scholar_vit (scholar_vit) wrote,
scholar_vit
scholar_vit

Враньё при помощи диаграмм

Эта заметка навеяна главой из уже цитировавшейся книги Tufte, The Visual Display of Quantitative Information. Следуя букве и духу законов об авторских правах, я изложу его мысли, но слова и сюжет будут моими. Я не буду приводить конкретных примеров. Но буду благодарен, если читатели приведут в комментариях примеры использования описанных приёмов в прессе.

Итак предположим, что в некую фирму пришёл новый начальник. В первый же год после этого прибыли фирмы возросли со ста миллионов долларов до ста пяти миллионов долларов. Ваша задача - изложить этот факт графически так, чтобы стало ясно, что акционерам следует сказать большое спасибо начальнику за их счастливое детство обеспеченную старость.

Начнём мы, однако, с совсем другой задачи: как правдиво показать читателю ситуацию? Для этого нужно представить данные в контексте. Следует взять прибыль фирмы за несколько лет. Пересчитать с учётом инфляции (иногда повышение на 5% в номинальных деньгах оказывается в реальных деньгах понижением). Построить график, из которого будет видно, выбивается ли последний год из общей тенденции, и если да, то в какую сторону. На графике можно отметить события в жизни фирмы: приход нового начальника, выход в серию нового продукта, выход в серию продукта конкурентов. Можно наложить на график динамику цен на сырьё и продукцию фирмы, динамику прибылей по отрасли и т.д. Разумеется, тут нужно искусство, чтобы читатель не потерялся среди обилия информации: надо, чтобы беглый взгляд давал представление об основных тенденциях, а изучение графика показывало детали. Подробнее об этом рассказывает Tufte, а мы перейдём к противоположной задаче: как надуть читателя.

Начнём с контекста. Если контекст помогает показать гениальность начальства, его можно оставить. Но если нет - долой его. Зачем начинать историю со всеми забытого года? Она началась тогда, когда пришёл луноликий! Оставим на графике только две точки: жалкие 100 миллионов вчера и сияющие 105 миллионов сегодня. Советская власть очень любила сравнивать свои достижения с 1913 годом; вопрос о темпах индустриализации России в конце 19 - начале 20 века при этом, разумеется, не ставился. На инфляцию тоже пересчитывать не будем: зачем? Перефразируя Tufte, замечу, что не всякий жулик не делает поправку на инфляцию, но тот, кто её не делает - почти всегда жулик.

Ну, нарисовали мы два столбика: в 10 единиц и в 10.5 единиц. Выглядит всё же не очень убедительно. Будем улучшать. Во-первых, если начать отсчёт не с нуля, а с 90 миллионов, то ситуация будет лучше: рост на треть! Сбить начало отсчёта - один из самых примитивных приёмов жуликов от диаграмм. Но как ни удивительно, он всё ещё используется (в correctura была даже заметка с примером его использования на ТВ). Недостаток такого приёма в том, что он слишком заметен, особенно для образованного читателя. Поэтому его надо замаскировать. Например, при помощи разных виньеток, клип-арта и прочих перегружающих график красивостей. Того, что Tufte называет chartjunk, диаграммным мусором. Ну, например, изобразим график на фоне парадного подъезда в штаб-квартиру фирмы. Лестница плавно переходит в колонны, а колонны - в столбики прибылей. Добавим к фону красочные фотографии продукции, начальства, работников - глаза разбегаются, и если повезёт, то и не заметят подлога.

Другой пример, менее очевидный и ещё более распространённый - изобразим прибыли не в виде скучных столбиков, а в виде долларовых бумажек. Бумажка поменьше за прошлый год, бумажка побольше за этот. В бумажке побольше длина и ширина увеличились на 5% в соответствии с ростом прибыли. А глаз воспринимает не длину и не ширину, а площадь. Которая увеличилась больше, чем на 10%! [На самом деле эффект чуть меньше, потому что глаз увеличение площади воспринимает чуть-чуть нелинейно].

Но, собственно, зачем ограничиваться двумерными объектами? Давайте будем изображать прибыль трехмерными объектами. Например, столбиками монет или пачками банкнот. Каждое измерение увеличим на 5% по сравнению с прошлым годом. А воспринимаемый глазом объём увеличится на 15.7%. Вполне солидный результат, показывающий благотворное влияние нового начальства. [С учётом нелинейности восприятия увеличение тут 13%, но тоже неплохо].

Следующий шаг - добавим перспективу. Пусть эти столбики монеток идут не слева направо, а от горизонта к нам, Тогда дальний столбик можно ещё уменьшить, списав это на законы перспективы. Добавив какой-нибудь chartjunk - стол, на котором лежат монетки, кассира за столом и так далее, - можно очень серьёзно манипулировать восприятием читателя. Тут уж позволительно вспомнить выкинутый выше контекст - старые данные. Теперь их можно привести, но при помощи перспективы уменьшить до нужного размера. Наверняка вы видели какие-нибудь картинки про рост, скажем, добычи нефти. Где трехмерные буровые вышки шагают из-за горизонта к нам, стремительно увеличиваясь при этом, что символизирует семимильную поступь прогресса. А какие-нибудь ёлочки-сосенки или там пальмы с верблюдами играют роль отвлекающего диаграммного мусора.

Вообще излишняя трехмерность очень полезна для жуликов. Возьмём секторные диаграммы - то, что по-английски называется pie charts. Знаете, круг - это 100% голосовавших, сектор в 90 градусов символизирует 25%, которые голосовали за кандидата А и так далее. Tufte обрушивается на такие диаграммы, говоря, что они очень малоинформативны, и глаз вполне способен воспринять вместо них таблицы - а хорошо составленная таблица гораздо полезнее и детальнее таких диаграмм. Но они в классическом варианте хотя бы не лгут. Однако в последнее время распространиась новая порода таких диаграмм - не вид "сверху", а трёхмерный вид "сверху и сбоку". То есть вместо круга - низенький цилиндрик. Основание, как и положено, эллипс. И этот эллипс разрезан на сектора. Но глаз плохо умеет оценивать площадь эллиптических секторов. Если точка зрения достаточно "сбоку", т.е. эксцентриситет эллипса достаточно велик, то простой поворот секторов приводит к изменению визуальных пропорций. Я не знаю, почему такие диаграммы так распространились: потому ли, что ширпотребовские графические пакеты их любят (как любят обилие отвратительных разноцветных трехмерных ленточек на диаграммах "деловой графики"), то ли из-за дополнительных возможностей манипуляции восприятием. Но я думаю, что в любом случае жулики диаграммного цеха эти возможности уже заметили.

В качестве итога - краткая памятка читателям газет с диаграммами. Если вы не хотите, чтобы вас одурачили, следите за руками! Если по оси x отложено время, спросите себя, почему выбран именно этот интервал? Что было за его пределами, и почему автор мог бы хотеть это скрыть? Если по оси y отложены деньги, то пересчитаны ли они с учетом инфляции? Если на диаграмме виньетки, ненужный мусор, chartjunk, то не скрывает ли он манипуляции с представлением данных? Если то, что можно изобразить на двумерном графике, изображено "красиво", с трехмерными объектами, ленточками, пирамидками и т.д., то автор либо безграмотен и не имеет вкуса, либо жулик (либо и то, и другое). Если на диаграмме есть ещё и трехмерная перспектива, то вас почти наверняка обманывают.

Соблюдение этих предосторожностей, увы, не гарантирует, что вас не обманут: я перечислил лишь самые простые, очевидные приёмы. Но их несоблюдение практически наверняка гарантирует, что вас одурачат.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments