish_a - Jan. 23rd, 2006 09:19 pm (UTC) - Expand
Re: не совсем так - sergeyr - Jan. 24th, 2006 07:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - drmor - Jan. 17th, 2006 03:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 17th, 2006 03:36 pm (UTC) - Expand
livius
Jan. 16th, 2006 07:38 pm (UTC)
Дык, может заново решить?
bgmt
Jan. 16th, 2006 07:49 pm (UTC)
А что, разве и решение просили? Вообще-то любой с трёхкурсным образованием и сам может решить за пять минут. Уж сколар_вит-то точно может!
(no subject) - livius - Jan. 16th, 2006 08:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - burich - Jan. 16th, 2006 08:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 16th, 2006 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - burich - Jan. 16th, 2006 10:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 16th, 2006 11:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cema - Jan. 17th, 2006 12:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 17th, 2006 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livius - Jan. 16th, 2006 11:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 16th, 2006 11:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - livius - Jan. 16th, 2006 11:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_b - Jan. 17th, 2006 02:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - misha_b - Jan. 17th, 2006 02:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 17th, 2006 03:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_b - Jan. 17th, 2006 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 17th, 2006 10:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - misha_b - Jan. 18th, 2006 12:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - old_radist - Jan. 23rd, 2006 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 23rd, 2006 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_radist - Jan. 23rd, 2006 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 23rd, 2006 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_radist - Jan. 23rd, 2006 03:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 23rd, 2006 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasja_iz_aa - Jan. 28th, 2006 11:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 29th, 2006 12:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - vasja_iz_aa - Jan. 29th, 2006 12:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - vasja_iz_aa - Jan. 29th, 2006 03:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 29th, 2006 08:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - vasja_iz_aa - Jan. 29th, 2006 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasja_iz_aa - Jan. 30th, 2006 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vasja_iz_aa - Jan. 30th, 2006 07:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jan. 23rd, 2006 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 23rd, 2006 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 23rd, 2006 12:11 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
taki_net
Jan. 16th, 2006 08:51 pm (UTC)
Под замком:-(
(no subject) - livius - Jan. 16th, 2006 11:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jan. 17th, 2006 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - scholar_vit - Jan. 17th, 2006 03:09 pm (UTC) - Expand
misha_b
Jan. 17th, 2006 02:12 am (UTC)

A kak mojet intyitsiya podvesti tyt? Odno chislo poryadka p^2, drygoe - p^3, gde p malen'koe (navernyaka ne bol'she, chem .001).
bgmt
Jan. 17th, 2006 10:42 pm (UTC)
Ха. Это после получения порядка интуиция? Я спрашиваю гуманитара. Что он знает о p^2 или p^3? Да вы спросите вокруг себя!
(no subject) - misha_b - Jan. 18th, 2006 12:23 am (UTC) - Expand
vitus_wagner
Jan. 17th, 2006 06:14 am (UTC)
Вообще-то условие задачи некорректное. Требуется рассмотреть
1. Вероятность посадки в планирующем режиме и выживании тех кто на борту при этом
(здесь у двухмоторного шансов явно больше, он меньше)
2. Вероятность успешной посадки 4-х моторного при одном работающем моторе (в норме она несколько выше, чем вероятность успешной посадки в планирующем режиме)
3. Условную вероятность отказа мотора при условии отказа другого мотора на том же самолете. События эти явно независимые, поскольку моторы эксплуатируются и обслуживаются одинаково.
Соответственно, если условная вероятность сильно отличается от вероятности отказа мотора вообще, четырехмоторному сильно лучше - он может искать место вынужденной посадки после отказа первого мотора, зная что если вот сейчас откажет второй, ещё не всё потеряно.

Это я к чему? Да к тому что человеческая интуиция принимает во внимание больше факторов, чем примитивные математические модели. Причем, и модели и интуиция не всегда правильно расставляют веса факторов. Но - по-разному.
sergeyr
Jan. 17th, 2006 10:02 am (UTC)
> здесь у двухмоторного шансов явно больше, он меньше

Новые 2-моторные аэробусы - здоровенные.
(no subject) - vitus_wagner - Jan. 17th, 2006 04:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sergeyr - Jan. 17th, 2006 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 17th, 2006 10:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_radist - Jan. 23rd, 2006 12:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 23rd, 2006 12:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_radist - Jan. 23rd, 2006 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bgmt - Jan. 23rd, 2006 01:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - agent_00f - Jan. 23rd, 2006 09:34 pm (UTC) - Expand
p_govorun
Jan. 17th, 2006 09:59 am (UTC)
Это действительно неудачная иллюстрация к работе интуиции. Мы инстинктивно предполагает, что речь идёт об обычном человеке, который рассуждает так: "Моторов много, даже если (вдруг) один-два откажут -- долетим". На самом деле человек, который садится в самолёт, зная, что есть изрядный шанс не долететь -- смертник. Рассуждать он будет так: "Один мотор, авось, как-нибудь дотянет. А вот два -- вряд ли". И получит правильный ответ.
sergeyr
Jan. 17th, 2006 10:12 am (UTC)
Просто не надо возможности интуиции преувеличивать. Она не расчитывает точных формул для всех мыслимых коэффицентов, она грубо оценивает вероятности для одного набора параметров (ожидаемых) и предоставляет их сознанию в виде "кажется так". Причём сравнивать принципиально разные вероятности интуиция может с трудом (случай на озере by bgmt).
sergeyr
Jan. 17th, 2006 10:19 am (UTC)
А "рассуждает" интуиция, imho, примерно так:
"Почему именно 2 и 4 мотора? Не знаю, поэтому рассмотрю произвольное число. Вероятность отказа - маленькая, но заметная. Граничное условие N1 - 1 мотор. Если откажет - упадём. Вероятность - та же маленькая, но заметная. Граничное условие N2 - бесконечное число моторов. Чтобы отказала половина моторов, при том что должна - малая часть... ууууу, не бывает. Значит чем больше моторов - тем надёжней."
bgmt
Jan. 17th, 2006 10:50 pm (UTC)
И получается ответ, противоположный птице-говоруньему!
(no subject) - sergeyr - Jan. 18th, 2006 05:33 am (UTC) - Expand
угу - geish_a - Jan. 23rd, 2006 09:19 pm (UTC) - Expand
( 85 comments — Leave a comment )

Profile

knot
scholar_vit
scholar_vit

Latest Month

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek